Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Система экономической безопасности и принципы ее функционирования
Безопасность каждого субъекта экономической деятельности формируется как ее составной элемент, подсистема, которая, в свою очередь, когда рассматривается самостоятельно, может определяться как система. Система экономической безопасности характеризуется материализацией ее предмета. Потому она включает, как составные элементы, субъекты и объекты безопасности, нормативную базу, институты, ее обеспечивающие, и средства осуществления.
Субъектами экономической безопасности общества являются, во-первых, государство и государственные учреждения, во-вторых, фирмы, предприятия, организации, общественные организации, политические партии и движения, которые определяются как юридическое лица и, в-третьих, домохозяйства и отдельные физические лица.
Объектами экономической безопасности являются экономические системы в целом и все отдельные элементы экономических систем: факторы производства, экономическое отношения, организационно-экономические механизмы, экономическая политика, хозяйственное право, экономическая культура, экономическая этика и тому подобное.
С той или другой степенью конкретизации эти объекты подлежат защите в экономической системе каждого институционального уровня. Объекты экономической безопасности рассматриваются в институциональном и функциональном аспектах, потому что и сама система экономической безопасности должна отражать институциональный и функциональной аспекты ее организации. Не целесообразно систему экономической безопасности общества подменять системой государственной экономической безопасности.
Потому система экономической безопасности общества является совокупностью подсистем экономической безопасности различных субъектов экономической деятельности: государства, юридических лиц (фирм, предприятий, учреждений и тому подобное), домохозяйств и физических лиц. Стоит обратить внимание, что домохозяйство в рыночной экономике играет важную роль, поскольку его субъекты являются собственниками ресурсов и потребителями экономических благ личного назначения. Собственно, оно определяет структуру общественного производства в социально-ориентированной рыночной экономике.
Следующим составным элементом системы экономической безопасности являются средства ее осуществления. Поскольку экономическая система имеет многоэлементную структуру – ресурсы (факторы производства), технологии, научно-прикладные исследования, экономические отношения, экономические, правовые, политические и этические механизмы функционирования, то для защиты экономической системы должны употребляться разнообразные средства, которые отвечают нормальным и безопасным условиям функционирования экономической системы.
Важной составной частью системы экономической безопасности является нормативно-правовая база ее осуществления. Она должна формировать право субъекта экономической деятельности на экономическую защиту, определять институты и средства его осуществления, нормы и объемы ответственности за нарушение права субъекта на безопасную экономическую деятельность.
Нормативная база каждого субъекта экономической деятельности состоит из двух частей:
А) нормативная база, регулирующая безопасность во внешней среде;
Б) нормативная база, регулирующая внутренний режим экономической безопасности.
Сегодня в Украине нормативную базу экономической безопасности составляют Конституция Украины, Кодексы (гражданский, хозяйственный, уголовный, о труде, об административных правонарушениях, бюджетный, земельный, морской, воздушный и тому подобное), Законы Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины», «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью», «О защите от экономической конкуренции», «Об информации», «О милиции», «О службе безопасности Украины», «Об охранной деятельности» и другие. Если речь идет о внутренней, локальной нормативной базе экономической безопасности отдельных субъектов ведения хозяйства - фирм и предприятий - то этот вопрос упорядочен еще недостаточно. Можно сказать, что только в банках и других финансовых учреждениях нормативное обеспечение проблемы экономической безопасности находится на более-менее удовлетворительном уровне.
Кроме этого, нормативная база экономической безопасности страны в целом и отдельных субъектов ведения хозяйства, которые имеют связи с иностранными фирмами, в частности, включает еще и международные экономические соглашения.
Одной из важнейших составной частей системы экономической безопасности являются организационно-структурные элементы - институты, учреждения. Их конкретные формы определяются институциональным уровнем системы экономической безопасности. Если речь идет об обществе, то среди учреждений, которые осуществляют его экономическую безопасность, решающую роль играют государственные институты.
Во главе организационной работы по экономической безопасности нашей страны стоит институт Президента Украины, при котором действуют, согласно с Конституцией Украины, Совет национальной безопасности и обороны Украины и Координационной комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.
Верховная Рада Украины, как законодательный орган, обеспечивает формирование правовой базы экономической безопасности общества и всех его субъектов, а также последовательность применения ее в практической деятельности.
Кабинет министров Украины, как более высокой орган исполнительной власти формирует две подсистемы, которые осуществляют экономическую безопасность общества и государства. Это, прежде всего, институты управления экономикой, назначение которых заключается в обеспечении последовательной защиты экономических интересов страны, а именно Министерство экономики, Национальный банк, Министерство финансов, Государственная налоговая администрация, Гостаможком Украины, Министерство иностранного дел. Второй составляющей государственных институтов экономической безопасности являюсь «силовые министерства»: Министерство внутренних дел Украины, Служба безопасности Украины, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Госкомграница Украины.
Следующую составляющую институциональных органов системы экономической безопасности государства создают институты надзора и правосудия: Конституционной Суд Украины, Прокуратура Украины, Верховный Суд Украины, Высшей хозяйственной суд Украины, Хозяйственные суды, Местные суды, Апелляционные суды, Адвокатура, Министерство юстиции.
Если речь идет о системе экономической безопасности первичного экономического звена - фирмы, предприятия, то его элементы определяются частной службой безопасности, охранной службой или отдельными элементами общей структуры менеджмента, которым поставлено в обязанность осуществление экономической безопасности.
В основе функционирования системы экономической безопасности лежит определенные принципы, среди которых следует выделить:
1. Системность, согласно которой в организации экономической безопасности нет «важных» и «неважных» элементов. Опасность как жидкость, проникает в экономическую систему через каждую небольшую щель.
2. Обоснованность. Ограниченность ресурсов защиты, как и всех других экономических ресурсов, требует глубокого научно-технического обоснования решений относительно обеспечения экономической безопасности.
3. Достаточность. Выбирать нужно такие средства экономической защиты, которые достаточны, чтобы противостоять опасности. В то же время не нужно употреблять лишних средств. Каждый раз, когда решается вопрос защиты от конкретной опасности, субъект выбирает модель поведения относительно опасности в пределах принуждения, противодействия, сдерживания и согласования. Выбор конкретной модели определяется уровнем опасности.
4. Гибкость. Это способность субъекта экономической деятельности быстро менять модель осуществления безопасности в зависимости от характера развития опасности.
5. Своевременность. Субъект экономической безопасности должен иметь отработанные модели защиты в соответствии с уровнем развития опасности и своевременно применять их совместно с мониторингом к конкретному состоянию опасности.
6. Желание защищаться. Не всегда отдельные субъекты экономической деятельности желают защищать собственные экономические объекты. В первую очередь это присуще преступным элементам в структурах менеджмента или проявляются в нежелании защищать общую структуру ее отдельными составной частями. Это является следствием противоречий между отдельными структурами экономических систем, несбалансированности собственности и власти между центральными и периферийными, институциональными и исполнительными элементами системы.
7. Умение защищаться. Желание защищаться должно дополняться умением.