Износ основных производственных фондов (ОПФ)

Износ основных производственных фондов (ОПФ) – потеря ОПФ своих потребительских качеств и стоимости вследствие их эксплуатации повышения требований экологических и социальных стандартов, воздействия окружающей среды и научно-технического прогресса.

В процессе эксплуатации ОПФ подвергаются физическому и моральному износу.

Физический износ – потеря ОПФ своих потребительских качеств и стоимости вследствие их эксплуатации (I форма) и влияния окружающей среды (II форма). Скорость физического износа оборудования зависит от его качества, эксплуатации, технического ремонтного обслуживания, уровня экстенсивного и интенсивного использования, вида обрабатываемого материала, климатических особенностей и т.д. Физический износ оборудования частично устраняется во время проведения текущих, средних и капитальных ремонтов.

Вопрос количественной оценки физического и морального износа ОПФ дискуссионный, особенно это касается машин и оборудования. В соответствии с принятой системой учета, физический износ машин в стоимостном выражении определяют величиной начисленной амортизации за время эксплуатации. Такое оценивание износа и остаточной стоимости машин условно, поскольку начисленные суммы амортизационных отчислений обычно не отражают реальных потерь стоимости машин из-за значительных различий в уровне использования качества технического обслуживания, ремонта, эксплуатации и т.д. Кроме того, амортизация может быть ускоренной. Не учитывается то обстоятельство, что благодаря ремонтам, особенно капитальным и средним, физический износ машин существенно уменьшается. Нормативный срок службы машины, как правило, отличается от оптимального, а скорость физического износа – величина динамическая.

Моральный износ также касается всех элементов ОПФ, является следствием НТП и означает потерю доли их стоимости без соответствующего физического износа. Это явление впервые исследовал К. Маркс, но научные дискуссии продолжаются до сих пор.

Различают моральный износ I и II форм.

Моральный износ I формы является следствием роста производительности труда в машиностроительных отраслях и снижения цен на орудия труда, аналогичные по технико-экономическим показателям. Это означает снижение их восстановленной стоимости. Для оценки морального износа I формы не следует пользоваться данными о восстановленной стоимости ОПФ, которую определяют на основании индексаций, прежде всего потому, что, во-первых, используются заниженные индексы. В результате систематического использования заниженных индексов цен искусственно снижается восстановленная стоимость ОПФ предприятий, что влечет недоначисление в амортизационные фонды значительных сумм и причиняет экономические убытки предприятиям, поскольку недоначисленная амортизация по данным учета и отчет отражается как прибыль и облагается налогом. Во-вторых, средний индекс определяют по совокупности машин, оборудования, транспортных средств всех отраслей народного хозяйства. Динамика цен на машины конкретного назначения может существенно отличаться от средней.

Моральный износ II формы является следствием наличия более совершенных и экономичных средств труда, которые дают возможность лучше и с меньшими затратами удовлетворить определенную потребность. Моральному износу II формы подлежат только морально устаревшие средства труда (действующие и те, которые не эксплуатировались, то есть не являются элементом ОПФ). Для этого необходимо, чтобы более совершенные машины не только были освоены производством, но и поступали на рынок в достаточном количестве, конкурировали с действующими. Для орудий труда универсального назначения максимально возможная величина морального износа II формы прямо пропорциональна величине разрыва в их социально-экономической эффективности по сравнению с более совершенными. Причиной морального износа II формы специального технологического оборудования может быть замена продукции, которую выпускают с его помощью. Некоторые средства труда могут выводиться из эксплуатации до исчерпания ресурса по материальному износу вследствие повышения требований экологических и социальных стандартов. Для орудий труда, которые не были в эксплуатации, величину морального износа определяют как разницу между первоначальной ценой и новой ценой. Новая цена морально устаревшей машины не может быть меньше от ее стоимости по цене металлолома или выручки от реализации на запасные части или во второстепенные сферы использования. Моральный износ действующего морально устаревшего орудия труда имеет место в случае экономически обоснованной его замены более совершенным орудием труда до исчерпания оптимального срока службы (ресурса) по материальному износу, что приводит к потере доли овеществленного в них труда.

Моральный износ обеих форм сокращает экономически рациональные сроки службы средств труда, что следует учитывать, пересматривая нормы амортизации. Ошибочным является мнение, что в результате сокращения амортизационного периода (нормативного срока службы) и соответствующего увеличения норм амортизации можно предотвратить потери предприятий от морального износа II формы. Если бы это было действительно так, то достаточно установить заранее завышенные нормы амортизации, чтобы предотвратить эти потери. Объективная экономическая категория в определенной степени подменяется субъективной. Потери от «досрочного» списания дееспособной морально устаревшей машины одинаковы независимо от того, перенесена вся ее стоимость на производимую продукцию в виде амортизации, имеет ли место недоамортизированная стоимость, которую относят на результаты хозяйственной деятельности. В обоих случаях имеется одинаковое недоиспользования ресурса машины при условии только материального износа, что приводит к росту затрат на единицу произведенной продукции за время службы машины. Однако с точки зрения интересов предприятия преобладает первый вариант, поскольку быстрее накапливается амортизационный фонд на реновацию. Задача каждого предприятия – своевременное восстановление оборудования с учетом НТП и снижение потерь от морального износа. Потери от морального износа II формы можно уменьшить за счет интенсивного использования машин по времени и мощности, что позволит быстрее отрабатывать их ресурс, своевременной реализации машин, бывших в эксплуатации, в другие сферы, где они могут эффективно использоваться, своевременной модернизации, использования лизинга машин, которые подвержены быстрому моральному старению, вместо их приобретения.