Что понимают под промышленной политикой государства?

Задачи обеспечения экономического роста и инвестиционного подъема помимо решения проблем инвестиционно-финансовых ресурсов предполагают воплощение последних в технологиях и производствах, повышающих конкурентоспособность национального хозяйства. Для этого необходимы меры по созданию на макро- и микроэкономическом уровне условий, способствующих восстановлению производственного потенциала, реструктуризации производства, устранению причин возрастания неплатежей, обеспечению эффективных механизмов рыночной конкуренции, оздоровлению институтов антимонопольного регулирования и банкротства.

Реструктурирование производства направлено на оздоровление производственного потенциала, обеспечение снижения трансакционных издержек, повышение эффективности менеджмента, усиление интеграции промышленного и финансового капитала. Важнейшей задачей реструктурирования является повышение инвестиционной привлекательности предприятий. Для этого необходимо создать систему, обеспечивающую открытость, доступность и достоверность информации о состоянии предприятий для потенциальных инвесторов (агентства, кредитные бюро и т.д.), повышение защиты прав собственности акционеров и других владельцев предприятий, улучшение качества работы и ответственности менеджеров высшего звена, организацию отношений собственности и управления, устанавливающую четкую зависимость между доходами менеджера и получаемой предприятием прибылью.

Реструктуризация также предполагает выделение и поддержку конкурентоспособных производств и активизацию банкротства неплатежеспособных предприятий. Движение инвестиционно-финансовых ресурсов, направляемых на реструктурирование предприятий, должно осуществляться через систему банков развития и сосредоточиваться на специальных инвестиционных счетах.

Другая сторона этой проблемы связана с необходимостью повышения низкой в настоящее время способности восприятия производственного сектора к инвестициям. Отсутствие перспективных прогнозов развития на многих государственных предприятиях, недостаточность эффективных инвестиционных проектов, низкая степень проработанности имеющихся инвестиционных проектов препятствуют вложениям капитала и инвестиционному оживлению. Это обусловливает необходимость решения перечисленных выше задач в рамках проведения политики на микроэкономическом уровне, включая задачу формирования необходимых институциональных предпосылок.

Ключевым направлением реструктурирования реального сектора является создание условий для становления крупных корпоративных структур, интеграции научно- технического, производственного, финансового и торгового капитала, стимулирования процессов организации финансово- промышленных групп. Крупные корпорации способны выступить стратегическими партнерами государства в проведении реформ, взять на себя функции организации деятельности и обеспечения инвестиционного процесса в важнейших народно- хозяйственных сферах, используя как рыночные, так и (в рамках корпоративного оборота) планово- распределительные методы.

Создание и функционирование финансово- промышленных групп (ФПГ) опирается на два экономических фактора: с одной стороны, повышение уровня конкуренции на национальном и региональных рынках. ФПГ должны противодействовать спаду экономики, стабилизируя межхозяйственные связи и формируя внутреннюю конкурентную среду; включая его представителей в круг своих партнеров; усиливать регулируемость национальной экономики, снижать риски для инвесторов.

Для стимулирования процессов становления корпораций, способных к самостоятельному выживанию в условиях внутренней нестабильности и жесткой международной конкуренции, необходимо разработать многообразные организационные формы, позволяющие объединять предприятия, связанные технологической цепочкой, рассмотреть возможность снятия ряда антимонопольных ограничений на вертикальную интеграцию при приобретении предприятий в результате банкротства, сократить ограничения на взаимное участие в собственности финансовых и производственных структур.

Задача государственного регулирования состоит в том, чтобы усилить позитивные моменты в деятельности ФПГ и ослабить негативные. Следует упростить процедуры регистрации ФПГ, предоставить группам приоритетное право на приобретение пакетов акций предприятий, входящих в технологические цепочки. Необходимо разработать специальную государственную программу содействия формированию ФПГ в соответствии с обозначенными стратегическими приоритетами. Программа должна соответствовать международным нормам, учитывать опыт созданных групп, в том числе транснациональных. Со своей стороны государство должно обеспечить условия, которые бы способствовали экономической эффективности деятельности корпораций.

Принципы промышленной политики:

  1. Национальный характер промышленной политики: промышленная политика должна вырабатываться на основе тесного взаимодействия органов власти, представителей бизнес-сообщества и экспертного сообщества.
  2. Ориентация на объективные потребности экономики: отбор проектов для поддержки должен осуществляться в соответствии с четко определенными направлениями повышения конкурентоспособности производителей.
  3. Прозрачность критериев поддержки проектов: критерии отбора проектов (объем производимой добавленной стоимости, динамика прироста выпуска, экспорта и занятости, снижение издержек) должны быть четко определены и не допускать двусмысленного толкования.
  4. Целостность системы промышленной политики: мероприятия промышленной политики должны быть логически связаны друг с другом и с другими мероприятиями экономической политики.
  5. Поддержка инновационного и инвестиционного процесса мерами налоговой и кредитной политики (инвестиционные налоговые кредиты, режим ускоренной амортизации, создание специализированных кредитных фондов, частичное субсидирование процентной ставки по коммерческим займам).
  6. Предоставление государственных заказов на высокотехнологичную продукцию и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) при условии, что рыночный потенциал финансирования соответствующих проектов недостаточен.
  7. Предоставление инвесторам, осуществляющим долгосрочные проекты, гарантий от неблагоприятного изменения экономического законодательства и цен, находящихся под контролем государства (таких, как тарифы на услуги естественных монополий).
  8. Стимулирование экспорта продукции путем обеспечения доступа к кредитным фондам, возврата части налогов, уплаченных на стадии производства продукции, и юридической поддержки экспортеров в случае их дискриминации на внешних рынках, а также при прохождении процедур международной сертификации их продукции.

Задачи и направления промышленной политики:

  • Создание эффективных механизмов защиты национальных производителей от некорректных торговых практик конкурентов, в т.ч. в сфере контроля за качеством товаров и услуг и использования торговых марок (брендов).
  • Развитие финансовой и банковской инфраструктуры, отвечающей потребностям бизнеса в кредитных ресурсах.
  • Совершенствование системы валютного регулирования в части, касающейся валютных операций национальных компаний, экспортирующих готовую продукцию и импортирующих сырье, материалы, оборудование и технологии.
  • Диверсифицированный подход к утверждению ввозных и вывозных таможенных пошлин, предполагающий льготный режим в отношении импорта критически важных видов сырья и оборудования и отмену экспортных пошлин на наукоемкую продукцию.

Направления региональной промышленной политики:

  • Принятие мер в сфере компетенции региональных органов власти.
  • Идентификация направлений совершенствования промышленной политики на национальном уровне.

Результаты региональной промышленной политики:

  • Прямые: повышение конкурентоспособности региональных производителей.
  • Косвенные: рост благосостояния жителей региона и налоговой базы региональных бюджетов.

Существуют различные модели промышленной политики, особенности которых зависят от конкретно-исторических условий, в частности от этапа развития страны, ее экономического потенциала, исторических традиций, места в международном разделении труда.

Коренным вопросом промышленной политики является выбор критериев государственной поддержки. На современном этапе ими служат, в первую очередь, достижение приоритетных целей социально-экономического развития: ресурсосбережение, развитие новых производств, повышение конкурентоспособности страны в области наукоемкой и высокотехнологичной продукции, защита окружающей среды и др.

К механизмам промышленной политики относится стимулирование инвестиций в форме кредитов, субсидий, различных налоговых льгот, системы государственных заказов и закупок. Необходимые институциональные меры включают реструктуризацию предприятий, их приватизацию, механизмы банкротства, программы развития малого бизнеса и др. Важными инструментами промышленной политики служат меры по регулированию прямых иностранных инвестиций.

Жесткая и мягкая промышленная политика

Выделяют две модели промышленной политики:

  • «Жесткая» промышленная политика ставит своей целью создание и развитие отраслей экономики, определенных как приоритетные.
  • «Мягкая» промышленная политика ориентирована на содействие росту конкурентоспособности национальных компаний-производителей.

«Жесткая» промышленная политика имеет ярко выраженные мобилизационные черты и предполагает:

  • Опору на бюджетное субсидирование и кредитование предприятий приоритетных отраслей.
  • Развитые механизмы косвенного субсидирования компаний за счет манипуляций с валютным курсом, регулирования цен на сырье и энергию, тарифов естественных монополий.
  • Протекционистский курс во внешней торговле, направленный на создание «тепличных» условий для национальных производителей и привлечение прямых иностранных инвестиций, мотивированных заинтересованностью в избежании высоких тарифов.

«Мягкая» промышленная политика:

  • Ориентирована на содействие росту конкурентоспособности национальных производителей.
  • На поддержку инвестиционных проектов, позволяющих частному бизнесу повысить уровень эффективности.

Проекты, поддерживаемые в рамках промышленной политики:

  • Инфраструктурные проекты дают позитивный эффект не только для компании-инвестора, но и для компаний, условия деятельности которых улучшаются благодаря улучшению:

    1. Транспортной инфраструктуры (включая портовую и трубопроводную).
    2. Информационной инфраструктуры (включая системы спутниковых и оптико-волоконных коммуникаций).
    3. Образовательной и научно-технической инфраструктуры (системы ВУЗовского и профессионально-технического образования во взаимосвязи с научными учреждениями).
    4. Социальной и коммунальной инфраструктуры (обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов, в которых размещены хозяйственные объекты).
  • Инновационные проекты ориентированы на закрепление страны в перспективных нишах мировых рынков. Могут преследовать две основные цели:
    1. Создание в рамках отечественной экономики цепочек добавленной стоимости, «на выходе» которых – конкурентоспособный по мировым стандартам продукт.
    2. Встраивание отечественных компаний в глобальные цепочки добавленной стоимости (с участием зарубежных компаний), но не в качестве поставщиков материального и интеллектуального «сырья», а в качестве продавцов высокотехнологичного продукта и профессиональных услуг.

Инновационная модель промышленной политики

Инновационный процесс представляет собой процесс создания, развёртывания и исчерпания новейших технологий, производственно-экономического и социально-организационного потенциала нововведений. Таким образом, мы можем сказать, что инновации есть инвестиции финансовых средств в разработку и использование различного рода новшеств, а не только технических.

Инновационная деятельность включает в себя как все этапы научно-технической деятельности, так и производство, обеспечивающее освоение и внедрение инноваций, и деятельность, создающую условия для дальнейшего функционирования инноваций (т.е. посредническая деятельность). Взаимоотношения инновационного процесса с рыночной экономикой весьма противоречивы. С одной стороны, в рамках рыночных отношений проявляются такие стимулирующие инновационную деятельность критерии, как социальная активность, творческая инициатива, селекционная способность рынка обеспечивать отбор и выживание наиболее эффективных и адаптированных новаций. С другой стороны, рыночные отношения не могут считаться совершенными для воздействия на инновационные процессы, поскольку в поведении хозяйствующих субъектов рынка преобладают краткосрочные, конъюнктурные решения, в то время как инновационная деятельность, как и инвестиционная, рассчитана на долгосрочный период; происходит игнорирование внепроизводственных факторов – экологии, социальной сферы и т.п.; в условиях конкурентной среды, несовершенной является системы движения информации, отсутствие информации о новшествах, а соблюдение данных условий необходимо для ведения инновационной деятельности, поскольку позволяет знакомиться с современными научными тенденциями, ведущимися исследованиями и разработками, обмениваться новшествами и «ноу-хау». Поэтому, для эффективного функционирования инновационной деятельности, необходимо её государственное регулирование, для чего и предназначена инновационная модель промышленной политики.

В основе инновационной модели лежит процесс экономического развития страны как на внутреннем, так и на внешнем рынках, опирающийся на новейшие тенденции технологического и общественного развития с использованием высокотехнологичного и капиталоёмкого производства.

Инновационная модель способствует поддержанию научно-технического потенциала страны, а, следовательно, её конкурентоспособности на международной арене; стимулирует развитие образовательных институтов и обеспечивает экономику высокообразованными и квалифицированными кадрами; способствует созданию рабочих мест внутри страны и обеспечивает внутренний спрос; поддерживает стабильный и высокий курс национальной валюты и благосостояние населения; ориентирует на развитие машинообрабатывающего комплекса, станко- и приборостроение с высокой добавленной стоимостью производимой продукции.

Недостатками инновационной модели можно считать необходимость расходования огромных денежных средств на развитие инновационной инфраструктуры и обновление производственного аппарата промышленности; неизбежно высокую роль государства в экономики страны, применяющего во многом не рыночные методы стимулирования инновационного развития производства; необходимость большого количества высококвалифицированных кадров, а, следовательно, возникает проблема их эффективной подготовки и переподготовки.

Успешные инновационные модели развития экономики применялись в таких странах как Япония, Южная Корея. Однако, как уже неоднократно упоминалось в данной работе, эти страны весьма малы и им проще регулировать и контролировать свои рынки на предмет реализации инновационной модели. Отсюда можно сделать вывод, что успешность проведения инновационной модели, реши мы её использовать, будет во многом зависеть от поведения региональных властей. В этой связи федеральная власть должна взять на себя разработку и внедрение эффективных механизмов, которые бы стимулировали на региональном уровне инновационную активность и побуждали местные власти к проведению инновационной модели. Кроме того, учитывая огромную капиталоёмкость данного процесса, разумным представляется проведение селективной промышленной политики на основе инновационного развития по отдельным конкурентоспособным отраслям, что будет способствовать, во-первых, быстрому развитию этих отраслей и закреплению их конкурентных преимуществ на мировом рынке, а, во-вторых, избавит от затратного и малоэффективного процесса развития тех отраслей, которые не могут в данный момент «состязаться» с идентичными отраслями других стран в рамках международного разделения труда (однако, это вовсе не значит, что их можно «забросить»: со временем могут возникнуть условия для возможности повышения их конкурентоспособности; также не стоит забывать и о социальнозначимых отраслях, отсутствие которых может привести в угрозе экономической безопасности страны).

Экспортоориентированная модель промышленной политики

Суть экспортоориентированной модели промышленной политики состоит во всемерном поощрении производств, ориентированных на экспорт своей продукции. Основные поощрительные меры направлены на развитие и поддержку конкурентоспособных экспортных отраслей. Приоритетной задачей считается производство конкурентоспособной продукции и выход с ней на международный рынок. Происходит ориентация промышленности страны на мировую конъюнктуру с целью захвата как можно большей доли мирового рынка. Правительство проводит политику создания через налоговые и таможенные льготы, кредитование предприятий-экспортёров, поддержку низкого валютного курса и т.п. благоприятных условий для функционирования и развития экспортоориентированных отраслей.

Важными преимуществами этой модели является включение страны в мировое хозяйство и доступ к мировым ресурсам и технологиям; развитие сильных конкурентных отраслей экономики, которые обеспечивают мультипликативный эффект развития остальных, «внутренних» отраслей и являются основным поставщиком денежных средств в бюджет; привлечение валютных средств в страну и их инвестирование в развитие производства и сферы услуг национальной экономики.

Успешными примерами проведения экспортоориентированной модели промышленной политики могут служить такие страны, как Япония, Южная Корея, Чили, «азиатские тигры» (Малайзия, Таиланд, Сингапур), в последнее время Китай.

В то же время есть и негативные примеры – Венесуэла, Мексика.

Негативные факторы при реализации экспортоориентированной модели связаны в основном с сырьевым экспортом, поскольку чрезмерное его присутствие в структуре экспортируемой продукции грозит привести к примитивизации структуры национальной промышленности; росту коррупции во властных структурах; оттоку людских и финансовых ресурсов из обрабатывающей промышленности страны (что и случилось с Венесуэлой), что в долгосрочном плане может привести к ослаблению конкурентоспособности обрабатывающей промышленности страны, замедлению темпов экономического роста и уменьшению уровня накапливаемых знаний, поскольку наиболее интенсивно процесс накопления знаний (а, в конечном счёте, рост человеческого капитала) происходит в обрабатывающем секторе – эта ситуация в современной экономической теории получила название «голландской болезни». Стагнация же в обрабатывающей промышленности способна привести к её отставанию от мирового технологического развития и необходимости импортировать новую технику, что практически обнуляет эффект от сырьевого экспорта, поскольку ставит экономическое развитие страны в зависимость от иностранных производителей.

Кроме того, существуют негативные моменты и при ориентации страны на экспорт даже промышленного оборудования высокого передела, если в производстве данного оборудования высока доля импортных комплектующих, что ведёт к привязке цены экспортируемых машин и станков к стоимости их импортных деталей, а также к возможности внеэкономического влияния страны-импортёра на данные предприятия, отрасль и экономику страны в целом (пример – Мексика).

Сырьевой экспорт, безусловно, вполне может стать локомотивом и спонсором экономического подъёма, однако злоупотреблять им не стоит.

Также здесь стоит отметить, что страны, применявшие и применяющие экспортоориентированную промышленную политику, в основе своей представляют собой малые и более простые хозяйственные системы (исключением здесь можно назвать Китай, но он применяет экспортную стратегию по другим причинам нежели остальные страны – при огромном количестве населения и преимущественно экстенсивных методах экономического роста, для дальнейшего развития Китаю необходим ежегодный темп прироста ВВП не менее 8%, что заставляет его при уже заполненном внутреннем рынке искать новые ниши за рубежом).

Модель импортозамещения как модель промышленной политики

Модель импортозамещения представляет собой стратегию обеспечения внутреннего рынка на основе развития национального производства. Импортозамещение предполагает проведение протекционистской политики и поддержание твёрдого курса национальной валюты (тем самым предотвращается инфляция).

Импортозамещающая модель способствует улучшению структуры платёжного баланса, нормализации внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию машиностроительного производства, научного потенциала.

Негативными сторонами импортозамещающей модели промышленной политики являются самоизоляция от новых тенденций в мировой экономике; возможность технологического, а следовательно, конкурентного отставания от развитых стран; опасность создания тепличных условий для национальных производителей, что приведёт к неэффективному управлению и использованию ресурсов; необходимость, независимо от международного разделения труда, выстраивать полностью производственные цепочки, которые могут быть более капитало- и ресурсоёмкими, чем уже существующие в других странах.

Кроме того, поскольку целью данной модели является насыщение внутреннего рынка, при том , что производимая продукция неконкурентоспособна и не пользуется спросом на внешнем рынке, государство вынуждено реализовывать её (чтобы окупить понесённые затраты), ограничивая реализацию более качественной импортной продукции, что не идёт на пользу не национальному производству, ни потребителям.

Такая ситуация была характерна для экономики СССР, КНДР.

Также, под воздействием различных объективных экономических, геополитических и институциональных факторов, проводимая после распада СССР и до сегодняшнего дня промышленная политика нашей страны носит ярко выраженный импортозамещающий характер: огромные субсидии в сельское хозяйство и отрасли обрабатывающей промышленности идут за счёт эксплуатации доходного экспортоориентированного сырьевого сектора; механизм денежного перераспределения опирается на сдерживание внутренних цен на сырьевые товары, топливо и энергию, на прямые поставки сельскому хозяйству и льготные кредиты промышленности, на внушительную кредиторскую задолженность предприятиям ТЭК, на дешёвый импорт, присутствующий на отечественном рынке из-за отсутствия протекционистских мер, неразвитости правовых актов, общей деградации отечественного производства, на завышенный, до недавнего времени, валютный курс.

Здесь хочется отметить, что при всех импортозамещающих тенденциях, отечественные товаропроизводители не в состоянии удовлетворить внутренний спрос, отдавая солидную его часть на откуп импортируемым товарам, которые зачастую являются далеко не высшего качества. Поэтому проблема видится не в импортозамещающей политике, а, скорее, в отсутствии чёткой стратегии экономического развития, в том числе и импортозамещающей.

Напоследок необходимо отметить, что не стоит нам так открещиваться от импортозамещающей промышленной политики, необходимо использовать её положительные качества (стабильная занятость, удовлетворение внутреннего спроса и т.п.) в синтезе с позитивными качествами экспортоориентированной модели (международное сотрудничество, улучшение конкурентоспособности национальной промышленности, участие в международном разделении труда). Именно такой синтез описанных выше моделей на основе инновационного развития даст экономике необходимый толчок к промышленному росту, росту благосостояния её граждан.