Рынок. Субъекты рыночных отношений

С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей.

Основных субъектов рыночного хозяйства принято также подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.

Какова роль домашних хозяйств как субъектов рыночных отношений?

Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и т.д. деньги идут на удовлетворение личных потребностей, а не на наращивание прибыли. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг.

Какова роль бизнеса (предпринимателей) в качестве субъектов рыночных отношений?

Бизнес – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли), предполагающее вложение в дело собственного или заемного капитала и являющееся поставщиком товаров и услуг.

Является ли правительство субъектом рыночных отношений?

Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики. Кроме того, оно само предоставляет на рынок товары и услуги предприятий, находящихся в собственности государства.

Носит ли деление всех субъектов рынка на три группы безусловный характер?

Один и тот же человек может быть в составе домашнего хозяйства, бизнеса и правительственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства. Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам рыночных отношений.