Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Основные направления политики в отношении теневой и криминальной экономики
В отношении криминальной экономики позиция государства должна быть однозначной: последовательное выполнение требований законов, которые ее запрещают, и не менее последовательное усиление экономической и юридической ответственности.
Наиболее сложным для легализации является теневой сегмент экономики, вследствие связей с криминальной экономикой. Главной проблемой криминальной экономики является не укрывательство собственной противозаконной деятельности, а легализация доходов. С точки зрения системного подхода управления такими структурами, они не имеют ни одного легального входа для ресурсов и ни одного легального выхода продукта, доходов. Поэтому криминальные субъекты ведения хозяйства часто используют легальную «крышу» для укрывательства собственной противозаконной деятельности. Таким образом, в официально зарегистрированных фирмах и предприятиях осуществляется производство оружия, взрывчатых веществ, наркотиков. Особенное внимание криминальной экономики привлекают финансовые учреждения: банки, фонды, холдинги и страховые компании. Через фиктивные фирмы и предприятия, учреждения денежно-кредитной системы осуществляется отмывание грязных денег и доходов. С другой стороны, уклонение от уплаты налогов приобретает масштабы, которые выходят за пределы административной ответственности.
При этом, теневой сегмент экономики очень плотно связан с коррумпированным чиновничеством. Для уклонения от уплаты налогов нередко используется льготный механизм налогообложения.
Таким образом, в пределах теневого сектора можно определить сегменты противоправного укрывательства прибылей от налогообложения, криминальное производство и обращение продуктов и услуг, отмывание «грязных» денег и доходов. Криминальный сегмент не существует без отмывания «грязных» денег и уклонения от налогообложения. Если к представителям первого сегмента можно применить политику «доходных индульгенций», то ко второму и третьему сегментам должны, на наш взгляд, употребляться только репрессивные мероприятия.
Специалисты по экономической безопасности обращают внимание на то, что в Украине существуют благоприятные условия для функционирования теневой экономики и отмывания «грязных» денег. Некоторые банковские нормативные документы позволяют принимать валюту без удостоверения источников ее происхождения. Это открывает широкие возможности отмывания «грязных» денег путем использования:
а) платежных поручений и требований-поручений в сопровождении фиктивных кредитных авизо;
б) необеспеченных чеков, а также комбинации их с кредитовыми и дебетовыми авизо;
в) аккредитивов, векселей и «электронных денег».
Поскольку Украина входит в Совет Европы, она должна последовательно выполнять международные требования в отношении борьбы с криминальной экономикой и отмыванием «грязных» денег.
С этой точки зрения Украина внесла в Уголовный кодекс статьи относительно ответственности за эмиссию фиктивных средств платежа, за использование фиктивных средств платежа (ст.ст. 199-200), «отмывание» доходов, полученных незаконным путем (ст. 209), фиктивное предпринимательство (ст. 205).
Стоило бы еще определить уголовную ответственность за отказ от предоставления необходимых финансово-хозяйственных документов уполномоченным органам, уклонение от сообщения уполномоченным органам о сомнительных документах и операциях, которые им предлагаются в деловых отношениях и идентификацию партнеров. Необходимо также усилить уголовную ответственность за преступную экономическую деятельность. Примером могут быть Соединенные Штаты Америки, где отмывание денег, полученных преступным путем, карается 20-ю годами заключения и конфискацией двойных сумм капиталов лиц, которые принимают участие в этом преступлении.
Последовательная, комплексная и взвешенная программа легализации неконтролируемой сферы экономики в совокупности с обоснованной налоговой политикой, защитой интересов предпринимательства позволит решить целый ряд проблем, которые связаны с интенсификацией инвестиционной деятельности, экономическим ростом, расширением занятости населения, повышением уровня и качества его жизни.