Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Закон Тугана-Барановского
Закон Тугана-Барановского – закон, который выражает внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между производством и потреблением, в соответствии с которыми процесс производства детерминирует процесс потребления через механизм накопления капитала и его инвестирование в новые технологии и производство.
Данный закон обоснован украинским ученым М. Туганом-Барановским в труде «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь» (1894 г.). По содержанию данный закон противоречит закону свободного рынка Сэя, согласно которому потребление и спрос управляют производством.
Положения закона относительно реалий развили американские экономисты:
- Шумпетер раскрыл внутренние механизмы влияния технологических изменений на экономическое развитие, сформировал целостную инновационную теорию;
- лауреаты Нобелевской премии Г. Солоу, С. Кузнец утверждали, что только научно-технический прогресс может обеспечить растущий уровень жизни.
Особенностью закона (инновационной теории) является системное целенаправленное вмешательство государства в экономику с целью поддержки науки, научно-технического потенциала и его внедрения в производство. Применение инновационной теории в XX ст. – признак развитых стран.
В теории макроэкономики понятие технологических изменений связано с проблемами статики и динамики, уравновешенного или неуравновешенного состояния. Более глубокое понимание места и роли государственного регулирования экономики дает также понятие устойчивости экономической системы. В частности, вмешательство государства в экономику, формирование ею целостной экономической политики ограничивает неуправляемое движение.
Основные типы инновационной деятельности, которые вытекают ее сущности закона:
- производство нового продукта или продукта с качественно новыми свойствами,
- внедрение новых средств производства,
- освоение нового рынка сбыта,
- привлечение новых источников сырья, комплектующих и полуфабрикатов,
- внедрение новых организационных и институциональных форм (приватизация, новая система управления и т.д.),
- изменения инфраструктуры; их можно подразделить на производительный, процессный (технологический), сырьевой, сбытовой, организационный и инфраструктурный типы.
С учетом того, какая инновационная деятельность может осуществляться в пределах существующих отраслей, выделяют 36 «ячеек» (ниш, элементов) инновационной деятельности, каждая из которых отражает определенное сочетание приведенных выше типов инноваций типа (их 6), функций (3 - базовая, улучшающая и псевдоинновационная) и сферы внедрения (2 – новая отрасль или существующая отрасль): 6?3?2=36.
Основные принципы и методы, которые необходимы для реализации инновационного процесса и применяются в развитых странах (а следовательно, конкретизируют действие закона в современных условиях), таковы:
При инновационном подходе | При неолиберальном подходе (монетаристская экономическая политика) |
Целенаправленное вмешательство государства в экономику для формирования промышленной политики и поддержки инновационного процесса | Системное отстранение государства от вмешательства в экономику |
Поддержка отечественных фирм и производств, защита собственного рынка, интеграция в пределах государства образования, науки, научно-технического прогресса с собственным производством и банковской системой | Безоговорочная либерализация внешнеэкономической деятельности |
Интеграция в пределах государства образования, науки, научно-технического прогресса с собственным производством и банковской системой | Изоляция науки, образования, научно-технического прогресса собственного производства и банковской системы |
Основа стратегии экономики – промышленная политика (структурное изменение экономики) с подчинением ей денежно-финансовой системы и развитием форм (трехфазная параллельная стратегия экономического развития) | Основа стратегии экономики – финансовая стабилизация и развитие форм и структурное изменение (трехфазная последовательная стратегия экономического развития Дж. Сакса) |
Неуклонный рост благосостояния населения | Неустанное обнищание широких слоев населения |
Монополии (несовершенная конкуренция) могут способствовать инновациям (например, объединение авиафирм США «Дуглас» и «Боинг») | Совершенная конкуренция, свободный рынок не способствуют инновационной деятельности |
Совокупность стратегий развития фирм – наступательная, оборонительная, имитационная, зависимая, традиционная по случаю («стратегия ниши») на чужом рынке | Стратегия развития фирм по случаю («стратегия ниши») не только на чужом, но и на собственном рынке |
Темп роста производительности труда зависит, прежде всего, от темпа базовых технологических изменений | По темпам снижения производительности труда в 1991-98 Украина, например, стала мировым лидером |
Действует Закон Тугана-Барановского: производство управляет потреблением в условиях инновационных изменений | Действует закон Сэя: спрос и потребление управляют производством |
Инновационный процесс требует целенаправленного финансирования именно новых технологий, новых конкурентоспособных наукоемких изделий. Это то направление, в которое развитые страны не заинтересованы делать инвестиции, поэтому оно должен обеспечиваться, прежде всего, собственными источниками финансирования, которые в последние годы резко уменьшились. Чтобы иностранные инвестиции направлялись именно в инновационный процесс, необходимо разработать экономическую политику государства, которая предусматривала бы, что именно инновационный процесс является приоритетным. Четкая экономическая политика позволит мобилизовать все возможные внутренние источники финансирования и направить внешние инвестиции в необходимое для страны русло. Что касается иностранных инвестиций, то управлять можно только портфельными инвестициями, которые не превышают 25% акций предприятия, а прямые инвестиции так называемого стратегического инвестора приводят к полной потере управляемости предприятием со стороны государства и, следовательно, его влияния на инновационный процесс.
Другими основными источниками инвестиций и инноваций являются:
- Предпринимательские доходы хозяйственных структур, которые должны аккумулироваться и использоваться на воспроизводственные процессы – обновление (модернизацию или реконструкцию). Нижняя граница инвестиционных накоплений в убыточном производстве – амортизационные начисления.
- Средства государственного и местных бюджетов.
- Кредиты коммерческих банков. Направления банковско-финансовой системы страны на развитие национального товаропроизводителя. Создание и развитие финансово-промышленных групп в русле промышленной политики государства, в интересах экономического роста.
- Законодательное устранение недостатков в работе банковской системы. Упорядочение процентной политики. Оптимизация и законодательное закрепление соотношение между краткосрочными и долгосрочными кредитами. Сокращение доли краткосрочного кредитования спекулятивного оборота.
- Разработка законодательных путей внутреннего инвестирования за счет средств теневой экономики.
- Направления совокупного капитала страны, ее ресурсного потенциала на расширенное воспроизводство, возврат или, по крайней мере, приостановление оттока капитала за границу.
- Сосредоточение усилий государства на поддержании и развитии высокотехнологичных производств.
- Создание соответствующего инвестиционного климата для иностранных инвесторов с целью реализации приоритетных программ и проектов.