Рынок: подходы к пониманию и особенности как экономической категории

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

В современной экономической литературе встречается несколько определений рынка:

  • рынок – это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;
  • рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;
  • рынок – это система отношений по поводу обмена результатами производства и услугами, принимающими форму товара;
  • рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения;
  • рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Содержание понятия рынка в широком смысле неоправданно сводится только к обмену. В его орбиту оказываются "втянутыми" все фазы воспроизводства – непосредственное производство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Как соотносятся между собой конкурентное и монопольное начала рынка? Какое сочетание этих начал является оптимальным?

Рынок как система представляет собой определенное равновесное сочетание двух начал – стихийного, конкурентного и организующего, монопольного.

Основой стихийности рынка, конкурентного начала является участие в конкуренции множества самостоятельных, независимых товаропроизводителей, у которых разные условия производства, обусловленные индивидуальными характеристиками товара.

Монопольное начало предполагает наличие у узкой группы производителей конкретного товара элементов сговора; определенного единообразия требований, стандартов качества; упорядоченных, согласованных, предвидимых действий.

Сочетание между конкурентным и монопольным началами должно быть оптимальным. Для каждых конкретных условий таким оптимумом является максимум конкуренции при минимуме монополии. Отклонения от этого оптимума чреваты для общества большими потерями.

Рыночный механизм, где сочетание конкуренции и монополизма оптимально, обеспечивает соответствие структуры производства структуре общественных потребностей, стимулирует внедрение новой техники и технологии, поощряет лучших производителей, наказывает худших.

Каковы два основных условия возникновения рынка?

Важнейшими условиями возникновения рынка является общественное разделение и специализация труда.

Что такое разделение труда и почему оно считается условием возникновения рынка?

Разделение труда – это совокупность всех существующих в данный момент видов трудовой деятельности. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью (а вслед за этим и рыночные отношения), в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Какие существуют уровни разделения труда?

Обычно выделяют три уровня разделения труда: внутри предприятия (единичное); между предприятиями (частное); в масштабах общества (общее – разделение труда на промышленный и сельскохозяйственный, умственный и физический, квалифицированный и неквалифицированный, ручной и машинный).

Когда возникло разделение труда и каковы его основные ступени?

Разделение труда возникло в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялось общественное разделение труда. Положительное значение разделения труда для роста его производительности подчеркивал Аристотель.

Кто является основоположником научной теории разделения труда? В чем состоит его вклад в развитие экономической теории?

Основоположником научной теории разделения труда считается А. Смит, рассматривавший в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» все главные типы разделения труда – в пределах отдельной мануфактуры, между отраслями, между городом и деревней, между трудом, между различными регионами и целыми национальными хозяйствами.

Справедливым ли является утверждение, что современная экономическая система – это продукт всевозрастающих масштабов разделения труда?

Современная экономическая система – это своеобразный продукт всевозрастающих масштабов разделения труда. Углубление общественного разделения труда позволяет расширять производственные возможности и преодолевать ограниченность экономических ресурсов для выпуска разнообразных товаров. Ограниченность ресурсов и производственных возможностей вынуждает людей выбирать между относительно дефицитными, необходимыми для потребления товарами: выпуск одних из них одновременно означает отказ от выпуска других.

Что представляет собой специализация труда?

Специализация – это форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри отрасли, и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

Если в древности были известны только некоторые специальности, прежде всего охотника и земледельца, то сегодняшние перечни специальностей включают многие тысячи весьма различных профессии. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.

Различают три основные формы специализации: 1) предметную (например, автомобильные, тракторные заводы); 2) подетальную (например, заводы шарикоподшипников); 3) технологическую (стадийную) (например, прядильная фабрика).

Улучшение, совершенствование производственного профиля предметно-специализированных предприятий, развитие подетальной и технологической специализации ведут к расширению производственных связей – кооперированию. Специализация производства в ряде индустриально развитых стран в основном пошла по пути расширения подетальной и технологической специализации.

Почему считается, что одной из причин возникновения рынка является ограниченность ресурсов?

Одной из важных причин возникновения рынка является ограниченность ресурсов. Редкость ресурсов, или ограниченность производственных возможностей, распространяется на любой фактор производства, идет ли речь о человеке как работнике или о капитале и земле. Занятость работника в данной отрасли исключает возможность его занятости во всех остальных. Производительные возможности работника ограничены возможностями его организма и специализацией его труда применительно к какой-либо одной отрасли производства или виду работ. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается людьми посредством обмена одного продукта труда на другой, т.е. через рынок. Различные продукты благодаря обмену составляют общую массу, из которой каждый человек может выбрать себе то, что ему необходимо, предложив в обмен продукты своего труда. Не будь возможности такого обмена, каждому человеку приходилось бы для удовлетворения своих потребностей выполнять множество работ. В таком случае замедлились бы экономический прогресс и развитие цивилизации.

Справедливо ли утверждение, что одной из причин возникновения рынка является экономическая обособленность товаропроизводителей?

Второй причиной формирования рынка является экономическая обособленность товаропроизводителей, их возможность свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство.

В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности в лице кооперативов, товариществ, акционерных обществ, государственных и смешанных предприятий.

Как трактуется понятие «свобода» с точки зрения рыночных отношений?

Третья причина становления рынка – это самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свобода хозяйственной деятельности означает право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон призван ограничивать и запрещать только те виды экономической деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в коллективных и государственных формах деятельности.

Что такое объекты рыночных отношений?

Объекты рыночных отношений – это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Сюда относятся материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства – средства производства, рабочая сила, капиталы (фонды), технические новшества и идеи.

Комментарии  

 
+1 # RE: Что такое рынок?Вопрос 17.01.2014 19:44
Что понимается под активной конкуренцией?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # RE: Что такое рынок?Ответ 17.01.2014 19:49
Активная конкуренция – конкретизирован ная в реальной практике форма совершенной конкуренции, главные критерии которой положены в основу формирования и осуществления научно обоснованной политики конкуренции. Такими критериями являются:
- наличие достаточного количества фирм и компаний для обеспечения их независимости друг от друга, то есть невозможности отдельных из них осуществлять давление на других, влиять на уровень цен;
- способность потенциальных конкурентов легко проникать на рынок через низкие входные барьеры (прежде всего, низкую капиталоемкость , степень насыщенности рынка, действующее законодательств о страны), что дает возможность присваивать прибыль, выше нормальной (минимальной платы или вознаграждения за управленческую работу, что способствует сохранению предприниматель ской деятельности);
- эффективная и рентабельная деятельность фирм и компаний, которая дает возможность внедрять передовые достижения науки и техники в производство, в частности осуществлять рациональную инновационную политику;
- полная загруженность производственны х мощностей фирм и компаний, что делает невозможным их дефицит;
- наличие и доступность всесторонней информации о рынке производителей и потребителей, что позволяет потребителям делать рациональный выбор между альтернативными производителями товаров и услуг;
- присвоение величины прибыли, которая соответствует степени развития отрасли.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна