Анализ функций рынка труда как экономической категории

Введение

Трансформация Российской экономики в связи с переходом от командно-административной к рыночной экономической системе предусматривает институциональные изменения в экономике и в обществе в целом. Институциональные изменения означают создание новых или обновление существующих институтов, адекватных рыночной системе и обусловливающих эффективность ее функционирования.

В сфере социально-трудовых отношений как одной из самых сложных подсистем экономики России произошли радикальные перемены. Они связаны со сменой государственного патернализма в области занятости и государственного монопольного использования рабочей силы на свободный выбор места, сферы деятельности, источника получения дохода и добровольный выбор занятости или незанятости трудоспособным человеком.

Изменения в сфере труда сопряжены с базовыми институциональными преобразованиями, произошедшими в отношениях собственности. Эти перемены были законодательно закреплены формальными правилами, регламентирующими отношения между субъектами рынка труда, прописанными в законах «О собственности», «О занятости», «О профессиональных союзах», в Трудовом кодексе и в других нормативных документах. И, если формальные правила, устанавливаемые и поддерживаемые сознательно в обществе при непосредственном участии государства, поддаются одномоментному изменению, то неформальные правила меняются постепенно. Неформальные ограничения, воплощенные в обычаях, традициях и кодексах поведения, гораздо менее восприимчивы к сознательным человеческим усилиям. Так, доперестроечное институциональное устройство сферы труда, базирующееся на принципах всеобщности, обязательности труда и гарантированной занятости со стороны государства, сформировало безынициативное трудовое поведение. Дефицит рабочей силы, отсутствие проблем трудоустройства, уравнительное распределение, предоставление населению «бесплатных» благ (жилье, образование, медицинские услуги и т.п.) породили социальное иждивенчество». Предоставленные гражданам свободы на реализацию права на труд большинством из них остались невостребованными в связи с несостоятельностью граждан проявлять творчество, инициативу и соответствовать требованиям информационного общества. К инерционности сознания присоединилось чувство социального страха, оказавшее тормозящие влияние на формирование агентов рыночной экономики и становление рынка труда.

Кроме того, мировая практика институциональных преобразований свидетельствует о трудностях создания эффективных формальных правил, адекватных новым условиям хозяйствования, в первом их предъявлении. Как правило, это длительный процесс совершенствования и адаптации. Поэтому институциональные изменения в обществе в целом и на рынке труда как в подсистеме рыночной экономики носят долговременный характер. Российская практика институциональных преобразований не только не стала исключением, но и проявила специфические черты и сложности осуществления этих перемен.

Сущность и основные компоненты рынка труда

Более десяти лет в России формируется институциональная среда, включающая совокупность основополагающих социальных, политических, юридических и экономических правил, определяющих рамки человеческого поведения. В настоящее время российский рынок труда находится только на пути становления цивилизованного рынка труда, требующего совершенствования институциональных основ его функционирования. Подтверждением тому являются многочисленные публикации, отражающие российскую специфику в этой области.

Существующие в современной отечественной научной литературе разные подходы к сущности рынка труда позволили сформировать о нем комплексное представление. Под рынком труда понимается система социально-экономических отношений между работодателями и наемными работниками по поводу условий найма, использования и воспроизводства рабочей силы (услуг труда), в рамках которых при согласовании противостоящих интересов субъектов рынка устанавливаются определенный объем занятости и уровень оплаты труда. Эти отношения реализуются через ценовой механизм взаимодействия спроса на рабочую силу как на фактор производства со стороны работодателя и ее предложения со стороны работников как источника средств к существованию в условиях конкуренции. Кроме названных основных (рыночных) элементов, образующих саморегулируемый механизм, в структуре современного рынка труда присутствуют нерыночные компоненты и факторы институционального характера, регулирующие трудовые отношения. К ним относятся: трудовое законодательство и другие юридические нормы, система социального партнерства и коллективные договоры, минимальный размер оплаты труда, социальные выплаты (компенсации при увольнении, пособие по безработице), система страхования (от безработицы, риска потери работы), рыночная инфраструктура (службы занятости, центры подготовки и переподготовки рабочей силы), соответствующая подсистема налогообложения и др.

Перечисленные компоненты позволяют решить многие проблемы, возникающие в социально-трудовых отношениях, которые не способен решить саморегулируемый механизм рынка. Особая роль в решении этих проблем принадлежит государству как организатору регулирования взаимоотношений работников и работодателей. Поэтому механизм рынка труда выступает как государственно-рыночный.

Для оценки степени зрелости и целесообразности совершенствования вышеперечисленных институциональных факторов необходимо проанализировать полноту реализации функций рынка труда.

Функции современного рынка труда.

В современной научной литературе отсутствует единое представление о составе функций рынка труда, не уделяется должного внимания особенностям и полноте их реализации, неубедительно делаются попытки их принципиально упорядочить.

Для осуществления анализа исполнения функций рынка труда прежде всего необходимо максимально полно их выявить на настоящем этапе развития рынка. Выявление функции целесообразно представить в информативной и логически обоснованной форме, то есть упорядочить их в соответствии с определенным принципом. По мнению лидера австрийской экономической школы Л. фон Мизеса, «наука – это попытка достигнуть мысленного понимания путем систематического упорядочивания всего имеющегося знания».

Опираясь на конструктивно-генетический, а также исторический и логический методы исследования, целесообразно не только выявить и сформулировать функции рынка труда и ролевые функции самого труда, но и установить:

  • вторичность функций рынка труда по отношению к ролевым функциям труда, появившимся исторически раньше и инициирующим проявление соответствующих функций рынка труда;
  • существование взаимного влияния тех и других функций;
  • принцип упорядочивания функций, который состоит в привязке отдельных ролевых функций труда или их групп к одной или нескольким функциям рынка труда.

Современное понимание роли труда в жизни общества складывалось по мере развития человеческой цивилизации. В доиндустриальном обществе труд и хозяйственная деятельность являлись средством выживания и поддержания привычного минимального уровня потребления. С выделением протестантского направления в христианстве труд был возведен в высочайшую религиозную ценность и обязанность и наполнен нравственным содержанием.

В результате промышленных революций XVIII-XIX вв. формировалось индустриальное общество с активно развивающимися обрабатывающими отраслями. Для работодателя труд стал необходимым базовым фактором производства, для работника – основным видом занятости и источником дохода. Развитие экономической науки формировало отношение к труду не только как к базовому фактору производства, но и как к основе образования стоимости продукта труда. Возросший уровень благосостояния и образования основной части населения стран с развитым рынком труда снизил экономическую составляющую в мотивации хозяйственной деятельности, соответственно повысив роль труда как средства удовлетворения потребностей в интересной работе, самореализации личности, социально-коммуникативных отношениях. В условиях современной многоукладной экономики и широкого выбора сфер приложения труда неизбежно усиление конкуренции между работниками и за работников. При этом сам труд становится необходимым условием повышения конкурентоспособности работников.

Функции рынка труда целесообразно представить в виде следующего перечня:

  • Главная функция – формирование занятости, при этом рынок труда выполняет информирующую, зарплатообразующую, регулирующую, распределительную, посредническую роли.
  • Экономическая (созидательная) функция: рациональное формирование, вовлечение, распределение, регулирование и использование услуг труда с целью осуществления процесса общественного воспроизводства.
  • Социальная функция: обеспечение достойного уровня жизни работников и их семей и возможности самовыражения человека, личности.
  • Воспроизводственная функция: восстановление производительных способностей работников и на этой основе приумножение общественного богатства.
  • Стимулирующая функция: заинтересованность в повышении профессионального мастерства и расширении сферы его применения.

Влияние отдельных институциональных факторов на реализацию функций рынка труда

Экономическая функция рынка труда реализуется комплексно и заключается в рациональном формировании, вовлечении, распределении, регулировании и использовании услуг труда с целью осуществления процесса общественного воспроизводства. Одной из причин ее неэффективного исполнения является слабость ее зарплатообразующей составляющей. В свою очередь, эта же причина обусловливает неполноту реализации воспроизводственной функции, обеспечивающей восстановление функционирующей рабочей силы, а также – социальной функции, которая сводится к обеспечению достойного уровня жизни работников и их семей и самовыражению личности.

Такая ситуация, помимо исторических и идеологических причин, освещенных ниже, связана с воздействием ряда факторов. Не выполняет свою функцию институт минимального размера оплаты труда (МРОТ), предназначенный гарантировать минимальный уровень заработной платы, соответствующий удовлетворению минимальных жизненно важных потребностей. Установленный как единый норматив на территории всей страны, прожиточный минимум не соответствует реальному размеру потребления человеком жизненно важных благ, а также не отражает региональные отличия размеров и качества потребления. В то же время минимальный размер оплаты труда широко используется не по прямому назначению, а в качестве «счетной единицы» при определении госпошлин, штрафов, социальных пособий и пр. Выступая ориентиром при определении величины низшей тарифной ставки, минимальный размер оплаты труда существенно занижает уровень заработной платы.

Плоская шкала налогообложения физических лиц, успешно выполняя фискальную функцию, вместе с тем способствует усилению дифференциации заработной платы в пользу высокооплачиваемых категорий, снижая средний уровень доходов основной массы трудящихся.

Особо хотелось бы остановиться на затратно-производственной функции рынка труда, устанавливающей соотношение цены услуг труда с ценой других производственных ресурсов и ценой продукта труда. Реализация данной функции наталкивается в мировой экономике на ряд препятствий. К их числу относятся:

  • гегемония нематериального труда (парадигма нематериального производства), стирающая границы между рабочим и свободным временем и затрудняющая адекватную оценку затрат труда;
  • гипертрофированная роль финансового капитала, все более слабо связанного с производством, а следовательно, и с трудом;
  • давление политических сил, диктат монополий.

В итоге утрачивается трудовая, ресурсная основа ценообразования.

Применительно к российскому рынку к вышеуказанным факторам следует добавить многократное «накручивание цен» посредническими структурами, и доминирующее положение сырьевых отраслей в создании ВВП, что также затушевывает трудовую основу ценообразования. К тому же в России исторически сложился низкий уровень заработной платы. Объясняется это экстенсивным характером индустриализации и создания оборонного комплекса (за счет сверхэксплуатации трудящихся). С другой стороны, советское государство несло бремя воспроизводства рабочей силы (бесплатное образование и здравоохранение, дотирование детских товаров, основных продуктов питания, жилищно-коммунального хозяйства). Казалось бы, обе причины практически в настоящее время устранены, но инерционность институциональных изменений сохраняет взаимоусугубляющее, негативное влияние низкого уровня заработной платы на принижение роли труда.

Недооценка роли труда укоренилась прежде всего в идеологической сфере: в массовом сознании и в сознании администраторов всех уровней; в незрелой этике трудовых отношений, в литературе и кинематографе. Социалистическая трудовая мораль требовала от населения высоких трудовых затрат при низких заработках. Такая идеология имела мобилизационный характер, требовала энтузиазма и не могла длительно навязываться народу. В настоящее время социологи указывают на существенное снижение значимости труда в системе жизненных ценностей. Возможность стремительного обогащения без адекватных затрат труда, которая наблюдалась в 90-е гг., также негативно сказалась на отношении к труду. Поднятый вопрос настолько серьезен, что для его эффективного решения необходима государственная программа, которая затронет помимо институтов, непосредственно связанных с рынком труда, и такие сферы как культура, СМИ, образование.

Особого внимания заслуживает посредническая функция рынка труда, слабая реализация которой на российском рынке труда ставит под угрозу не только развитие кадрового потенциала, но и его сохранение в современных социально-экономических условиях. Инерционность сознания трудоспособного населения с большим трудовым стажем и опытом требует активного вмешательства в процесс его трудоустройства профессиональных служб. В противном случае эти работники рискуют не только на долгое время стать безработными, но и потерять квалификацию.

Институциональное совершенствование рынка труда предполагает формирование агентов экономической деятельности, приспособленных к рыночным отношениям в сфере труда. В этом направлении следует осуществлять меры по:

  • повышению правовой культуры социально-трудовых отношений на основе знаний о правах и обязанностях каждого гражданина России, вступающего в трудоспособный возраст, путем реализации государственных социально-экономических программ через систему непрерывного начального, среднего общего и профессионального образования, а также посредством СМИ и активной рекламной пропаганды;
  • обучению работника поведению на рынке труда в случае потери работы по разным причинам с активным привлечением государственных служб занятости, выполняющих и посредническую, и координирующую роль социально-трудовых отношений в условиях неопределенности, неожиданности и страха перед будущим;
  • культивированию государством, СМИ способности к высокой мобильности работника как важнейшей характеристики современного работника, способного при наличии этого качества противостоять рыночным колебаниям, приспосабливаясь к новым условиям;
  • активному содействию поддержания и повышения уровня профессионального образования, способствующего высокой мобильности рабочей силы, через систему профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров, в том числе на предприятиях.

Таким образом, с одной стороны, можно констатировать, что в России сформированы или находятся в стадии формирования основные институциональные элементы, призванные обеспечивать нормальное функционирование рынка труда. С другой стороны, анализ выделенных функций рынка труда показал, что эти функции реализуются далеко не в достаточной степени, что представляет собой серьезную проблему российской экономики.

Список использованных источников

  1. Ананских А.А. Сущность рынка труда, эволюция понятия «рынок труда» // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. – 2013. – № 5. – С. 88-91.
  2. Баркова В.В. Место рынка труда как сети в системе определений и концепций рынка труда // Экономические науки. – 2008. – № 46. – С. 185-187.
  3. Данилова И.В., Амирова Т.Ф. Анализ отраслевого рынка труда: идентификация границ внутреннего и внешнего типа рынка труда // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2010. – № 39 (215). – С. 73-79.
  4. Кетько Н.В. Первичный рынок труда – рынок труда выпускников ВУЗов // Российский экономический интернет-журнал. – 2006. – № 4. – С. 118.
  5. Яковлева Т.Н. Анализ функций рынка труда как условие его институционального совершенствования // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. – 2006. – Т. 8. – С. №4. – С. 121-125.