Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Международные сопоставления производства промышленной продукции
При анализе экономических и социальных процессов на уровне страны используются макроэкономические показатели, отражающие результаты функционирования экономики страны в целом. Макроэкономические показатели являются основой для оценивания и прогнозирования экономической деятельности.
Напомним, что основными макроэкономическими стоимостными показателями в системе национальных расчетов являются такие: валовый (ВВП) и чистый (ЧВП) внутренний продукт; валовый (ВНД) и чистый (ЧНД) национальный доход и др. Важнейшее место в системе макроэкономических показателей занимает ВВП, который характеризует конечные результаты хозяйственной деятельности экономических единиц–резидентов по стоимости продукции и услуг конечного потребления.
Современная мировая экономика базируется на тесном взаимодействии всех стран между собой, для чего возникает необходимость в сравнении макроэкономических показателей. Такое сопоставление можно проводить, если сравниваемые показатели будут выражены в единых единицах измерения (единой валюте), например в долларах США, в евро и т.д.
Проведение международных сравнений макроэкономических показателей требует решения двух проблем:
- унификация экономического содержания сравниваемых показателей. Проблема решается использованием стандартных международных классификаций и использованием единой методологии;
- выбор метода пересчета показателей из национальных валют в единую денежную единицу, т.е. выбор метода расчета результатов сравнений. Выбор формулы расчета, весов, способов агрегирования индексов и т.д. определяется экономическим содержанием, целями и задачами сравнений, требованиями к результатам.
В международной практике сравнений пересчет показателей из национальных валют в единую сравнительную валюту проводится расчетом паритета покупательской способности (ППС). ППС показывает сколько денежных единиц страны А необходимо для покупки определенного стандартного набора товаров и услуг, а также, сколько товаров из этого набора можно купить за одну денежную единицу страны Б (базисной страны) или за одну единицу условной (общей) валюты группы стран.
Показатель ППС – это система коэффициентов, которые показывают соотношение цен между странами в национальной валюте на специально подобранные группы товаров – представителей.
В настоящее время для проведения международных сравнений макроэкономических показателей используется индексный метод на основе товаров представителей, по ценам которых рассчитывается ПКС.
ППС является аналогом индекса цен. Если индексы цен измеряют изменение покупательной способности валюты одной страны во времени, то ППС измеряет отличие покупательной способности валют разных стран в пространстве. При этом использование ППС имеет такие особенности:
- могут сравниваться страны с различными масштабами национальной экономики;
- сравнение осуществляется на протяжении базисного периода.
Сравнение уровней цен на одни и те же товары в странах с уровнями ВВП на душу населения этих стран позволяет анализировать и сравнивать стоимость жизни, уровни производительности труда, потенциал развития и т.д. в международных масштабах.
Очень важными для характеристики экономического уровня страны являются показатели производства промышленной продукции на душу населения. Для определения размеров производства промышленной продукции на душу населения (по отдельным важнейшим продуктам) весь годовой объем производства того или иного продукта делится на среднегодовую численность населения.
Проект международных сравнений (ПМС) Организация объединенных наций начала осуществлять с 1968 года по результатам сравнений 10 стран (Венгрия, Индия, Италия, Кения, Колумбия, Великобритания, США, ФРГ, Франция, Япония). В 1975 году были опубликованы результаты сравнений уже по 16 странам. В дальнейшем ПМС, переименованный в Программу международных сравнений, стал проводить регулярные сравнения стран с пятилетним интервалом при постепенном расширении количества сравниваемых стран, которые составили в 1993 году уже 86 стран.
При проведении ПМС с 1993 года все страны – участники делились на такие группы:
- страны – члены ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) – 24 страны;
- страны Центральной и Восточной Европы, Средней Азии:
- подгруппа 2А: Австрия, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Польша, Россия, Словения, Украина, Чехия;
- подгруппа 2В: Латвия, Литва, Эстония, Финляндия;
- подгруппа 2С: Молдавия, Румыния;
- подгруппа 2D: Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Турция;
- страны Африки – 22 страны;
- страны Восточной Азии и Океании с ограниченным участием Китая – 17 стран.
Страны подгруппы 2А проводили двухстороннее сравнение с Австрией, которая была центром и координатором. Румыния и Молдавия также проводили двухстороннее сравнение. Другие сравнения были многосторонними. Бывший СССР находился в ПМС только один раз по данным 1990 года и также входил во вторую европейскую группу.
Сравнения по 1993 году были глобальными (мировыми) как и сравнения 1985 года. С 1996 года Евростатом осуществлялись многосторонние сравнения в рамках Европейской программы сравнений (ЕПС) с участием около 50 стран, поделенных на три группы. В первой группе – 32 страны – члены ОЭСР, во второй – 14 стран Центральной и Восточной Европы, в третьей – 13 стран бывшего СССР.
Подбираемые и оцениваемые при сравнении товары и услуги должны соответствовать следующим требованиям:
- требование сравниваемости, которое означает, что все факторы, влияющие на формирование фактической цены, являются идентичными в сравниваемых странах;
- требование репрезентативности, которое означает, что отобранные товары являются характерными для структуры затрат (часто используются и есть в наличии на внутреннем рынке) и что на них припадает значительная часть расходов в рамках данной группы в сравниваемых странах.
Между этими требованиями существует своеобразный компромисс, в связи с тем, что товары наиболее типичные для одной страны, в большинстве случаев являются менее типичными для другой страны, и большинство товаров – представителей не сравниваемые.
Базовый перечень товаров и услуг для сравнения был подготовлен на основе консультаций со странами Европейского Сообщества (ЕС). После этого пересмотренный перечень был расширен ОЭСР на основе консультаций со странами, не входящими в ЕС, для обеспечения того, чтобы товары и услуги были репрезентативными для всех стран ОЭСР. Окончательный перечень товаров и услуг включал около 3200 наименований потребительских товаров и услуг, 236 наименований инвестиционных товаров и 16 строительных проектов.
Окончательный базовый подход Европейской программы сравнений может быть сформулирован таким образом:
- Отдельные компоненты конечного использования ВВП каждой страны (фактическое конечное потребление домашних хозяйств; конечное потребление организаций государственного управления; валовое накопление основного капитала) делятся на ряд однородных товарных групп – «первичные группы».
- По каждой товарной группе осуществляется регистрация национальных цен на отобранные репрезентативные товары и услуги. Для определения ППС на уровне первичных групп рассчитываются средние соотношения цен на отдельные товары в разных странах. Потом эти ППС взвешиваются с использованием весов структуры затрат по компонентам использования ВВП.
- Стоимостные показатели конечных затрат ВВП в национальной валюте по всем уровням агрегирования пересчитываются в международно-сравнимые показатели с помощью соответствующих ППС. Полученные результаты в единой валюте называют «реальными величинами» в отличие от «номинальных величин», выраженных в национальной валюте.