Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Рынок и его экономическая культура
В связи с переходом к рыночной модели экономики о сущности, значении и формах рынка написано значительное количество журнальных статей и монографий. Большая часть из них посвящена проблемам рыночного спроса, предложения, их факторам и соотношению. Рынок стал отождествляться только с обменом и торговлей. Такое ограниченное восприятие рынка некорректно не только с теоретической точки зрения, но и пагубно с практической. Принципы свободного рынка базируются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Их важность для рыночной экономики трудно переоценить. Такие основы, как свобода индивида и честное соревнование – очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, это право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство. Такое положение дел удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство стоит на его стороне. Но, защищая права граждан, государство не должно переходить границу как тоталитаризма, так и анархии. В первом случае всякая инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором – государство и его законы могут быть сметены всеобщим неповиновением.
Учитывая психологические, социальные и экономические особенности нашей страны, необходимо учесть, что бросать ее в стихию рынка опасно – это может вызвать катастрофу как в политическом, так и в экономическом плане. Но и затягивание введения реформ представляет не меньшую опасность. Рынок – более сложное, комплексное социально-экономическое явление в обществе. Обмен товарами – лишь одна из составных частей рынка, наряду с другими фазами воспроизводственного процесса, т.е. их производством, распределением и потреблением. При переходе к рыночной экономике рыночными должны стать не только обмен, но и производство, распределение и потребление. Как, по нашему мнению, отличаются эти фазы рыночной экономики от нерыночной?
Рыночное производство отличается от нерыночного, прежде всего, своей целевой ориентацией, а значит, своей организационной и отраслевой структурой. В условиях рынка должна производиться такая продукция, спрос на которую продиктован рынком. Разрыв экономических связей со многими областями России привел к колоссальным излишкам сельскохозяйственной продукции. Тысячи тонн ранее дефицитной садоводческой продукции в настоящее время не находят сбыта.
Следует также отметить, что в рыночной модели развитой экономики национальное производство должно сохранить приоритетное значение. Именно этим обстоятельством будет определяться реальная независимость и международный авторитет государства. Как бы умело и значимо ни была организована внешняя торговля, если доля собственного производства в валовом национальном продукте ниже 40%, то страна не может претендовать на экономическую суверенность. Разумеется, это один из ряда показателей в чрезвычайно деликатной социально-политической проблеме – суверенитет и независимость государства.
Рыночное распределение, по нашему мнению, это такая разновидность распределительной системы, где все потоки материальных и нематериальных ценностей в обществе и на предприятиях определяются интересами эквивалентного обмена, опосредованы денежным обращением и регулируются законами рынка. Рыночное распределение вовсе не исключает плановости и государственного участия в нем. Однако, оно принципиально отличается от директивного государственного и планово-централизованного распределения. В системе рыночного распределения нет места могущественной и коррумпированной системе государственного снабжения (Госснаба). Материальное обеспечение должно осуществляться региональными организациями оптовой торговли и отделами снабжения производственных фирм и предприятий. Только они смогут, исходя из целесообразности и эффективности деятельности предприятия, обеспечить непрерывное, своевременное и с наименьшими издержками снабжение необходимыми запасами сырья и материалов, устранить нерациональное замораживание значительных сумм оборотных средств.
В рыночной экономике распределение и обмен настолько взаимосвязаны, что в современной экономической теории их объединяют в единую фазу. Распределение происходит путем обмена. Торговля стала главной формой распределения. И, наконец, потребление… Его рыночная специфика состоит в том, что потребление испытывает колоссальное воздействие рынка путем целенаправленного формирования спроса. В развитой рыночной экономике потребление носит наиболее рациональный характер и способствует гармоничному физическому, интеллектуальному и культурному развитию личности.
Таким образом, переход к рыночной экономике подразумевает значительные преобразования во всех фазах общественного воспроизводства и требует формирования высокого уровня экономической культуры.
Экономическая культура – это одна из форм проявления общественного сознания и адекватное ей поведение граждан в экономической сфере жизнедеятельности.
Уровень экономической культуры отражается в степени зрелости как общественного сознания, так и развитости материальных условий общества. Формирование экономической культуры – длительный процесс как воспитательной работы, начиная с молодого возраста, так и культивирования, сохранение и поддержание необходимых тенденций и традиций в обществе. Сказанное в равной степени относится к отдельным гражданам, бизнесменам-предпринимателям, государственным деятелям и депутатам-законодателям. Пора подумать о том, чтобы вместо однообразной и бессмысленной кинопродукции, воспитывать людей на фильмах о добропорядочных отечественных собственниках-предпринимателях. Наша история бизнеса знает немало таких имен. Почему бы не снять фильмы о купце Посошкове, о сахарозаводчике Терещенко, о виноделе Голицыне. Нарождающийся класс собственников должен подумать о том, какой имидж он передаст своим преемникам. Иначе они будут отвергнуты своими детьми, и мы снова окажемся в ряду отцепредателей. Со временем высокий уровень экономической культуры общества становится сам по себе мощным фактором экономического развития, международного авторитета и социально-политической стабильности.
Высокий уровень экономической культуры рынка означает:
1. Управляемость, а не стихийность рыночных процессов. Субъектами управления рынком выступают: а) государственные структуры; б) влиятельные монопольные объединения; в) межгосударственные союзы (как, например, Европейское сообщество и др.). Особой проблемой в России остается переход к сугубо экономическим формам взаимоотношений производителей с государством, преодоление экономически необоснованного вмешательства государственных институтов в деятельность предприятий. Практический интерес для отечественной экономики представляет немецкий опыт перехода от директивного планового к рыночному хозяйству в послевоенные годы. Творцом так называемого «немецкого чуда» являлся профессор Людвиг Эрхард, министр народного хозяйства ФРГ. За десять лет западная часть Германии полностью оправилась от войны, не только восстановила разоренное хозяйство, но и по многим экономическим показателям обогнала своих европейских соседей, заняв одно из лидирующих мест в числе состоятельных демократий мира. О результатах единства хозяйственной и валютной реформ в Германии некоторое время спустя французами Андре Пьетр и Жаком Рюефф было высказано: «С совершенной неожиданностью исчез черный рынок. Витрины были забиты товарами, дымились фабричные трубы, и улицы были заполнены грузовиками. Восстановление началось во всех отраслях хозяйственной жизни точно в день валютной реформы. Еще накануне немцы бегали бесцельно по городу, чтобы разыскать дополнительно какие-нибудь жалкие продукты питания. А на следующий день мысли их уже концентрировались лишь на том, чтобы заняться производством этих продуктов питания. Накануне на лицах немцев была написана безнадежность, на следующий день целая нация смотрела с надеждой в будущее».
Существующая система налогообложения не способны стабилизировать экономику: законодатели и исполнительная власть поставили на первое место идею «накачивания» бюджета за счет налогового прессинга. Проигнорирована известная истина, сформулированная Артуром Лаффером: большие налоги сдерживают все стимулы к деловой активности, в результате чего экономика работает неэффективно, делает неоправданные расходы, тем самым углубляя кризис. Наше государство в который раз меняет налоговую политику, невзирая на то, что налоговый механизм относится к рычагам длительного действия, дающим экономический эффект в будущем. В экономике рыночного типа особое значение приобретает стабильность налоговой системы, позволяющей производителям планировать и прогнозировать результаты финансово-хозяйственной деятельности. Нестабильность налоговой ситуации в России может существенно повлиять на возможности преодоления кризиса.
2. Минимальная ущербность для всех экономических субъектов любых рыночных изменений и окружающей среде. Высокая эффективность рыночных действий, т.е. достижение высоких результатов в производстве, обмене, распределении и наиболее полное удовлетворение потребностей в потреблении при наименьших затратах ресурсов во всех фазах воспроизводства. Конкуренция контролирует или направляет мотив личной выгоды таким образом, что он автоматически способствует наилучшему обеспечению интересов общества. Концепция «невидимой руки» заключается в том, что, когда предприятия максимизируют свою прибыль, общественный продукт также максимизируется.
3. Достижение оптимальной динамики экономических процессов в обществе – темпов производства, денежного обращения, инфляции, занятости и т.п. Развитая экономика на современном этапе обеспечивает устойчивые темпы роста валового внутреннего продукта при низких уровнях безработицы и незначительной инфляции.
Опыт развитых стран подсказывает, что умеренная управляемая инфляция не только неизбежна, но и необходима. Это особенно важно в условиях деградированного производства и при системе взаимных неплатежей, длительной и значительной задолженности по заработной плате. Многомесячные невыплаты заработной платы – это не только экономический и социальный порок нашей системы, но и свидетельство низкой экономической культуры и безграмотности.
4. Высокая морально-этическая культура вхождения в рынок, соблюдение межсубъектных отношений. Специфические стороны в менталитете значительной части населения нашей страны на фоне разнообразия национальных, этнокультурных традиций и особенностей в образе мышления обусловлены следующими причинами:
- исторически сложившаяся иерархичность сознания большей части населения;
- глубокий след в мышлении и деятельности людей оставила практика псевдопланирования, выражающаяся в формализации всех сторон социальной и личной жизни граждан;
- безразличие к социальному расточительству, порожденное насильственным лишением реальной собственности;
- в значительной мере псевдоправдивость информационных источников, отсутствие заинтересованности существенной части населения в получении правдивой информации, в неспособности или нежелании критического анализа и практического использования информации.
5. Конкуренция в рыночных условиях, как правило, неизбежна. Но формы и методы конкурентного соперничества в значительной степени отличаются. Уважение соперника, его прав и учет интересов должны стать при этом неотъемлемым атрибутом конкурентной борьбы. Итогом этой борьбы при высокой экономической культуре рынка становится лучшее качество товара, образцовое обслуживание покупателя, более совершенное и экономичное производство товаров.
6. Партнерская надежность в соблюдении договорных обязательств и честность во взаимных расчетах. Это должно в равной степени относиться ко всем предпринимателям, в т.ч. и к государству. Не может страна рассчитывать на серьезный успех, если государственные органы вышли из доверия своих граждан. На основе законодательства правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических субъектов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Принятый в США в 1906 г. Закон о чистых пищевых продуктах и лекарствах и многие поправки к нему являют собой великолепный пример того, как правительство подкрепляет функционирование рыночной системы. Правительство вводит правила поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Оно запрещает продажу фальсифицированных товаров, устанавливает стандарты качества, воспрещает помещать ложные сведения на этикетках. Все эти меры преследуют цель предотвратить обманные действия производителей и одновременно укрепить веру публики в совершенство рыночной системы.
7. Гармоничное и наиболее полное использование национальных традиций, экономической этнокультуры страны, региона, населения. Эти особенности существуют у каждого народа, этноса в производстве какой-либо продукции, в умении торговать и в специфике потребления. Примером тому являются достижения японского управления, опирающегося на улучшении человеческих отношений: групповую ориентацию и согласованность, моральные качества служащих, гармонизацию отношения между рабочими и управляющими, стабильность занятости. Японский специалист по менеджменту Хидеки Йосихара выделяет шесть характерных постулатов управления персоналом для достижения успеха: 1) гарантия занятости и создание обстановки доверительности, что ведет к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров; 2) гласность и ценности корпорации. Все уровни управления и рабочие имеют доступ к общей базе информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, в результате чего улучшается взаимодействие и повышается производительность; 3) управление, основанное на информации; 4) ориентация на качество; 5) постоянное присутствие руководства на предприятии; 6) поддержание чистоты и порядка.
8. Экономический патриотизм выражается в уважении к отечественному производству, в предпочтении отечественных товаров и использовании накоплений капитала, прежде всего, в собственной стране и на благо будущих поколений всего народа.
На наш взгляд, экономическая политика в России обречена, без сочетания с действенной социальной политикой и формированием экономической культуры высокого порядка. Социальная политика должна способствовать преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового общества. Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для определенных целей. К примеру, в шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.
Для вхождения России в рынок необходимо создание политической системы, способной максимально впитать и эффективно использовать не только финансовые и интеллектуальные, но и духовные, социальные нововведения. Немецкий экономист Мюллер-Армок утверждал: «Смысл социальной рыночной экономики – увязать принцип свободы на рынке с принципом социальной сбалансированности». Добавим к этому «и формирование высоких качеств экономической культуры в обществе».