Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Понятие экономической безопасности
Первое упоминание о безопасности было сделано в 28 главе книги Иезекииль Ветхого Завета Библии. В переводе с греческого термин «безопасность» означает «владеть ситуацией». В специальной литературе приводится определение безопасности как состояния, при котором какой-либо субъект находится в положении надежной защищенности и не подвергается отрицательному влиянию каких-либо факторов. В широком научном смысле под безопасностью понимается защищенность естественно-физиологических, социально-экономических, идеально-духовных и ситуативных потребностей в ресурсах, технологиях, информации и нравственных идеалах, необходимых для жизнедеятельности и развития населения.
Особое место среди различных видов безопасности (социальной, экологической, демографической, политической, военной, научно-технологической, информационной, энергетической, культурной, правовой, генетической, криминологической, гуманитарной, психологической) занимает безопасность экономическая. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения. Существуют различные трактовки понятия «экономическая безопасность». В частности, термин трактуется как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Развивая идею защиты национальных интересов, следует апеллировать к мнению группы известных отечественных ученых, которые рассматривают экономическую безопасность как следствие глобализации, сквозь призму обеспечения международной безопасности. Именно поэтому в первую очередь остановимся на рассмотрении некоторых аспектов обеспечения международной безопасности.
Современные глобальные трансформационные процессы происходят в специфических условиях переходного периода и в сложной политической среде, не гарантирующей обеспечения международной экономической безопасности. В то же время, глобальные трансформационные процессы, уже на начальной стадии их развития, являются реальными, а эволюция системы международных экономических отношений, несмотря на все осложнения, в целом носит позитивный характер. Вместе с тем, геополитическая ситуация все больше усложняется. Реальная политическая действительность объективного перехода от биполярности к мультиполярности, от «холодной войны» к перспективе мира несет в себе новые глобальные угрозы, касающиеся международной безопасности и в первую очередь ее экономической составляющей.
В настоящее время, как никогда ранее, стала актуальна разработка концепции международной экономической безопасности. Первопричиной такой актуальности является глобализация. Глобализация – это объективная закономерность всемирного развития, которой нельзя избежать. Попытки уклониться от глобализации обычно никогда не увенчиваются успехом. Проблема состоит в том, чем станет глобализация для каждой конкретной страны, например, для Украины. Вопрос заключается в том, какими могут быть социально-экономические последствия глобализации, какие она несет в себе преимущества и какие угрозы таит? Без ответа на эти вопросы сложно надеяться на безопасное будущее. Именно поэтому первой производной глобализации является глобальная безопасность, а второй ее производной – глобальная экономическая безопасность.
Предположительно впервые термин «экономическая безопасность» был употреблен почти семьдесят лет назад Ф. Рузвельтом. Официальным термин «экономическая безопасность» стал в 1985 г., когда на 40-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция «Международная экономическая безопасность». Именно в этой резолюции определено, что необходимо содействовать обеспечению международной экономической безопасности с целью социально-экономического (выделено автором) развития и прогресса каждой страны. На 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был сделан следующий шаг – принята Концепция международной экономической безопасности.
Сегодня формируются новые соотношения в иерархической декомпозиции экономической безопасности – глобальной, международной, национальной, региональной и экономической безопасности предприятия. На новом витке истории, ход которого во многом предопределен последствиями террористических актов в США 11 сентября 2001 г., очевидно, следует по-новому подойти к проблеме международной безопасности в целом и, в частности, к ее экономической составляющей. Все составляющие международной безопасности поступаются своими ведущими позициями и ролью перед безопасностью экономической.
Проблема обеспечения экономической безопасности в последние годы все больше волнует человечество. Мир признал как важность этой проблемы, так и необходимость ее разрешения, поскольку она в различной степени оказывает влияние на национальную экономическую безопасность всех стран. Так, в США в процесс реализации стратегии национальной безопасности вовлечены сотрудники ЦРУ, во Франции – специальные разведывательные подразделения. В России создана экономическая разведка, а для теоретического обоснования способов разрешения проблемы привлечены известные ученые Л. Абалкин, Б. Мильнер, А. Пороховский, В. Сенчагов и др.
Влияние глобализации на экономическую безопасность Украины, появление и становление которой как крупного независимого европейского государства, по сути, является определяющим. По мнению ведущих специалистов Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины, Киевского национального экономического университета и Международного института глобалистики, если в ближайшие 5-10 лет Украина не интегрируется в мировые и европейские экономические структуры, она не будет иметь исторической перспективы как независимая держава. По их же мнению, императивом экономической безопасности Украины должна стать известная формула Римского клуба: «Мыслить глобально, действовать локально».
Неизбежный результат будущего глобального развития – интернационализация национальных экономик. Глобальная экономическая безопасность требует новых механизмов и новой стратегии интеграции, но таковых еще не существует. Национальная экономическая стратегия каждой страны в новых условиях одновременно должна быть и регионалистичной, и глобалистской. Обеспечивая национальное экономическое возрождение и прогресс, она должна реально содействовать глобальной экономической интеграции. Так, формирование на территории Украины инфраструктуры по обслуживанию денежно-кредитных и производственно-инвестиционных механизмов глобальной экономической безопасности требует и новых моделей обеспечения национальной экономической безопасности. В частности, должна быть проявлена забота о том, чтобы формируемые в Украине элементы инфраструктуры по обслуживанию глобальной экономики были включены в европейскую и международную систему безопасности.
Изучение и продвижение вперед разработки современных концепций экономической безопасности невозможны без уделения основного внимания ее международному и национальному уровням. Следует еще раз подчеркнуть, что к возникновению проблемы международной экономической безопасности ведет развитие глобализации, причем процессы глобализации могут способствовать появлению кризисных явлений не только на международном, но и государственном и региональном уровнях. Этому существует ряд примеров. Начатая США война против терроризма стала катализатором развития международной экономической безопасности, актуализировав проблему определения сравнительной экономической оценки результатов войны и «цены войны». Экономические потери от войн, как правило, колоссальны. В сравнении с ними экономические выгоды – мизерны. Но станет ли этот факт новым элементом глобальной стабильности и обеспечения международной безопасности? Ярким примером также является финансовый кризис, который возник в 1997 г. в Юго-восточной Азии и распространился к началу 1998 г. в странах других регионов. Частично последствия этого кризиса коснулись и Украины в августе-сентябре 1998 г. Развитие глобализации все больше ведет к сближению национальной и международной экономической безопасности.
Украина стремится не оставаться в тени и реагировать на развитие глобализации. Так, на 50-й юбилейной сессии Генеральной ассамблеи ООН Президент Украины Л. Кучма выступил инициатором создания Совета международной экономической безопасности наряду с существующим Советом Безопасности и Организацией Объединенных Наций. Такое предложение обусловлено достаточно большим числом угроз и потенциальных кризисных явлений международной экономической безопасности, но, к сожалению, из-за негативного отношения развитых стран и России оно поддержано не было.
Наиболее яркие угрозы международной экономической безопасности можно сгруппировать следующим образом:
- Нерациональная хозяйственная деятельность. Истощение природных и других видов ресурсов.
- Ограничительная политика, увязанная с определенными требованиями.
- Отсутствие стабильности валютных курсов государств.
- Чрезмерный протекционизм.
- Экономические блокады, эмбарго и санкции, не предусмотренные решениями ООН.
- Отсутствие доступа к передовым технологиям и свободы выбора.
- Противоречивость интересов отдельных государств и транснациональных корпораций.
Таким образом, на международную экономическую безопасность оказывают влияние как факторы внутренней экономической политики каждого члена мирового экономического сообщества, так и единая внешнеэкономическая политика членов сообщества.
Обеспечение международной экономической безопасности базируется на следующих принципах:
- Нацеленность на решение глобальных проблем человечества.
- Обеспечение свободного выбора и осуществления каждым государством стратегии социального и экономического развития.
- Достижение взаимовыгодности в сотрудничестве всех стран мирового сообщества.
- Обеспечение суверенности прав государств на использование природного, ресурсного, производственного и экономического потенциала.
- Отсутствие исключительной приоритетности в экономическом развитии отдельных стран или групп государств.
- Обеспечение ответственности государств перед мировым сообществом за последствия проводимой ими экономической политики.
- Мирное урегулирование экономических проблем.
Обеспечение международной экономической безопасности, с одной стороны, предполагает достижение и поддержание на определенном уровне национальной экономической безопасности отдельных государств, а с другой – будучи процессом сложным и многогранным, одновременно является условием достижения национальной экономической безопасности государств. Примером тесной взаимосвязи международной и национальной экономической безопасности еще до недавнего времени могли служить США, стратегия национальной безопасности которых формировалась исходя из национальных интересов и ценностей. Именно это способствовало расширению сообщества демократических стран с рыночной экономикой при одновременном ограничении и сдерживании угроз для США и их союзников. Отсюда основными компонентами стратегии вовлечения США в процесс обеспечения международной экономической безопасности были укрепление собственной экономической безопасности путем поддержания мощного оборонного потенциала, расширения сотрудничества с другими странами, открытие зарубежных рынков, содействие глобальному экономическому росту, поддержание демократии за рубежом и т.д.
Проблема обеспечения международной экономической безопасности затрагивает интересы отдельных стран в различных странах мира, подчас сталкивая их. Так, по мнению специалистов вашингтонского Центра по вопросам политики в области обеспечения безопасности, в решении вопросов утверждения маршрута нефтепровода для транспортировки каспийской нефти были затронуты и американские экономические интересы.
Обеспечение международной экономической безопасности имеет различные организационные формы. Примером одной из крупнейших таких организационных форм является договор о Европейском Союзе (ЕС), которым установлены экономический и валютный союзы стран-участниц. В соответствии с этим договором Совет Министров ЕС определяет стратегические направления экономической политики стран-участниц вследствие их неравномерного развития, слабости валют отдельных государств, медленного реформирования государственного управления в правительственных организациях. Тем не менее, руководители ЕС считают, что весь европейский континент может выиграть от процессов интеграции государств региона в экономическом и политическом плане, так как это укрепит их безопасность и ускорит экономический рост. Присоединяясь к мнению руководителей ЕС, следует отметить, что выигрыш от процессов интеграции может быть получен в виде синергетического эффекта.
Другим примером решения проблем международной экономической безопасности является «Осакская декларация», принятая на состоявшейся в ноябре 1995 г. в г. Осака (Япония) неофициальной встрече руководителей организации Азиатского-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В ней подтверждена решимость членов АТЭС стремиться к либерализации торговли и инвестиций, упрощению торгового и инвестиционного режимов, усилению технического и экономического сотрудничества.
Существует и ряд других организационных форм обеспечения международной экономической безопасности. Но вернемся еще раз к тезису о том, что обеспечение международной экономической безопасности зиждется на национальной экономической безопасности различных государств. Наука об обеспечении экономической безопасности государства – экосестейт (от. англ, ecosastable) – проходит только первые этапы своего формирования, а собственно процесс обеспечения национальной экономической безопасности в каждом государстве осуществляется по-разному и имеет ряд отличительных особенностей. Существуют такие особенности и в Украине, на рассмотрении которых остановимся подробнее.