Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Показатели работы предприятий
Прибыль - основной показатель работы любого предприятия. Она является целью хозяйственной деятельности. Чем больше величина прибыли, полученной предприятием в единицу времени, тем лучше (при прочих равных условиях) работало предприятие. Прибыль рассчитывается по формуле:
П = Q *(Ц – С),
где Q – количество продукции, произведенное и реализованное за отчетный период, ед. продукции / ед. времени;
Ц – цена единицы продукции, ден. ед. / ед. продукции;
С – себестоимость единицы продукции, ден. ед. / ед. продукции.
Виды прибыли: валовая, балансовая и чистая. Валовая прибыль получается от реализации товарной продукции. Балансовая прибыль – это разница между всеми доходами и расходами предприятия. Кроме валовой прибыли она включает прибыль от реализации активов и результат от внереализационных операций (штрафы, дивиденды и т.д.). Чистая прибыль – это та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после выплаты всех налогов и обязательных отчислений.
Пути увеличения прибыли: снижение себестоимости, увеличение объема производства, повышение цены. Для увеличения объема производства важную роль играет реклама. Уровень цен в основном зависит от внешних факторов, поэтому наиболее действенный путь повышения цены – улучшение качества продукции и обслуживания.
Объем производства продукции является характеристикой размера предприятия. Он показывает, к мелким, средним или крупным относится данное предприятие. Как было показано в предыдущем разделе, увеличение объема производства позволяет снизить себестоимость продукции, что положительно сказывается на конкурентоспособности предприятия.
До определенного предела увеличение размеров предприятия положительно сказывается на экономических показателях. Происходит это за счет действия внутренних и внешних факторов.
Внутренние факторы: технические (возможности для разделения труда, использование высокопроизводительного оборудования); рыночные (закупка крупными партиями по низким ценам, снижение удельных затрат на рекламу, использование специалистов по сбыту и закупке, экономия на упаковке и транспортировке), финансовые (больше источников финансирования, ниже процентные ставки), факторы риска (шире рынок и ассортимент товаров).
Внешние факторы (обусловлены концентрацией и ростом всей отрасли): наличие квалифицированной рабочей силы, специализация на производстве отдельных комплектующих, надежные связи со смежниками, обеспеченность специализированными услугами).
Однако крупномасштабное производство при выходе за оптимальный уровень создает ряд проблем, ухудшающих показатели. Внутренние факторы связаны с усложнением управления и контроля. Внешние факторы - это чрезмерная концентрация производства и рост плотности населения. В результате увеличиваются транспортные расходы, цены на землю и здания, и т.д.
Рост фирм может происходить за счет интеграции (вертикальной или горизонтальной). Вертикальная интеграция – это поглощение фирм-поставщиков или фирм-потребителей. При горизонтальной интеграции объединяются фирмы, производящие одинаковую продукцию.
Таким образом, существует оптимальный объем производства, соответствующий максимальной эффективности использования ресурсов предприятия.
Себестоимость непосредственно влияет на величину прибыли. Предприятие, производящее продукцию с минимальными затратами, обеспечивает себе конкурентные преимущества.
Снижение себестоимости можно использовать двумя путями: либо при сохранении цены получить дополнительную прибыль, либо, снизив цену, но сохранив ту же прибыль, увеличить объем продаж и потеснить конкурентов. Обычно выбирается промежуточный вариант.
Снижение себестоимости не должно сопровождаться ухудшением качества продукции. Иначе может резко сократиться объем реализации.
Цена - это денежное выражение стоимости товара. Обычно продавец имеет право устанавливать любую цену. При прочих равных условиях чем выше цена, тем больше прибыль. Однако, при определении цены следует учитывать поведение покупателей. Как правило, целесообразно повышать уровень цен только лишь при улучшении качества продукции.
Рентабельность – это показатель прибыльности. Одну и ту же прибыль можно получить при разном уровне издержек.
Допустим, за год работы две фирмы получили одинаковую прибыль, по 1 млн. долл. Но капитал, вложенный в первую фирму, составил 25 млн. долл., а во вторую - только 2,5 млн. долл. Очевидно, что вторая фирма работала очень хорошо, а первая – неудовлетворительно. Прибыльность вложенного капитала у первой фирмы составила лишь (1/25)*100 = 4% в год, а у второй (1/2,5)*100 = 40%. Капитальные вложения первой фирмы окупятся за (100 / 4) = 25 лет, а второй – всего за 2,5 года.
Как видно из приведенного примера, важна не только величина прибыли, но и ее отношение к затратам капитала, то есть, рентабельность.
Рентабельность можно рассчитывать различными способами. Основные виды рентабельности следующие.
Рентабельность капитала – это отношение годовой чистой прибыли к стоимости имущества предприятия.
Рентабельность собственного капитала – это отношение годовой чистой прибыли к собственным средствам предприятия.
Рентабельность инвестиций – это отношение годовой балансовой прибыли к стоимости имущества без краткосрочных обязательств.
Рентабельность оборота – это отношение годовой чистой прибыли к выручке от реализации продукции.
Рентабельность продукции – это отношение разницы между ценой и себестоимостью данного вида продукции к ее себестоимости.
Чем выше рентабельность, тем эффективнее используются средства предприятия. Основные пути повышения рентабельности направлены на увеличение годовой прибыли и снижение издержек предприятия.