Экономическая опасность предпринимательству на международном и национальном уровнях

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Каждая отдельная фирма вступает в экономические и другие отношения не только с собственным персоналом и другими фирмами, но и с обществом в целом, государственными органами власти на региональном и национальном уровнях, иностранными фирмами и государствами. Прежде всего, рассмотрим экономические угрозы фирме на международном уровне. Их источником могут быть иностранные государства и их союзы, международные организации, иностранные фирмы и граждане.

Со стороны иностранного государства фирма может понести потери вследствие следующих действий:

  • национализации или конфискации имущества фирмы, находящегося на иностранной территории;
  • блокирования счетов фирмы в банках этого государства;
  • изменения валютных курсов;
  • квотирования экспорта и импорта;
  • наложения эмбарго на экспорт и импорт;
  • повышения таможенных тарифов;
  • повышения налоговых ставок;
  • ограничения инвестиционной деятельности;
  • экономического шпионаж.

Если речь идет об угрозах на международном уровне со стороны международных организации, которыми могут быть региональные объединения отдельных государств или отдельные межгосударственные отраслевые объединения типа Евроугля, Евроатом и т.п., то они действуют с помощью государств, которые входят в эти объединения и пользуются указанными выше средствами.

Со стороны иностранных фирм на собственной или заграничной территории фирма может чувствовать угрозы следующего характера:

- потерю собственного статуса в результате перехода к иностранному конкуренту контрольного пакета акций;

- потерю собственности в результате мошенничества со стороны своих псевдо партнеров;

- потери денег на счетах в национальных и иностранных банках вследствие электронных краж со стороны иностранных субъектов;

- потери в результате подделки продукции и услуг иностранными фирмами (в настоящее время для украинских предпринимателей эта угроза имеет небольшую вероятность);

- снабжение недоброкачественным сырьем;

- снабжение недоброкачественной продукцией;

- продажа «грязных» технологий;

- лишение рынков сбыта и поставщиков с помощью государственных учреждений;

- ограничение деятельности фирмы на национальной территории с помощью государственных учреждений;

- экономический шпионаж;

- экономические диверсии.

Отдельные мошенники на международном уровне могут предлагать фирме инвестиционные проекты, соглашения по сбыту продукции и снабжению сырья и комплектующих, другое финансовое посредничество. Объектом их мошенничества являюсь, как правило, не собственность, а деньги и ценные бумаги, то есть высоколиквидные активы.

Еще больший спектр отдельных форм экономической опасности фирма имеет на национальном уровне со стороны государства и государственных органов власти. Было бы неверно утверждать, что такой опасности не существует, потому ее нужно знать и учитывать в процессе государственного управления национальной экономикой.

Стоит также подчеркнуть, что экономическая опасность фирмы со стороны государства, как правило, имеет целиком другую природу, чем опасность со стороны иностранных субъектов. С абстрактной точки зрения каждое государство не является сознательным врагом собственных субъектов экономической деятельности, если они функционируют в пределах законности, в силу того, что благодаря их процветанию она укрепляет собственные экономические и политические позиции.

Но, часто бывает так, особенно в условиях политической и экономической трансформации, что наиболее влиятельные политические силы, которые враждуют между собой и имеют высокое влияние на решения законодательных и исполнительных органов власти, блокируют принятие эффективных законов, или принимают законы, вредные для отдельных отраслей экономики и сфер производства, что составляет непосредственную угрозу предпринимательству.

Вторым источником опасности со стороны государства в отношении предпринимательства является некомпетентность государственных законодательных и исполнительных органов, выражающаяся в принятии неэффективных законодательных актов и решений по управлению экономикой.

В конечном итоге, третий источник экономической опасности отдельным предприятиям со стороны государства связан с использованием отдельными чиновниками государственных учреждений в личных интересах, что проявляется в таких явлениях, как взяточничество, коррупция, рост бюрократии, теневой и криминальной экономики.

Таким образом, источниками экономической опасности фирмы со стороны государства являются:

- неэффективные законодательные и исполнительные решения власти вследствие противоборства политических сил;

- неэффективные законодательные и исполнительные решения власти вследствие ее некомпетентности;

- сознательное использование органов законодательной и исполнительной власти, отдельными ее представителями с целью личного обогащения, что проявляется в коррумпированности экономической среды.

Рассмотрим структуру опасностей предпринимательству со стороны государства и государственных учреждений.

Общей и наиболее существенной экономической опасностью фирмы со стороны государства является игнорирование ее интересов в законах, регулирующих хозяйственную деятельность.

Первая и наиболее яркая форма проявления этой опасности - ограничение со стороны государства возможностей экономического роста фирмы.

Следующая экономическая опасность для значительного количества фирм - угроза со стороны государства вследствие проведения политики протекционизма. Кажется, что, наоборот, политика протекционизма защищает интересы фирмы. Это действительно так в отношении фирм, для защиты интересов которых установлена политика протекционизма. Но другие фирмы несут в результате большие потери.

Экономическую опасность для фирм представляет и политика фритредерства, если она проводится неквалифицированно. Конкретная опасность здесь может быть связана с демпингом со стороны крепких иностранных корпорации и ТНК.

Существенную экономическую опасность для предпринимательства несет правовая неопределенность экономического отношений.

Значительную экономическую опасность для предпринимательства может составлять несогласованность норм отдельных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

В целом, предоставление законодателями права прекращать предпринимательскую деятельность отдельным государственным учреждениям - Налоговой администрации, Аудиторской палате, Госстандарту и другим, - составляет немалую экономическую угрозу предпринимательской деятельности. Формами прекращения предпринимательской деятельности является лишение лицензий, патентов и сертификатов на предпринимательскую деятельность, блокирование расчетных счетов в банковских учреждениях, ограничение доступа на предприятие, лишение движимого имущества и оборудования (автомобилей, компьютерной техники, мебели и др.). В противоречие закона о предпринимательстве такими правами, на основании Указов Президента и Постановлений Кабинета Министров, а иногда, как определенно выше, и законов, наделяются различные государственные учреждения.

Ситуация, сложившаяся в связи с этой опасностью для предпринимательства, не является нормальной с точки зрения права. И фирма, и государственное учреждение является субъектами права и они должны иметь равные права. Одна сторона - собственно государственное учреждение - наделена не только правом обвинения, но и принятия решения относительно главного вопроса для фирмы - работать или нет. Когда одна сторона считает что фирма не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, а другая - наоборот, вопрос должен решаться хозяйственным судом.

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна