Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Государственная теория денег
Государственная теория денег – один из разновидностей номиналистической теории денег, согласно которой государство определяет ценность денежной единицы. Государственная теория денег возникла в период подготовки Германии к Первой мировой войне как теоретическое обоснование изъятия из обращения золота и перехода к бумажно-денежной эмиссии. Но корни ее достигают эпохи распада рабовладельческого общества.
Наиболее содержательно государственная теория денег изложена в работе немецкого экономиста Г. Кнаппа «Государственная теория денег» (1905 г.).
Основные положения государственной теории денег:
- деньги – «суть творения закона» и не имеют ничего общего с товарами. Хотя Кнапп признавал, что в ранних исторических эпохах некоторые товары играли роль денег, связь современных платежных средств с денежной системой, в частности с благородными металлами, он отрицал. Кнапп считал деньги самым современным видом платежных средств, поэтому, по его мнению, они необходимы только для целей обращения и не имеют потребительских качеств. Отсюда и вывод, что деньги – это только юридическая, а не экономическая категория;
- стоимость денег имеет «лишь номинальное значение», то есть деньги есть только следствием государственного акта и не имеют собственной стоимости. Ценность денежной единицы, по утверждению Кнаппа, определяет государство, которое вводит в обращение новые деньги, дает им наименование, определяет соотношение с предыдущей единицей и др.
Денежная стоимость, определенная государством, не может изменяться. Отсюда вытекает тезис Кнаппа о том, что инфляция не связана с денежной массой, индексы цен не является показателем изменения их покупательной способности.
Последователи Кнаппа – немецкие экономисты Бендиксен и Эльстер – сделали попытку усовершенствовать его государственную теорию денег и подвести под нее экономическую подоплеку. Выдвигая теорию «хозяйственной общности» и «обмена услугами», Бендиксен рассматривает деньги как условный знак, означающий притязания на часть произведенных благ.
Упомянутые экономисты уделяли значительное внимание методам государственного влияния на валютные курсы. Эльстер в частности считал, что для эффективного регулирования валютных курсов необходимо соглашение между несколькими государствами о совместном соблюдении «договорного паритета».
Главные недостатки государственной теории денег связаны с подменой экономических законов юридическими категориями, отрицанием природы денег и выделением платежной функции в качестве главного признака денег, смешиванием денег со счетными единицами. Государство регламентирует правила денежной эмиссии, выбирает масштаб цен, устанавливает металлическое содержание денежной единицы, но не может определять стоимость денег, которая регулируется условиями производства и обращения. Слабым местом в государственной теории денег является и характеристика функции платежа как «решающего» признака денег. В то же время Кнапп нечетко разграничивает функцию меры стоимости и масштаб цен и сводит деньги до статуса идеальной счетной единицы.
Государственная теория широко используется для теоретического обоснования инфляционных методов финансирования военных расходов. В свое время она была одним из элементов официальной идеологии фашистской Германии. В послевоенное время роль номиналистических теорий, в частности государственной теории денег, не такая значительная, поскольку доминирующими являются кейнсианские теории.