Региональная политика. Социальная ориентация экономики региона

Понятие социально ориентированной экономики региона

Создание системы хозяйствования, направленной на установление баланса между социальным и экономическим развитием общества, принадлежит к числу вопросов, которые непосредственно касаются всего человечества, что обусловливает к ним пристальное внимание со стороны научного сообщества. Недостаточный уровень социальной ориентации экономики приводит к несбалансированности развития страны и ее регионов, негативно влияет на экономическое положение и социальный статус. Ключевым элементом устойчивого функционирования социальной ориентации экономики является ее обеспечение на региональном уровне.

Одним из методологических препятствий для создания единой и унифицированной концепции обеспечения социальной ориентации экономики является разнообразие трактовок самого процесса и понятия «социальная ориентация экономики». В настоящее время существует более двух десятков различных определений этого понятия. Социально ориентированную экономику региона можно определить как систему регионального хозяйства, обеспечивающую согласованность экономических и социальных интересов региона в рамках общегосударственного социально-экономического пространства в соответствии с требованиями социально-экономической безопасности и устойчивого регионального развития в долгосрочной перспективе. Таким образом, функционирование социальной ориентации экономики региона направлено на минимизацию социально-экономических рисков, обеспечение развития социального государства, создание на региональном уровне адекватных условий для развития личности и местных общин.

Принципы социально ориентированной экономики региона

Социальная ориентация экономики региона должна базироваться на системе принципов, которые отвечают ее содержательному и сущностному наполнению. К главным принципам обеспечения социальной ориентации экономики региона относятся:

  • сбалансированность экономического и социального развития;
  • социальная безопасность;
  • социальная справедливость;
  • согласованность региональных и государственных интересов;
  • органическая встроенность в государственную политику;
  • социальное партнерство и социальный консенсус;
  • информационная открытость и прозрачность;
  • социальный консенсус.

Принцип сбалансированности экономического и социального развития предполагает эффективное взаимовлияние экономической и социальной сферы развития региона на основе их синергетического взаимодействия.

Принцип социальной безопасности определяет направленность на минимизацию социальных и экономических рисков развития региона и их предупреждение.

Принцип социальной справедливости определяет направленность на достижение эффективности развития за счет предоставления стартовых условий в получении образования, здравоохранения, жилья.

Принцип согласованности региональных и государственных интересов определяет направленность на гармонизацию государственных, региональных и местных интересов социально-экономического развития с соответствующим разграничением полномочий и обязанностей между ними.

Принцип органической встроенности региональной политики в государственную политику по содействию развитию социальной ориентации экономики региона (далее – СОЭР) предполагает их взаимосвязь и взаимообусловленность как подсистем в системе.

Принцип социального партнерства предполагает уважение, доверие и учет интересов всех сторон обеспечения СОЭР, возможность добровольного принятия на себя обязательств и ответственности относительно их обеспечения, а также преодоление противоречий относительно распределения имеющихся ресурсов и общественного продукта.

Принцип информационной открытости и прозрачности предполагает гласность оценок и состояния экономических и социальных опасностей, эффективность решений относительно их преодоления, информирование о перспективах.

Соблюдение этих принципов способно обеспечить консолидацию общества, что является очень актуальным в посткризисный период.

Приоритетные направления социально ориентированной экономики региона

Определение приоритетных направлений позволяет аккумулировать ресурсы и концентрировать внимание непосредственно на главных аспектах обеспечения СОЭР. Формирование направлений развития СОЭР должно базироваться на реализации государственных региональных приоритетов и собственных приоритетах развития определенного региона.

В качестве критериев достижения состояния СОЭР выступают:

  • сбалансированный и эффективный вклад экономической и социальной сферы в развитие региона;
  • высокий уровень инновационной активности в социальной и экономической сферах;
  • минимальные риски для жизни, здоровья и развития населения региона;
  • преодоление тенизации и коррупции в экономической и социальной сферах;
  • высокая мотивация населения к проживанию в регионе;
  • высокий уровень социальной защищенности населения региона;
  • высокий уровень охраны здоровья населения и продолжительности его жизни;
  • накопление человеческого капитала региона в соответствии с потребностями социально-экономического развития региона и государства;
  • устойчивость процесса расширения среднего класса;
  • развитость социального партнерства.

Для достижения цели концепции и реализации приоритетных направлений целесообразна реализация соответствующих мероприятий и использование определенных механизмов.

Механизмы реализации концепции социальной ориентации экономики региона

К механизмам реализации концепции социальной ориентации экономики региона относятся нормативно-правовые, финансово-экономические, институциональные и информационные механизмы.

К числу нормативно-правовых механизмов принадлежит совершенствование действующего законодательства относительно СОЭР, а также обеспечение качественного его выполнения. На современном этапе для установления единых стандартов и согласования универсальных ориентиров развития для всех сторон, которые влияют на социальную ориентацию экономики, необходимо проведение экспертизы действующего законодательства на предмет соответствия принципам социальной ориентации и дальнейшее его совершенствование. Правовое закрепление характеристик оценки деятельности органов местной исполнительной власти и местного самоуправления требует включения критериев достижения социальной ориентации экономики.

Финансово-экономические механизмы касаются бюджетно-налоговой политики, мобилизации финансовых и других ресурсов, направлений и способов инвестирования и использования имеющихся ресурсов. Создание оптимальных механизмов распределения налоговых и других поступлений между регионами и центром, которые формируют доходные части бюджета соответствующего уровня, остается важной научно-практической задачей. Перспективным направлением аккумуляции финансовых ресурсов является привлечение средств за счет распространения муниципальных облигаций среди местной общины, предприятий и предпринимателей. Такой подход к привлечению средств является взаимовыгодным. С одной стороны, у населения есть возможность оперативного контроля за использованием средств, а с другой – оно инвестирует само в себя, осуществляя капитализацию собственной территории проживания. А во время возникновения кризисных экономических явлений создаются благоприятные условия для реструктуризации задолженности и конструктивного решения конфликта.

Вопрос выбора направления инвестиций обуславливает состояние рынка труда. С учетом того, что модернизация существующих, технологически устаревших производств (на уровне четвертого и ниже уклада) приводит к росту безработицы, требуется активное инвестирование в технологически новые производства и научные исследования, которые будут иметь спрос в будущем и смогут гарантировать продуктивную занятость. Таким образом, необходимым становится приоритетное финансирование отраслей, определяющих перспективы экономического и социального развития регионов.

Институциональные механизмы предусматривают углубление социальной направленности действующих институтов и расширение практики создания некоммерческих организаций и объединений граждан, направленных на решение социально значимых проблем.

Остается открытой проблема ограничения и противодействия влиянию на региональную экономику малых финансово-экономических групп в отношении отдельных социально значимых вопросов (ценообразование, бюджетные компенсации, преференции и т.п.), вредящих региональной общине в целом. Такое положение вещей обуславливается сильной консолидацией и высокой организацией этих групп, в отличие от другой части общества, которая недостаточно осведомлена и пассивна в данных вопросах. Противодействие таким малым группам с большими возможностями является эффективным лишь при условии увеличения сферы деятельности общественных организаций в различных сферах жизни общества и одновременного создания единого и объективного информационного пространства.

Именно гражданское общество должно стать ключевой институцией, которая сможет влиять на разнообразные процессы социальной ориентации экономики регионов, включая противодействие коррупции как массовому явлению, снижению коррупционной ренты в стоимости жизни населения, тенизации трудовых отношений, а также защиты прав потребителей и т.п. Уменьшение уровня коррупции в конкретном регионе создает ему дополнительные конкурентные преимущества по привлечению иностранных инвестиций по сравнению с другими регионами.

Механизмы информационного обеспечения процесса социально-экономического развития регионов и уровня его социальной ориентации среди всех субъектов этого процесса создают единый информационный базис, который является необходимым условием для эффективных коммуникаций между субъектами. К тому же единое информационное пространство обеспечивает формирование социально ориентированной философии хозяйствования и управления среди секторов региональной экономики.

Обеспечение существования и развития единого информационного пространства предусматривает расширение возможностей действующих информационных ресурсов органов местной власти и местного самоуправления, создание специализированных порталов со стороны объединений граждан, где не только приводится и накапливается информация относительно СОЭР, но также существуют возможности для обратной связи, учитываются пожелания и предложения всех сторон, заинтересованных в развитии СОЭР.

Главными показателями информационного пространства является достоверность, полнота и глубина распространения информации. Оценка и определение социальной ориентации экономики требует совершенствования социально-экономической статистики, проведения дальнейшего научного обоснования расширения системы показателей, отражающих уровень социальной ориентации экономики.

Приведенные механизмы не являются обособленными друг от друга и применяются комплексно, что обусловливает важность их координации. К показателям, которые могут использоваться как индикаторы СОЭР, предлагается включить следующие:

  • в экономической сфере: объем валового регионального продукта на душу населения; энергоемкость валового регионального продукта; валовое накопление основного капитала; производительность труда; уровень инфляции; региональный долг или совокупность муниципальных долгов; степень износа основных средств; объемы инвестиций в основной капитал; активность создания образцов новой техники и инновационной продукции, уровень «тенизации» региональной экономики; объем трансфертов из государственного бюджета; доля зарубежного импорта во внутреннем потреблении региона;
  • в социальной сфере: дифференциация по доходам и расходам; дифференциация доступа к медицинским услугам; доля расходов на питание; доля затрат на «духовные потребности»; суточная калорийность питания человека; количество и качество объектов социальной инфраструктуры; соответствие принципам социальной ориентации экономики при принятии управленческих решений чиновниками; качество науки и образования и расходы на них; отношение минимального размера пенсии к прожиточному минимуму; отношение средней зарплаты к прожиточному минимуму; заболеваемость социально обусловленными болезнями; ожидаемая продолжительность жизни при рождении; чистый коэффициент воспроизводства населения; уровень безработицы;
  • в экологической сфере: выбросы вредных веществ в атмосферный воздух; образование отходов; сброс загрязненных вод.

Оценка и анализ указанных индикаторов создает основу для количественного мониторинга качества и эффективности механизмов и мер обеспечения СОЭР и дальнейшего совершенствования соответствующей теоретико-методологической базы.

Обеспечение социальной ориентации экономики на региональном уровне является не только частью социальной ориентации экономики государства, но и ее фундаментом. Эффективность внедрения этого процесса зависит от степени осознания, внедрения и консолидации усилий на государственном и региональном уровнях в отношении развития общества в условиях социальной ориентации экономики. Стремление обеспечить экономическую базу социального развития является устойчивым, но решений, которые дают практические основания для осуществления, недостаточно. Начинать необходимо с определения концептуальных основ, которые требуют дальнейшего углубленного исследования социальной ориентации экономики относительно содержания, целей, критериев, приоритетных направлений и механизмов.