Специфика ситуационного анализа региональных и муниципальных проблем

Важнейшим этапом при выработке эффективной стратегии решения региональных и муниципальных проблем, является ситуационный анализ, который должен дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию (и потребностям) внешней среды, в которой существует тот или иной регион.

На основе ситуационного анализа и должен происходить рациональный выбор стратегий из возможного множества вариантов. Наиболее удобной формой проведения такого анализа является SWOT-анализ, который активно применяется большинством крупных компаний в рыночной экономике. Однако на уровне регионов для решения региональных и муниципальных проблем данный метод практически не применяется.

Характеризуя специфику ситуационного анализа региональных и муниципальных проблем, следует, прежде всего, выделить три аспекта таких проблем:

  • проблемы взаимоотношений региона (муниципального образования) и федерального центра;
  • проблемы взаимоотношений региона и местного самоуправления (городов, районов и т.д.);
  • проблемы обеспечения комплексности развития региона как единого хозяйственного механизма (собственно региональное управление).

В ходе ситуационного анализа взаимоотношений между федеральным центром и регионами используется принцип разделения предметов ведения и делегирования полномочий, закрепленный рядом нормативных актов. Центр тяжести здесь все более смещается в сторону косвенных методов регулирования – таких, как денежно-кредитная и амортизационная политика, налоговая система, использование внебюджетных целевых фондов. Особое внимание уделяется методам регулирования внешнеэкономических взаимоотношений (таможенные пошлины, экспортные премии, государственное страхование экспортных кредитов от рисков и т.п.). Вместе с тем, сохраняются и традиционные формы централизованного управления, что зачастую нарушает декларированные права регионов.

Проблемы управления экономикой региона должны рассматриваться в рамках концепции местного самоуправления в целом. При этом реализация процедур ситуационного анализа не сводится только к поиску оптимальных форм и методов взаимодействия региональных и муниципальных органов власти. Важным результатом ситуационного анализа должно стать совершенствование функций самих территориальных органов различных уровней исходя из целей и задач развития всего региона. В соответствии с федеральным законодательством им принадлежат основные функции регулирования рыночных отношений в пределах территории, бюджетно-финансовой политики и оперативного управления хозяйством.

С экономической точки зрения управление народнохозяйственным комплексом региона не следует ограничивать лишь организацией взаимодействия видов собственности разного уровня. Главным направлением работы и критерием эффективности должно стать повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей проживающего на данной территории населения, на основе комплексного развития региона.

Технологической основой и первым этапом ситуационного анализа региональных и муниципальных проблем является характеристика сложившейся ситуации.

Ситуация – это совокупность типичных условий и обстоятельств, в которых функционирует регион (муниципальное образование) и которые определяют содержание и формы организации экономических связей, характер его окружения, отношения с другими регионами, федеральным центром и т.д. Ситуации бывают объективные и субъективные, перспективные (открывающие новые возможности развития региона) и деструктивные (блокирующие развитие региона), управляемые и неуправляемые. Являясь системой внешних по отношению к региону условий, ситуация в то же время опосредует его активность, создает предпосылки для их преобразования или преодоления.

Категория «ситуация» является одной из основных в технологии ситуационного анализа. С помощью этой системной категории выделяется динамическая целостность, имеющая специфичную структуру, т.е. набор устойчивых компонент (жизненных условий, механизмов регуляции отношений людей, их целей и намерений и т.п.), «оформляющих» жизнедеятельности региона. Обозначая границы, качество и направленность конкретного регионального процесса в данный промежуток времени, ситуация выступает в качестве модели анализа и одновременно служит методом проектирования, позволяя операционально описать некую совокупность условий и проблем жизнедеятельности региона, характеризующих экономическую среду функционирования его субъектов, а также выйти в рамках ситуационного анализа на решение этих проблем – путем создания более оптимальных условий функционирования региона.

Характеристика ситуации как модели функционирования региона осуществляется путем выделения и анализа тех ее компонент, которые:

  • являются относительно устойчивыми и существенными детерминантами экономической среды в массовом масштабе и, следовательно, составляют границы ситуации;
  • могут быть изменены или усовершенствованы.

Единица анализа ситуации – проблема, требующая своего решения. Это понятие в ситуационном анализе имеет несколько значений. Под проблемой следует понимать, во-первых, некие объективные трудности, преграды, факты неблагополучия (количественный аспект). Во-вторых, проблему следует рассматривать и в другой плоскости – как результат осознания, понимания ситуации, видения в ней определенного противоречия, на разрешение которого и должна быть направлена разрабатываемая программа развития региона. В этом случае проблема есть осознанное несоответствие реального и желаемого, сущего и должного, целей и результатов, т.е. реального положения и принятых нормативных представлений и предписаний (качественный аспект).

Под проблемной ситуацией понимают не имеющее однозначного решения противоречие, отражающее реальное взаимодействие субъекта (региона) и его окружения, соотношение неблагоприятных обстоятельств и условий, в которых разворачивается экономическая деятельность субъектов региональной экономики, это неблагополучие в тех или иных сферах жизнедеятельности региона. Анализ ситуации осуществляется путем выявления типичных региональных и муниципальных проблем в политической, экономической, социально-демографической, экологической и других сферах жизни.

Анализ проблемной ситуации – основополагающий этап в технологии ситуационного анализа. Именно отсюда берут свое начало цели и задачи проектов решения региональных и муниципальных проблем. При этом проблемная ситуация, в зависимости от ее характера и компетентности лица, принимающего соответствующие управленческие решения, либо преобразуется в задачу, которая затем решается в рамках проекта, либо воспринимается как неразрешимая (с учетом имеющихся средств, ресурсов) проблема. Цели и задачи продуктивно формулируется лишь в том случае, когда, во-первых, лицо, принимающее решение, видит желаемое (идеальное) состояние объекта (региона, муниципального образования) и, во-вторых, когда в самой проблемной ситуации обнаруживаются условия, средства и ресурсы, необходимые для ее изменения в оптимальном направлении.

Таким образом, анализ проблемной ситуации является генетически первичным по отношению к этапу разработки содержательной части проекта решения региональных и муниципальных проблем. Залогом разрешения проблемной ситуации служит ее творческое превращение в целевую установку и систему задач, в соответствии с которыми рождается идея проекта решения региональных и муниципальных проблем и выстраиваются возможные модели будущих решений.

Выработка проектных решений на основе результатов ситуационного анализа региональных и муниципальных проблем предполагает локализацию проблем (т.е. ее привязку к конкретной территории), проработку различных путей и возможностей их преодоления в зависимости от местных особенностей и условий. Локализация ситуации осуществляется по нескольким основаниям: анализ наиболее типичных проблем, характерных для различных субъектов и сфер развития региона, выявление экономического потенциала и специфики региона, определение ресурсов, необходимых для осуществления проектного решения, направленного на решение региональных и муниципальных проблем.

В процессе предпроектного изучения ситуации и выработке альтернативных способов решения проблем, прежде всего, важно выделить те элементы среды и сфер жизнедеятельности, которые могут и должны быть изменены. Тем самым фиксируются границы ситуации, внутри которых оказывается возможным решение региональных и муниципальных проблем за счет воздействия на поддающиеся регулированию и трансформации элементы внешних и внутренних условий.

Такова специфика ситуационного анализа региональных и муниципальных проблем.