Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Модели интеграции неконтролируемой сферы экономики в легальную систему
Существуют две модели, отражающие подходы к политике относительно неконтролируемой сферы экономики. Обе модели определяют эту сферу как преступную. Противоположными полюсами этих подходов являются радикально-либеральный и репрессивный.
Радикально-либеральный подход проявляется в попытках легализовать все сегменты неконтролируемой экономики. Сторонники такого подхода выдвигают следующие аргументы:
- теневая экономика дает рабочие места и доходы для тех, кого не способна занять легальная экономика. Этот аргумент на сегодня для Украины является весьма актуальным, поскольку от всевозможных форм безработицы, по оценке экспертов, страдает около трети трудоспособного населения;
- теневая экономика поставляет на рынок необходимые товары и услуги и реально удовлетворяет рыночный спрос;
- теневая экономика содержит реальные капиталы в пределах национальных границ. Преследование ее приводит к оттоку капиталов за границу.
В России были попытки реализовать этот метод с конца 1991 и начала 1992 гг. В Украине, независимо от официальных установок на борьбу с экономической преступностью, как показано выше, этот сектор экономики развивался практически без препятствий. Последствия этого известны - формирование крепких финансово-промышленных кланов, которые проникают в высшие эшелоны власти, подавление нормальной предпринимательской деятельности, в том числе и малого бизнеса. Призывы к легализации теневой экономики не имеют общественной поддержки, в том числе и со стороны той части его представителей, которая не вступает в криминальные споры с легальной властью и уравнивается с представителями криминального сектора.
Репрессивный подход является своеобразной реакцией на социально-экономические и политические негативные последствия радикально-либерального подхода. Сторонниками такого подхода являются, как правило, представители правоохранительных органов, леворадикальные общественно-политические течения. Такой подход предусматривает усиление контрольных мероприятий относительно доходов и расходов всех субъектов ведения хозяйства, последовательное применение административной, гражданской и уголовной ответственности за нарушение норм права. Попытки реализовать такой подход сопровождаются значительным увеличением персонала административных и правоохранительных органов (что четко прослеживается сегодня в Украине), но не дает желаемого эффекта. Теневой сегмент экономики продолжает расширяться.
Поскольку неконтролируемая сфера экономики влияет на все стороны общественной жизни (от экономической до духовной), постольку для решения проблемы ее легализации следует применять комплексные экономические, правовые, политические и другие мероприятия.
Реализация комплексного экономико-правового подхода к легализации неконтролируемой сферы экономики требует учета следующих принципиальных положений:
- во-первых, определение отдельных сегментов неконтролируемой сферы экономики согласно с их функциональной экономической ролью и степенью общественной опасности. На наш взгляд, этим требованиям в наибольшей мере отвечает классификация, которая предоставлена выше;
- во-вторых, формирование для бизнеса благоприятной экономической и правовой среды. Это, прежде всего, налоговая политика и закрепленные правом все другие параметры экономической среды в пределах пороговых значений с точки зрения экономической безопасности;
- в-третьих, четко определенные и законодательно закрепленные действенные мероприятия по защите интересов населения от мошенничества со стороны частных и государственных работодателей, других субъектов рыночного отношений (своевременная оплата, пенсии, помощь, защита прав потребителя и тому подобное);
- в-четвертых, для легализации доходов некриминальных секторов неконтролируемой сферы и привлечения их в инвестиционные процессы следует применить политику «доходных индульгенций» - юридических документов, которые подтверждают легализацию средств при уплате специальных налогов, которые направлены на инвестиции;
- в-пятых, усиление уголовной ответственности за «отмывание грязных денег» и осуществление криминальной экономической деятельностью;
- в-шестых, создание специальной программы возврата и легализации капиталов, которые вывезены за границы Украины;
- в седьмых, создание правовой основы для общественного контроля за деятельностью субъектов ведения хозяйства.
Формирование программы легализации неконтролируемой сферы экономики должно учитывать и морально-психологические факторы. Неформальный и теневой бизнес, избегающий государственного налогообложения, платят своеобразную дань. Форма уплаты этой дани противоречит действующему законодательству и порождает психологический дискомфорт. Этот процесс также сопровождается своеволием со стороны криминальных «руководителей» подполья. С накоплением капиталов и появлением возможности перевода их в наследство, предприниматели все больше склонны к выходу из подполья. Если не предоставить им возможности интегрироваться в легальную экономику, они попробуют легализовать их путем «отмывания» и снова оказываются в границах криминального сектору.