Организационные структуры системы экономической безопасности на государственном уровне

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Система экономической безопасности государства является составной частью национальной безопасности Украины. Она понимается как организованная государством совокупность субъектов – государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и отдельных граждан, которые осуществляют согласованную деятельность в пределах законодательства Украины, объединенных целями и задачами защиты национальных интересов. Система экономической безопасности включает в себя объекты и субъекты безопасности, институты и средства ее обеспечения, функциональную определенность. Следовательно, система экономической безопасности государства является функционально определенной совокупностью объектов, субъектов, институтов, механизмов и средств ее обеспечения.

Таким образом, объектом экономической безопасности государства являются объекты экономических отношений на территории государства: экономические ресурсы и факторы производства, готовая продукция (товары и услуги), доходы во всех формах и т. п.

Субъектами экономической безопасности государства, являются все физические и юридические лица – участники экономических отношений, а также государство и его органы. Особое место среди субъектов экономической безопасности в результате проведения разгосударствления и приватизации собственности начинают занимать первичные экономические звенья - фирмы, предприятия, организации и их объединения. Роль и значение фирм и предприятий как субъектов экономической безопасности государства повышается. Если в условиях советского уклада собственность была государственной, а предприятия только пользовали ею, то все функции обеспечения их экономической безопасности брало на себя государство. Но, когда в современных условиях более 69 тыс. предприятий пребывает в частной собственности, не учитывать такое количество частных собственников и субъектов экономического отношений будет ошибкой политики формирования экономической безопасности государства. Каждый собственник, в первую очередь, самостоятельно пытается защитить собственность, которая ему принадлежит, а затем уже обращается за помощью.

Следующей составной частью системы экономической безопасности государства являются средства защиты. Все разнообразие средств по обеспечению экономической безопасности можно классифицировать следующим образом:

1. Технико-технологические средства (использование техники и технологий, которые защищают окружающую среду, производственные процессы от соперников, обеспечение физической защиты экономических объектов).

2. Правовые средства (государственные законы и подзаконные нормативные акты, которые направлены на защиту экономических интересов всех субъектов общества, а также уставы, приказы и распоряжения фирм, которые не противоречат государственным нормам).

3. Экономические средства (элементы хозяйственного механизма, которые дают возможность защищать экономические интересы всех субъектов хозяйственной деятельности и членов общества).

4. Информационные средства (ограничение информации, дезинформация).

5. Политические средства (политический уклад общества, его организационные структуры, которые дают возможность организовать волю всех субъектов общества для защиты экономических интересов).

6. Идеологические средства (формирование национальной идеологии безопасности).

7. Моральные средства (формирование экономической культуры и этики в деле обеспечения экономической безопасности всех субъектов общества).

8. Организационные средства (формирование организационных институтов и структур безопасности).

В системе экономической безопасности на национальном уровне эти средства защиты экономических интересов каждого субъекта должны быть «вмонтированы» во все общественные и государственные механизмы. Это означает, что экономические, политические, правовые и моральные нормы общественной жизни должны обязывать и предоставлять возможность всем субъектам экономической деятельности защищать свои интересы.

Система экономической безопасности на национальном уровне действует эффективно тогда, когда к ней подключены все субъекты экономической деятельности на всех общественно-экономических уровнях. Сегодня в этот механизм недостаточно включены частные службы безопасности. Они уже сформированы в большинстве фирм, банков и т. п., но отсутствуют целевые нормативно-правовые акты, которые бы регулировали их деятельность, поэтому эффективность их работы с точки зрения общественной экономической безопасности не всегда высока.

Координация всей работы по экономической безопасности на национальном уровне принадлежит государственным органам - законодательной и исполнительной власти.

Решающая роль среди учреждений, которые обеспечивают экономическую безопасность общества, принадлежит, прежде всего, институту Президента Украины, который играет большую консолидирующую роль. Согласно ст. 102 Конституции Украины, Президент является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности, выполнения Конституции Украины, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

При Президенте, согласно Конституции Украины (ст. 106), действует Совет Национальной безопасности и обороны Украину (СНБО Украины). Его деятельность определяется Законом Украины «О Совете Национальной безопасности и обороны Украины». Он является координационным органом по вопросу национальной безопасности и обороны. К функциям СНБО входят:

1. Внесение предложений Президенту Украины относительно реализации принципов внутренней и внешней политики в сфере национальной безопасности и обороны.

2. Координация и осуществление контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны в мирное время.

3. Координация и осуществление контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны в условиях военного или чрезвычайного положения и при возникновении кризисных ситуаций, которые угрожают национальной безопасности Украины.

В компетенцию СНБО по вопросу экономической безопасности входит:

1) разработка предложений относительно:

- определения стратегических национальных экономических интересов Украины, подходов и приоритетов ее обеспечения;

- разработка проектов программ, доктрин, законов Украины, указов Президента, международных соглашений и других нормативных документов по вопросам экономической безопасности;

- разработки мероприятий политического, социального, военного, научно-технологического, экологического, информационного и другого характера по защите национальных экономических интересов;

- привлечения контрольных, инспекционных и наблюдательных органов государственной власти по осуществлению контроля решений СНБО по экономической безопасности;

2) осуществление контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере экономической безопасности;

3) привлечение к анализу информации должностных лиц и специалистов органов исполнительной власти, государственных учреждений, научных заведений предприятий и организаций всех форм собственности;

4) инициация разработки нормативных актов и документов по вопросу экономической безопасности и обобщения практики их применения.

Вторым учреждением, действующем при Президенте Украины, является Координационной Комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Он действует на основании Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью».

К компетенции Координационного Комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией относится:

- координация и содействие деятельности органов, которые принимают участие в борьбе с организованной преступностью;

- разработка стратегии и рекомендаций относительно тактики борьбы с организованной преступностью;

- организация сотрудничества по вопросам борьбы с организованной преступностью с соответствующими органами других государств и международными учреждениями;

- подготовка ежегодных и специальных докладов о состоянии организованной преступности в Украине, основные направления и результаты борьбы с ней и внесение их на рассмотрение Президента Украины и Верховной Рады Украины;

- решение вопросов относительно распоряжения фондом борьбы с организованной преступностью.

Верховная Рада Украины как орган законодательной власти согласно ст. 92 Конституции Украины обеспечивает правовую базу экономической безопасности. Ее полномочия связаны с законодательной регуляцией и контролем за деятельностью государственных органов и должностных лиц, отдельных учреждений всех форм собственности в сфере экономической безопасности.

Кабинет Министров Украины как высший орган исполнительной власти, реализует в практической деятельности концепцию, стратегию и тактику экономической безопасности страны. Он ответственен перед Президентом Украины, подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины. В составе Кабинета Министров Украины можно выделить две группы институтов, обеспечивающих экономическую безопасность.

Это, прежде всего, институты управления экономикой, среди которых Министерство экономики, Национальной банк, Министерство финансов, Государственная налоговая администрация, Государственная контрольно-ревизионная служба Украины, Государственный таможенный комитет Украины, Министерство иностранного дел.

Второй составляющей в обеспечении экономической безопасности выступают силовые структуры государства, к которым относятся Служба безопасности, Министерство внутренних дел, Министерство чрезвычайных ситуаций, Госкомграницы Украины.

На Службу безопасности Украины возлагается (среди многочисленных функций) также и функция защиты экономического, научно-технического потенциала, законных интересов государств от посягательств со стороны отдельных организаций и групп лиц. Среди функций Службы безопасности, связанных с обеспечением экономической безопасности, можно выделить следующие:

- разведывательная и информационно-аналитическая работа в интересах проведения органами государственной власти деятельности по решению проблем социально-экономического строительства, научно-технического прогресса, экологии и других вопросов;

- обеспечение мероприятий по охране государственных интересов во внешнеэкономической деятельности, безопасности граждан Украины за рубежом;

- осуществление контрразведывательных мероприятий против подрывной деятельности в отношении Украины, ее экономического потенциала;

- разработка и осуществление мероприятий по защите государственной тайны, содействию юридическим лицам в сохранении коммерческой тайны, разглашение которой может нанести ущерб жизненно важным интересам Украины;

- осуществление в соответствии с законодательством профилактики правонарушений в сфере государственной безопасности, в том числе и экономической.

Особенной составляющей институциональных органов системы экономической безопасности общества являются органы надзора и правосудия. К их составу относятся Конституционной Суд Украины, органы прокуратуры Украины, Верховный Суд Украины, Высший хозяйственный суд страны, местные суды, хозяйственные суды, апелляционные суды и адвокатура.

Задачей Конституционного Суда Украины является гарантирование верховенства Конституции Украины, что имеет важное значение для обеспечения экономической безопасности во всех сферах жизнедеятельности и общества, государства, юридических и физических лиц.

Если Конституционной Суд надзирает за соответствием Конституции Украины законодательным актам и решений Верховной Рады, Президента, Кабинету Министров Украины, то акты и деятельность органов государственной власти надзираются прокуратурой, их используют в своей деятельности Верховный Суд Украины и другие институты судебной системы и адвокатура.

Деятельность прокуратуры в контексте обеспечения экономической безопасности направлена на всестороннее утверждение верховенства закона. Она имеет задачей защиту экономической системы, человека и гражданина, основ демократического уклада общества от неправомерных посягательств.

Возобновление и установление экономических прав субъектов ведения хозяйства осуществляется судебной системой Украины. Юрисдикция судов распространяется на все правовые отношения, в государстве, в том числе и на экономические.

А

двокатура исполняет также важную роль в обеспечении экономической безопасности субъектами ведения хозяйства и частным лицами. Это связано с предоставлением консультаций, составлением соответствующих документов, участием в предварительном следствии и суде в качества защитников потерпевших, а также представительства в суде.

Функции органов исполнительной власти относительно обеспечения экономической безопасности определяются следующим образом:

- обеспечение развития экономики на принципах разнообразия и равноправия субъектов ведения хозяйства всех форм собственности, социальной справедливости;

- преодоление бедности, повышение уровня и качества жизни населения;

- обеспечение занятости населения, преодоление безработицы;

- кадровое обеспечение экономической безопасности (экономико-правовое образование населения, подготовка профессиональных кадров деятельности этой сферы деятельности);

- обеспечение личной экономической безопасности каждого человека;

- повышение конкурентоспособности национальной экономики;

- государственное гарантирование предпринимательской деятельности во всех законных формах;

- достижение стабильного и сбалансированного развития всех составляющих финансовой системы государства и создание условий для активной инвестиционной деятельности;

- расширение участия в международных экономических организациях, глобализационных процессах;

- обеспечение опережающего развития наукоемких высокотехнологичных производств;

- активизация внутренней производственной и торговой деятельности через благоприятную налоговую политику, ограничение монополизма и развитие конкуренции;

- обеспечение эффективного управления государственным долгом;

- детенизация и декриминализация экономики.

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна