Государственно-корпоративный капитализм

Государственно-корпоративный капитализм – высшая степень развития капиталистического способа производства, при котором главными субъектами собственности являются государство и корпорации, а их объединение в единый механизм формирует систему экономических отношений, что является качественно новой формой развития производительных сил.

Государственно-корпоративный капитализм открывает широкий простор для освоения достижений НТП, развертывания НТР а также для производства добавочной стоимости и более полного удовлетворения общечеловеческих потребностей и интересов работников. Государственно-корпоративный капитализм возник в начале XX ст., однако в период Первой и Второй мировых войн имел характер военного государственно-монополистического капитализма.

Свидетельством позитивного влияния на развитие производительных сил является ускорение темпов экономического роста. Так, если среднегодовые темпы роста реального ВВП в 1913-1950 гг. в США составляли 2,8%, то в 1950-1973 – 3,6%, в Японии соответственно 2,2% и 9,3%, В Германии – 1,3% и 5,9% и т. д. В ленинской оценке, трудах экономистов стран бывшего СССР, государств социалистического лагеря и ученых-марксистов из капиталистических стран государственно-корпоративный капитализм характеризовался как государственно-монополистический капитализм (ГМК), объединяющий силу монополий с силой государства в единый механизм для усиления эксплуатации трудящихся, развязывания агрессивных войн, поддержания жизнеспособности капиталистического строя. Такая характеристика в значительной мере соответствовала реалиям действительности с начала XX в. до конца 60-х гг. Определенные черты ГМК сохраняются и в последующие годы. Так, сила государства, прежде всего, сочетается с силой монополий с учетом того, что олигополии, которые царят в большинстве отраслей и сфер экономики развитых стран мира, являются, по сути, коллективными монополиями. Характерно и то, что цель ГМК – поддержание жизнеспособности капиталистического строя. Но такое определение целесообразнее ввести в более полное определение, которым является характеристика государственно-корпоративного капитализма как качественно новой формы развития производительных сил, поскольку такая форма, создавая лучшие возможности для прогресса производительных сил, в то же время поддерживает жизнеспособность этой системы.

В 70-90-е гг. XX в. возникают особенности в развитии современной экономической системы, которые дают логическое основание охарактеризовать ее. Во-первых, государственно-корпоративный капитализм определяется, прежде всего, с точки зрения субъектов экономической системы и в значительной мере синонимически распространенному в западной литературе понятию «смешанная экономика», в которой субъектами представлены государство и частный капитал.

Понятие «государственно-корпоративного капитализма» полнее охватывает существующую экономическую систему, чем понятие «ГМК». В США насчитывается почти 3 млн. корпораций, из которых подавляющее большинство – мелкие и средние предприятия. К монополиям принадлежат почти 1000 самых могущественных корпораций. Однако сочетание силы государства происходит не только с крупными корпорациями, но и косвенно с мелкими и средними и осуществляется различными методами. Так, государство, давая заказы крупным компаниям на изготовление товаров военного назначения, обязывает их привлекать к выполнению этих заказов мелкие и средние компании. В США в 70-х гг. таким образом было привлечено свыше 200 тыс. различных корпораций, а федеральные ведомства ежегодно размещали от 15 до 19,5 млн. контрактов в 80% всех отраслей народного хозяйства (в 135-138 отраслях американской экономики, что входили в 172 объединенных групп промышленного производства). Из 424 отраслей обрабатывающей промышленности 94 были тесно связаны с научно-техническим прогрессом и выполняли заказ государства. Кроме того, самые крупные корпорации как относительно самостоятельная сила в системе государственно-корпоративного капитализма также втягивают в свою экономическую орбиту значительное количество мелких и средних предприятий. Так, американской корпорации «Дженерал моторз» отдельные детали для машин по контрактной системе поставляют почти 40 тыс. таких предприятий-субподрядчиков.

Опосредованно объединению силы государства с корпоративным сектором способствует, во-первых, деятельность Администрации по делам малых предприятий в США путем предоставления государством долгосрочных кредитов малым и средним предприятиям, обеспечения их в определенной степени государственными заказами, усилением антитрестовского законодательства и др.

Во-вторых, внедрение в последние десятилетия XX в. национального экономического планирования. Хотя такие попытки в отдельных странах предпринимались и ранее они не были комплексными и всеохватывающими. Наиболее полно это планирования проявляется при составлении пятилетних планов развития народного хозяйства, государственном регулировании, программировании экономики, а также в утверждении ежегодных государственных бюджетов. Наибольшее распространение государственные планы получили в 60-е гг. во Франции, Голландии, Японии, ФРГ, Великобритании и других странах. Государство добивается реализации принятых планов с помощью экономических рычагов – налоговой, кредитной, финансовой, амортизационной политики. С 70-х гг. планирование народного хозяйства осуществляется не только на национальном, но и на международном уровне – в пределах ЕС.

В-третьих, преобладание в структуре государственных расходов на социальные цели (развитие образования, здравоохранения, окружающей среды, переквалификация работников и т.п.). В США такие качественные сдвиги произошли в конце 60-х гг. Если в 1957 г. из общей суммы государственных расходов (федеральных, штатов и местных) прямые военные расходы составили 39,1 млрд. долл. (31,1% всех расходов), расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование – 30,6 млрд. долл. (24,3% совокупных расходов), то в 1969 г. удельный вес военных расходов – 26% от расходов на социальные цели (33,8% совокупных расходов государства). Процесс перераспределения национального дохода через государственный бюджет в последние десятилетия осуществлялся в определенной степени на принципах социальной справедливости. Поэтому не случайно составной частью в концепции смешанной экономики является повышение благосостояния в государстве.

В-четвертых, прогрессивным в развитии государственной собственности (как одной из форм государственно-корпоративного капитализма) является предоставление государственными предприятиями самых дешевых товаров и услуг (по сравнению с другими формами собственности), самая большая гарантия занятости на этих предприятиях и т.п.

В-пятых, появление в экономической системе капитализма в последние два-три десятилетия трудовой коллективной собственности. В США в начале 90-х гг. насчитывалось почти 11 тыс. предприятий, выкупленных трудовыми коллективами. Государство стимулирует их развитие, принимая соответствующие правовые акты. Так, в Германии реализуется программа формирования собственности трудящихся.

В-шестых, качественно новыми чертами обозначено развитие акционерной собственности. Стало возможным частичное преобразование во совладельцев крупных корпораций части средних (по количеству акций) акционеров. Ежегодно на свои акции они получают в США до 10% доходов в форме дивидендов. Основой таких изменений являются существенные сдвиги в развитии науки, техники, технологии, в частности переход с середины 70-х гг. к технологическому способу производства, основанному на автоматизированном труде, построению информационного общества, в т.ч. информационной экономики.

На базе автоматизированного производства в определенной степени преодолевается технологическое господство капитала над трудом (односторонняя специализация работников, профессиональная однообразие и т.п.), потребностью времени становится развитие творческих и организаторских способностей человека, профессиональной мобильности и т.д. Некоторые из перечисленных особенностей в зачаточных формах существовали в развитых странах мира еще в 70-х гг. В советской экономической литературе они изредка упоминались.

В западной экономической литературе доминировало одностороннее толкование этих особенностей, что проявилось, в частности, в проповедовании теории «народного капитализма», «государства всеобщего благоденствия», «постиндустриального общества», «пенсионного социализма» и др. Но не существовало теоретико-методологической концепции новой модели социально-экономического развития общества, которая бы отражала становление новой формации в пределах экономической системы современного капитализма. Такой моделью могла бы стать народная экономика, которая в значительной степени совпадает с социалистическим строем. Важным отличием между ними является следующее:

  • социализм предполагает почти тотальное обобществление средств производства персонификатором, которым на начальных этапах является государство;
  • народная экономика предполагает господство трудовой коллективной собственности (примерно 50% в структуре совокупной собственности), важную роль государственной собственности (удельный вес которой составляет до 35%) и другие формы, в т.ч. капиталистической собственности (в индивидуальной и коллективной формах).

В рамках государственно-корпоративного капитализма на высшем степени его эволюции интенсивно формируются элементы нового общественного способа производства, что постепенно будут противодействовать тем формам собственности, которые сдерживают развитие производительных сил и, прежде всего, человека, неспособны предотвратить экологическую угрозу, решить другие глобальные проблемы человечества.

Основными формами государственно-корпоративного капитализма являются:

  • государственная собственность на средства производства,
  • перераспределение значительной части национального дохода через государственный бюджет,
  • национальное планирование, регулирование и прогнозирование экономики,
  • интернациональные формы государственно-корпоративного капитализма, которые получили наибольшее развитие в Западной Европе с образованием ЕС.