Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния АО «АльфаСтрахование»
- Анализ финансового состояния АО «Почта России» (ИНН 7724490000)
- Анализ финансового состояния ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» (ИНН 2636032629)
- Анализ финансового состояния АО «Метафракс Кемикалс» (ИНН 5913001268)
- Анализ финансового состояния АО «Российский Сельскохозяйственный банк» (АО «Россельхозбанк») (рег. номер 3349)
Региональная политика. Социальная ориентация экономики региона
Понятие социально ориентированной экономики региона
Создание системы хозяйствования, направленной на установление баланса между социальным и экономическим развитием общества, принадлежит к числу вопросов, которые непосредственно касаются всего человечества, что обусловливает к ним пристальное внимание со стороны научного сообщества. Недостаточный уровень социальной ориентации экономики приводит к несбалансированности развития страны и ее регионов, негативно влияет на экономическое положение и социальный статус. Ключевым элементом устойчивого функционирования социальной ориентации экономики является ее обеспечение на региональном уровне.
Одним из методологических препятствий для создания единой и унифицированной концепции обеспечения социальной ориентации экономики является разнообразие трактовок самого процесса и понятия «социальная ориентация экономики». В настоящее время существует более двух десятков различных определений этого понятия. Социально ориентированную экономику региона можно определить как систему регионального хозяйства, обеспечивающую согласованность экономических и социальных интересов региона в рамках общегосударственного социально-экономического пространства в соответствии с требованиями социально-экономической безопасности и устойчивого регионального развития в долгосрочной перспективе. Таким образом, функционирование социальной ориентации экономики региона направлено на минимизацию социально-экономических рисков, обеспечение развития социального государства, создание на региональном уровне адекватных условий для развития личности и местных общин.
Принципы социально ориентированной экономики региона
Социальная ориентация экономики региона должна базироваться на системе принципов, которые отвечают ее содержательному и сущностному наполнению. К главным принципам обеспечения социальной ориентации экономики региона относятся:
- сбалансированность экономического и социального развития;
- социальная безопасность;
- социальная справедливость;
- согласованность региональных и государственных интересов;
- органическая встроенность в государственную политику;
- социальное партнерство и социальный консенсус;
- информационная открытость и прозрачность;
- социальный консенсус.
Принцип сбалансированности экономического и социального развития предполагает эффективное взаимовлияние экономической и социальной сферы развития региона на основе их синергетического взаимодействия.
Принцип социальной безопасности определяет направленность на минимизацию социальных и экономических рисков развития региона и их предупреждение.
Принцип социальной справедливости определяет направленность на достижение эффективности развития за счет предоставления стартовых условий в получении образования, здравоохранения, жилья.
Принцип согласованности региональных и государственных интересов определяет направленность на гармонизацию государственных, региональных и местных интересов социально-экономического развития с соответствующим разграничением полномочий и обязанностей между ними.
Принцип органической встроенности региональной политики в государственную политику по содействию развитию социальной ориентации экономики региона (далее – СОЭР) предполагает их взаимосвязь и взаимообусловленность как подсистем в системе.
Принцип социального партнерства предполагает уважение, доверие и учет интересов всех сторон обеспечения СОЭР, возможность добровольного принятия на себя обязательств и ответственности относительно их обеспечения, а также преодоление противоречий относительно распределения имеющихся ресурсов и общественного продукта.
Принцип информационной открытости и прозрачности предполагает гласность оценок и состояния экономических и социальных опасностей, эффективность решений относительно их преодоления, информирование о перспективах.
Соблюдение этих принципов способно обеспечить консолидацию общества, что является очень актуальным в посткризисный период.
Приоритетные направления социально ориентированной экономики региона
Определение приоритетных направлений позволяет аккумулировать ресурсы и концентрировать внимание непосредственно на главных аспектах обеспечения СОЭР. Формирование направлений развития СОЭР должно базироваться на реализации государственных региональных приоритетов и собственных приоритетах развития определенного региона.
В качестве критериев достижения состояния СОЭР выступают:
- сбалансированный и эффективный вклад экономической и социальной сферы в развитие региона;
- высокий уровень инновационной активности в социальной и экономической сферах;
- минимальные риски для жизни, здоровья и развития населения региона;
- преодоление тенизации и коррупции в экономической и социальной сферах;
- высокая мотивация населения к проживанию в регионе;
- высокий уровень социальной защищенности населения региона;
- высокий уровень охраны здоровья населения и продолжительности его жизни;
- накопление человеческого капитала региона в соответствии с потребностями социально-экономического развития региона и государства;
- устойчивость процесса расширения среднего класса;
- развитость социального партнерства.
Для достижения цели концепции и реализации приоритетных направлений целесообразна реализация соответствующих мероприятий и использование определенных механизмов.
Механизмы реализации концепции социальной ориентации экономики региона
К механизмам реализации концепции социальной ориентации экономики региона относятся нормативно-правовые, финансово-экономические, институциональные и информационные механизмы.
К числу нормативно-правовых механизмов принадлежит совершенствование действующего законодательства относительно СОЭР, а также обеспечение качественного его выполнения. На современном этапе для установления единых стандартов и согласования универсальных ориентиров развития для всех сторон, которые влияют на социальную ориентацию экономики, необходимо проведение экспертизы действующего законодательства на предмет соответствия принципам социальной ориентации и дальнейшее его совершенствование. Правовое закрепление характеристик оценки деятельности органов местной исполнительной власти и местного самоуправления требует включения критериев достижения социальной ориентации экономики.
Финансово-экономические механизмы касаются бюджетно-налоговой политики, мобилизации финансовых и других ресурсов, направлений и способов инвестирования и использования имеющихся ресурсов. Создание оптимальных механизмов распределения налоговых и других поступлений между регионами и центром, которые формируют доходные части бюджета соответствующего уровня, остается важной научно-практической задачей. Перспективным направлением аккумуляции финансовых ресурсов является привлечение средств за счет распространения муниципальных облигаций среди местной общины, предприятий и предпринимателей. Такой подход к привлечению средств является взаимовыгодным. С одной стороны, у населения есть возможность оперативного контроля за использованием средств, а с другой – оно инвестирует само в себя, осуществляя капитализацию собственной территории проживания. А во время возникновения кризисных экономических явлений создаются благоприятные условия для реструктуризации задолженности и конструктивного решения конфликта.
Вопрос выбора направления инвестиций обуславливает состояние рынка труда. С учетом того, что модернизация существующих, технологически устаревших производств (на уровне четвертого и ниже уклада) приводит к росту безработицы, требуется активное инвестирование в технологически новые производства и научные исследования, которые будут иметь спрос в будущем и смогут гарантировать продуктивную занятость. Таким образом, необходимым становится приоритетное финансирование отраслей, определяющих перспективы экономического и социального развития регионов.
Институциональные механизмы предусматривают углубление социальной направленности действующих институтов и расширение практики создания некоммерческих организаций и объединений граждан, направленных на решение социально значимых проблем.
Остается открытой проблема ограничения и противодействия влиянию на региональную экономику малых финансово-экономических групп в отношении отдельных социально значимых вопросов (ценообразование, бюджетные компенсации, преференции и т.п.), вредящих региональной общине в целом. Такое положение вещей обуславливается сильной консолидацией и высокой организацией этих групп, в отличие от другой части общества, которая недостаточно осведомлена и пассивна в данных вопросах. Противодействие таким малым группам с большими возможностями является эффективным лишь при условии увеличения сферы деятельности общественных организаций в различных сферах жизни общества и одновременного создания единого и объективного информационного пространства.
Именно гражданское общество должно стать ключевой институцией, которая сможет влиять на разнообразные процессы социальной ориентации экономики регионов, включая противодействие коррупции как массовому явлению, снижению коррупционной ренты в стоимости жизни населения, тенизации трудовых отношений, а также защиты прав потребителей и т.п. Уменьшение уровня коррупции в конкретном регионе создает ему дополнительные конкурентные преимущества по привлечению иностранных инвестиций по сравнению с другими регионами.
Механизмы информационного обеспечения процесса социально-экономического развития регионов и уровня его социальной ориентации среди всех субъектов этого процесса создают единый информационный базис, который является необходимым условием для эффективных коммуникаций между субъектами. К тому же единое информационное пространство обеспечивает формирование социально ориентированной философии хозяйствования и управления среди секторов региональной экономики.
Обеспечение существования и развития единого информационного пространства предусматривает расширение возможностей действующих информационных ресурсов органов местной власти и местного самоуправления, создание специализированных порталов со стороны объединений граждан, где не только приводится и накапливается информация относительно СОЭР, но также существуют возможности для обратной связи, учитываются пожелания и предложения всех сторон, заинтересованных в развитии СОЭР.
Главными показателями информационного пространства является достоверность, полнота и глубина распространения информации. Оценка и определение социальной ориентации экономики требует совершенствования социально-экономической статистики, проведения дальнейшего научного обоснования расширения системы показателей, отражающих уровень социальной ориентации экономики.
Приведенные механизмы не являются обособленными друг от друга и применяются комплексно, что обусловливает важность их координации. К показателям, которые могут использоваться как индикаторы СОЭР, предлагается включить следующие:
- в экономической сфере: объем валового регионального продукта на душу населения; энергоемкость валового регионального продукта; валовое накопление основного капитала; производительность труда; уровень инфляции; региональный долг или совокупность муниципальных долгов; степень износа основных средств; объемы инвестиций в основной капитал; активность создания образцов новой техники и инновационной продукции, уровень «тенизации» региональной экономики; объем трансфертов из государственного бюджета; доля зарубежного импорта во внутреннем потреблении региона;
- в социальной сфере: дифференциация по доходам и расходам; дифференциация доступа к медицинским услугам; доля расходов на питание; доля затрат на «духовные потребности»; суточная калорийность питания человека; количество и качество объектов социальной инфраструктуры; соответствие принципам социальной ориентации экономики при принятии управленческих решений чиновниками; качество науки и образования и расходы на них; отношение минимального размера пенсии к прожиточному минимуму; отношение средней зарплаты к прожиточному минимуму; заболеваемость социально обусловленными болезнями; ожидаемая продолжительность жизни при рождении; чистый коэффициент воспроизводства населения; уровень безработицы;
- в экологической сфере: выбросы вредных веществ в атмосферный воздух; образование отходов; сброс загрязненных вод.
Оценка и анализ указанных индикаторов создает основу для количественного мониторинга качества и эффективности механизмов и мер обеспечения СОЭР и дальнейшего совершенствования соответствующей теоретико-методологической базы.
Обеспечение социальной ориентации экономики на региональном уровне является не только частью социальной ориентации экономики государства, но и ее фундаментом. Эффективность внедрения этого процесса зависит от степени осознания, внедрения и консолидации усилий на государственном и региональном уровнях в отношении развития общества в условиях социальной ориентации экономики. Стремление обеспечить экономическую базу социального развития является устойчивым, но решений, которые дают практические основания для осуществления, недостаточно. Начинать необходимо с определения концептуальных основ, которые требуют дальнейшего углубленного исследования социальной ориентации экономики относительно содержания, целей, критериев, приоритетных направлений и механизмов.