Что такое общественные издержки производства?

Общественные издержки производства – издержки производства, отражающие общественно необходимый уровень хозяйственной деятельности предприятий. Определяются на основе индивидуальных издержек производства и являются средневзвешенной величиной:

Kc=Сумма(ki*Ni)/СуммаNi=k/N,

где ki – индивидуальная себестоимость продукции,

Ni – продукция предприятия,

N – произведенная в отрасли продукция,

n – количество предприятий отрасли.

Общественные издержки производства, как и индивидуальные, разделяют на хозрасчетные (kc1=c+v1) и полные (kc2=c+v1+v2).

Хозрасчетные издержки производства являются основой для установления хозрасчетных цен, а полные – рыночных цен. Поскольку общественная стоимость производства – это эталон, к которому приравнивается хозяйственная деятельность предприятий, то по различных условиях производства в отрасли, объективных относительно каждого хозяйства, общественная хозрасчетная себестоимость продукции должна определяться относительно этих условий производства. Прежде всего, это касается сельского хозяйства, где от природно-климатических условий зависят результаты производства.

При среднеотраслевых условиях производства доходы предприятий зависят не только от уровня их хозяйственной деятельности, но и от тех условий производства, в которых они вынуждены производить свою продукцию. А это подрывает стимулы к развитию самого производства. На основе средних условий производства можно определять только полную общественную себестоимость продукции, что является основой установления рыночных цен, поскольку для потребителя не имеет значения, в каких условиях произведена продукция. Для него главное то, чтобы товары одинаковой потребительской стоимости имели одинаковую цену. Этим требованиям и отвечает полная среднеотраслевая общественная себестоимость продукции.

Основой установления цен является стоимость, а не себестоимость продукции, поскольку последняя не содержит стоимости прибавочного продукта. Но поскольку себестоимость продукции легко определить и она входит в состав стоимости воспроизводства, то исторически сложился менее точный, но широкодоступный метод определения цен, когда к себестоимости продукции добавляется определенная надбавка, которая должна быть прибылью предприятия. Ее величина зависит от рыночной конъюнктуры, от того, по какой цене производитель реализует свою продукцию.

На основе этого метода построены научные концепции ценообразования, в частности, теория спроса и предложения, теория трех факторов, теория предельной полезности и т.п., в которых прибыль рассматривается не как стоимость, созданная дополнительной работой, а как определенное вознаграждение за риск вложения капитала, воздержание от потребления и др. Так, по сути, воспринимают прибыль и предприятия – не как созданную стоимость, а как часть стоимости, которую выделяет им общество на развитие производства. Такое извращенное понимание ценообразования может быть исправлено, если в обществе будет разработана методика определения величины стоимости товара, как это сделано в отношении себестоимости продукции, и цены будут устанавливаться на ее основе.

Rambler's Top100