Денежно-кредитная политика. Методы и инструменты регулирования

Механизм денежно-кредитной политики

Обеспечение устойчивого инвестиционного подъема, прежде всего, предполагает рост монетизации экономики, ликвидацию диспропорций денежной массы, снижение процентных ставок, восстановление платежной системы, дедолларизацию и повышение роли национальной валюты. Рост монетизации экономики может быть достигнут путем ограниченной денежно-кредитной эмиссии. При определении степени опасности ее инфляционных последствий следует учитывать, что инфляция инициируется не только эмиссионными, но и другими факторами. Поэтому борьба с ней не сводится только к ограничению эмиссии, она предполагает и иные направления, в первую очередь - обеспечение устойчивого функционирования производства. Рост уровня монетизации реального сектора государственной экономики выступает важнейшей предпосылкой оживления производства, которое, в свою очередь, является ключевым антиинфляционным фактором. Основным условием предупреждения инфляционных последствий денежно кредитной эмиссии является разработка и запуск механизмов, направленных на изменение макроэкономических условий и гарантирующих ориентацию денежных потоков на поддержку производства. При таком подходе объем эмиссии определяется объективным спросом на деньги производственного сектора экономики за вычетом средств, перемещающихся на финансовый рынок.

При определении параметров прироста целевого расширения денежной массы особое значение приобретает учет структуры денежного предложения. Различные каналы денежной эмиссии имеют неодинаковую чувствительность к инфляции. В этой связи расширение денежного предложения может осуществляться через рефинансирование банков путем учета векселей нефинансовых предприятий и целевого направления эмитированных средств на финансирование производственных инвестиций. Еще менее инфляционным каналом эмиссии является финансирование производственных инвестиций через государственные институты развития.

Важным инструментом целевого регулирования денежных потоков является государственное воздействие на динамику процентных ставок. Так, с целью активизации инвестирования поддержка производств и проектов, признанных приоритетными, может производиться путем кредитования по льготным ставкам. При этом движение льготных кредитов должно осуществляться через систему государственных банков развития при установлении строгого контроля, исключающего нецелевое применение средств и финансовые спекуляции.

Опыт развития стран с рыночной экономикой показывает, что регулирование процентных ставок выступает весьма действенным методом повышения роста деловой активности в фазе кризисов, при углублении неравновесного состояния экономических систем. С достижением экономического равновесия и сбалансированного развития производственного и финансового секторов необходимость государственного вмешательства в экономику в целом уменьшается, соответственно снижается роль государственного воздействия на динамику процентных ставок денежного рынка. Использование государственного регулирования характеризуется определенной цикличностью. В условиях обострения структурных диспропорций, когда действие рыночных механизмов становится недостаточным для того, чтобы обеспечить, с одной стороны, сдерживание развития избыточных производств и обесценения основного капитала, а с другой стороны, наращивание инвестиционной активности, роль государственного воздействия на экономику, в том числе в области целевого регулирования денежных потоков, возрастает, при переходе экономики к устойчивому росту – уменьшается. Это подтверждается анализом практики преодоления структурных депрессий в странах Западной Европы и США, послевоенного восстановления Японии, Франции и Германии.

Государственное регулирование процентных ставок применялось как в странах с развитой рыночной экономикой (в период послевоенного развития Японии, в течение длительного времени во Франции, при проведении так называемого нового курса Рузвельта в США), так и в ряде развивающихся стран, демонстрирующих устойчиво высокие темпы экономического роста (Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии и д. р.) Значительные масштабы накопления, обеспечивающие возможность повышения темпов экономического развития, во многом были достигнуты в результате проведения политики активного воздействия на уровень процентных ставок в интересах развития национального производства. В этих целях использовались также прямые и косвенные методы целевого регулирования денежных потоков и трансформации внутренних накоплений в инвестиции, в частности путем создания государственных банков развития, ссудосберегательных ассоциаций и иных специализированных кредитных институтов, установления определенных нормативов кредитной политики для негосударственных банков, ставок льготного налогообложения.

Так, в Японии условия для финансирования инвестиций и роста производства были созданы путем усиления государственного контроля за процентными ставками и использованием сбережений населения, которые аккумулировались в почтово-сберегательных учреждениях и банках, а затем через систему доверительных счетов Министерства финансов и эмиссию облигаций коммерческими банками направлялись в государственные институты, банки долгосрочного кредитования и траст-банки.

В США механизм трансформации сбережений в инвестиции базировался на широком развитии ссудосберегательных ассоциаций, привлекавших сбережения личного сектора для предоставления целевых кредитов жилищному строительству и различным отраслям промышленности.

Во многих развивающихся странах устойчивый рост экономики во многом обусловлен тем, что основную часть денежных потоков удалось локализовать в государственных банках, которые размещали мобилизованные сбережения и кредитные ресурсы в производственные инвестиции в соответствии с заданными приоритетами социально-экономического развития и по регулируемым процентным ставкам.

В экономике, характеризующейся несбалансированной структурой и затяжным кризисом, преодоление инвестиционного спада и восстановление инвестиционной активности не возможно без целенаправленного регулирования государством денежных потоков и процентных ставок. Лишь при достижении устойчивого роста экономики роль государственного воздействия на финансовые рынки в целом должна уменьшаться.

Совершенствование структуры денежной массы связано также со снижением доли наличных денег в обращении, для чего требуется введение жестких ограничений на платежи наличными деньгами во всех сферах экономики, дальнейшая компьютеризация расчетов, расширение безналичных форм платежного оборота. Проведение этих мероприятий, позволяющих расширить экономическое пространство деятельности банковского сектора, будет способствовать увеличению инвестиционного потенциала банков.

Одной из первоочередных задач современного этапа является полное восстановление платежной системы, ограничение бартерных сделок, вытеснение из обращения огромной массы платежных средств, которые не могут служить полноценным ресурсом для формирования потенциала накоплений. Основными способами ее решения могут быть проведение взаимозачетов, переход к рефинансированию коммерческих банков на основе переучета коммерческих векселей, организация эмиссии и налаживание обращения складских свидетельств, закладных и иных разрешенных законом платежных инструментов, удешевление кредитных ресурсов, привлекаемых для финансирования основного и оборотного капитала, секьюритизация просроченной задолженности.

Секьюритизация просроченной задолженности предприятий может проводиться путем выпуска коммерческих векселей и складских обязательств, имеющих соответствующее товарное наполнение. При этом решение проблемы неплатежей должно быть совмещено с расширением предложения на товары отечественного производства и инициированием спроса на них. Значительную роль при этом могли бы сыграть маркетинговые центры, функционирование которых способствовало проведению сделок между предприятиями на основе аккумулирования информации о рынке продукции и размещения заказов.

Размещение проблемы неплатежей на неинфляционной основе, выступая одним из направлений оздоровления денежного обращения, является важнейшим условием роста производства и инвестиций. Кроме того, для повышения эффективности системы регулирования денежного обращения и исключения возможностей активизации эмиссионных механизмов, не сопровождающихся расширением предложения товаров, необходимо обеспечить усиление валютного регулирования и контроля, нацеленное на пресечение нелегального вывоза капитала и вытеснение иностранной валюты из внутриэкономического оборота.

В последние годы в государственной экономике наметились положительные сдвиги в структуре денежного предложения, связанные с некоторым уменьшением доли наличных денег в обращении и доли неденежных форм расчетов. Нейтрализация эффекта вытеснения частного спроса на кредитные ресурсы государственным посредством реорганизации условий размещения государственных ценных бумаг, контролируемое целевое расширение денежной массы (при обеспечении превышения темпов роста денежной массы над темпами роста инфляции) обусловили снижение уровня процентных ставок.

Создание механизмов притока капитала в производственный сектор является важной составляющей эффективной организации денежного предложения. В настоящее время в государственной экономике из всех присущих рыночному хозяйству каналов обеспечения производства инвестиционными источниками в наибольшей степени представлен лишь один- собственные средства предприятий. Роль кредитной системы и фондового рынка в механизме трансформации сбережений в производственные инвестиции, как показал предшествующий анализ, не является существенной.

Центральный банк призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традиции.

Инструментарий денежно-кредитной политики развитых государств необычайно широк. Использование различных инструментов сильно варьируется в зависимости от философии экономической политики, конкретных обстоятельств, степени открытости экономики и традиций страны. Инструменты имеют следующую классификацию: кратко- и долгосрочные, прямые и косвенные, общие и селективные, рыночные и нерыночные. Это указывает на то, что государство располагает мощными средствами регулирования рыночной стихии, но не пытается идти против рынка, а лишь делает его более стабильным.

Инструменты прямого регулирования:

  1. Административное управление кредитом – этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние предприятия оказываются главными жертвами данной политики. Добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности.
  2. Метод количественных ограничений используется не так активно, а в некоторых странах вообще отменен.
  3. Установление обязанностей коммерческих банков перед Центральным. ЦБ может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относят нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. ЦБ может также устанавливать необязательные, так называемые, оценочные нормативы.

Инструменты денежно-кредитной политики

Основные инструменты, которыми располагает центральный банк, включают:

  • регулирование официальных резервных требований;
  • операции на открытом рынке;
  • манипулирование учетной ставкой процента.

Важным инструментом влияния денежно-кредитной политики сегодня является увеличение или уменьшение нормы резервирования по недостаточности реальных рыночных преобразований, отсутствия соответствующих финансовых инструментов, наличии проблем структурированного и фискального значения. Обязательное резервирование применяется в мировой банковской практике центральными банками в долгосрочном периоде и условия применения названной меры не меняются в течение длительного времени.

В настоящее время обязательные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банка, либо в виде депортов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Обязательные резервы выполняют две основные функции.

Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, обязательные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Управляя нормой резервирования, центральный банк оказывает влияние на уровень прибыльности коммерческих банков, повышая либо понижая стоимость ресурсов, объем кредитов и депозитов. Изменяя размеры кредитно-депозитной эмиссии, центральный банк управляет величиной и темпами изменения денежной массы.

Вместе с тем, обязательные резервы во многом представляют собой административно-количественный инструмент, и по мере развития финансовых рынков его использование уменьшилось (в некоторых странах максимальный размер фиксируется в законе во избежание злоупотреблений). В ряде случаев резервные требования были полностью отменены как малоэффективные или их размер существенно снижен.

Из-за слабого развития инструментов фондового рынка (как государственных, так и корпоративных ценных бумаг) на обязательные резервы возлагается основная нагрузка во время регулирования денежного рынка. При отсутствии других действенных механизмов и необходимости принимать определенные меры в борьбе с инфляцией центральный банк вынужден будет повысить норму резервирования, что приведет к сокращению денежной массы, находящейся в обращении. Однако этот шаг будет иметь принудительный характер в отношении коммерческих банков, которые функционируют на рынке, и приведет к сокращению их доходности. В этом случае коммерческие банки будут вынуждены:

  1. подчиниться и уменьшить свою доходность из-за ограничения возможностей выдачи кредитов. Это повлечет рост их стоимости и сокращение спроса, что, в свою очередь, приведет к убыточности деятельности малых банков, которые вынуждены будут или закрыться, или обращаться за помощью к государству. В первом случае денежная масса может уменьшиться до гораздо низшего объема, чем тот, на который рассчитывал центральный банк, а также возрастет уровень безработицы (ее предотвращение является основной целью деятельности центрального банка) из-за сокращения рабочих мест; во втором случае – не будет достигнуто необходимого объема денежной массы за счет вливания средств в обращение через пострадавшие банки, которым будет помогать государство;
  2. скрыть свои доходы, а следовательно, не будет достигнут прогнозируемое уменьшение денежной массы в стране. В то же время возрастет уровень тонизации экономики и, как следствие, уменьшится доходность государственного бюджета.

Снижение же нормы резервирования может привести как к чрезмерному увеличению денежной массы в экономике относительно прогнозируемого уровня, так и к гораздо более слабому пополнению денежной массы (например, через недоверие к банковской системе со стороны населения, которое не будет так активно реагировать на рост ставок по депозитам). Следовательно, стоит искать другие инструменты для проведения денежно-кредитной политики.

Операции на открытом рынке – это официальные операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе.

При покупке центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков соответствующие суммы поступают на их корреспондентские счета, т.е. увеличивается величина свободных резервов и, следовательно, появляется возможность расширения активных, в том числе ссудных, операций с клиентурой. В случае продажи центральным банком ценных бумаг коммерческим банкам, наоборот, суммы их свободных резервов уменьшаются, а в банковской системе в целом происходит сокращение кредитных ресурсов и повышение их стоимости, что отражается на общей величине денежной массы.

Операции центрального банка на открытом рынке, в отличие от других экономических инструментов, оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность использования центральным банком данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению центрального банка исходя из желаемого прогнозируемого эффекта, что делает этот инструмент наиболее удобным, гибким и оперативным в применении.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку либо продажу. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу.

Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия придают популярность данному инструменту регулирования. Так, доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%.

Государственные ценные бумаги как инструмент денежно-кредитной политики является очень действенным в развитых экономиках и может быть полезным в отечественных условиях. Однако все же следует указать на некоторые недостатки образования сильного фондового рынка и, в частности, вторичного рынка ценных бумаг корпоративного сектора. В современных условиях инвестиции в ценные бумаги корпораций преимущественно ориентированы на ожидания роста подобных оценок, а не на получение прибыли от деятельности подобных компаний. По сути, акции на вторичном рынке превращаются из инструментов капитализации предприятий на товар финансового рынка. Таким образом, акции становятся дополнительным товаром на рынке товаров и услуг и, соответственно, должны быть обеспечены дополнительной денежной массой. Напомним, что такая переоценка акций в соответствии с экономической теорией фирмы является оценкой ожидаемой прибыли. Если ожидаемо, что компания будет развиваться или, скажем, ею предложено какое-то новшество, мы готовы купить акцию этой компании по завышенной цене и, соответственно, взять на себя риски того, что наш прогноз не оправдается. При этом увеличивается масса денег в стране, которая обслуживает покупку-продажу этих бумаг. Однако, если прогноз не оправдывается, цена акций компании начинает падать и тем быстрее, чем выше были ожидания. При этом из-за стремительного падения акций одной компании могут начать падать акции других компаний, которые сотрудничали с ней, что повлечет общий обвал на фондовом рынке. Соответственно, с ухудшением оценок уменьшается общая стоимость всех произведенных товаров и услуг в стране, но не денежная масса, которая продолжает циркулировать в экономике. Увеличивается также предложение денег, освободившихся от операций с акциями, что повлечет рост инфляционных процессов как реакцию на перегрев экономики.

Третий инструмент денежной политики – это дисконтная политика, или изменение учетного процента. Традиционная функция Центрального банка – предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента. Изменяя эту ставку, центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению и предприятиям. В зависимости от уровня учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении.

Учетная политика, будучи составной частью государственной процентной политики, является одним из наиболее важных инструментов денежно-кредитного регулирования, основные направления которой разрабатываются и реализуются центральным банком посредством установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки двух основных видов: ставки по редисконтированию (переучету ценных бумаг) и ставки по рефинансированию (кредитованию банковских учреждений).

Центральные банки устанавливают несколько официальных учетных ставок в зависимости от срока, надежности, «классности» и так далее, равно как и несколько ставок по ломбардному кредиту, исходя из вида обеспечения, сроков и прочих условий.

Регулируя уровень ставок по рефинансированию и редисконтированию, центральный банк влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса коммерческих банков на кредит. Повышение официальных ставок затрудняет для коммерческих банков возможность получить кредитные ресурсы, а в результате и возможность расширять масштабы операций с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками в соответствии с условиями рынка кредитных ресурсов и не находящиеся под прямым контролем центрального банка.

Помимо общих методов денежно-кредитного регулирования, влияющих на весь денежный рынок в целом, центральные банки используют и селективные методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита (например, прямое ограничение размеров банковских кредитов на потребительские нужды, под биржевые ценные бумаги, установление пределов ссуд для одного заемщика и т.п.).

Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.

Разумный банковский надзор – различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов.

Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др.

Допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям. Количественные ограничения – потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок. Регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития определенных отраслей называется селективным контролем.

Валютные интервенции – купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы (наличные и срочные сделки, свопы). Непременно учитывается связь валютных операций с денежным обращением, в частности, практикуется «стерилизация» интервенций, т.е. одновременно проводятся кредитные мероприятия для нейтрализации негативного воздействия.

Указанные и другие инструменты денежно-кредитной политики, будь то политика «дорогих» (рестриктивная политика) или «дешевых» (экспансионистская политика) денег, могут быть эффективными только в условиях тесной увязки с фискальной политикой, законодательством.

Политика дорогих денег

Дорогие деньги – это разновидность кредитно-денежной политики, цель которой – предотвращение кризиса перепроизводства и развитие инфляционных процессов. Эту политику осуществляет центральный банк страны преимущественно в периоды высокой экономической конъюнктуры, когда избыточные совокупные расходы трансформируются именно в такие нежелательные явления. Эти расходы появляются в фазе экономического подъема из-за избыточного предложения денег и низкую цену их займа. Поэтому ограничение предложения денег – главная задача политики «дорогих денег». «Дорогие деньги» используются для защиты экономики от «перегрева» или инфляционного давления. Для этого необходимо снизить кредитоспособность системы коммерческих банков. Центральный банк достигает этого, применяя те же экономические рычаги, что и при проведении политики «дешевых денег», но в противоположном направлении. При этом центральный банк: 1) не покупает, а продает государственные облигации на рынке ценных бумаг, 2) повышает резервную норму, 3) увеличивает учетную ставку. В результате выборочного или комбинированного применения таких мер дополнительные резервы (как источник кредитования) коммерческих банков уменьшаются. Это сокращает предложение денег и повышает ссудный процент. Снижение объемов кредитования и рост цены кредита сокращает инвестиционные прибыли, а это сдерживает темпы экономического роста, то есть предотвращает выход совокупного предложения за пределы совокупного спроса, ограничивает инфляцию спроса. Политика «дорогих денег», как и политика «дешевых денег», влияет на состояние платежного баланса страны: увеличение процентной ставки при осуществлении этой политики увеличивает приток в страну иностранного финансового капитала. Вследствие этого спрос на валюту страны и ее курс растут, что сдерживает экспорт и стимулирует импорт. Уменьшение чистого экспорта (экспорт-импорт ) ухудшает сальдо платежного баланса. Таким образом, политика «дорогих денег» не согласуется с задачей преодоления дефицита платежного баланса. Она предопределяет не только внешний, но и внутренний эффект обратной связи, который ослабляет ее. Так, повышение процентной ставки делает невыгодным для населения хранение своих активов в деньгах. Это, с одной стороны, повышает скорость оборота денег, чем компенсируется сокращение их предложения, а с другой – уменьшает спрос на деньги, что предотвращает рост процента. Однако выросшая процентная ставка может существенно и не уменьшить спрос на деньги, то есть не повлиять на инвестиционные расходы, если происходит технико-технологическое обновление производства или существуют убедительные, оптимистичные прогнозы на будущее, ожидается ли повышение цен на основной капитал и т.д. В таком случае для эффективного сокращения совокупных расходов политика «дорогих денег» может усиливаться. В отличие от политики «дешевых денег», которая только создает предпосылки для реализации цели, политика «дорогих денег» не зависит от интереса, желания коммерческих банков или получателей кредита. Имея мощные средства воздействия на резервы коммерческих банков, она способна уменьшить предложение денег на любом уровне.

Дефляционная политика

Дефляционная политика – совокупность мер, которые предпринимает государство в сфере государственного финансирования и кредитно-денежной сфере для сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса. Такими мерами является сокращение бюджетных расходов, денежной эмиссии, кредитных вложений, повышение учетной ставки процента и др.

Денежная политика, так же как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении.