Организация управления производственным потенциалом предприятия

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Использование и развитие производственного потенциала представляет собой не единовременный процесс, направленный на достижение целей, а серию непрерывных, взаимосвязанных действий – функций управления, объединенных связующими процессами коммуникаций и принятия решений.

Управление использованием и развитием производственного потенциала может осуществляться как в рамках общих задач системы управления предприятия в целом, так и специальной системой управления, имеющей все необходимые атрибуты: элементный состав, принципы функционирования, структуру, информационное, экономическое, кадровое, правовое и организационное обеспечение.

В тех случаях, когда управление производственным потенциалом производится в рамках общих задач управления предприятием, возникают трудности системного развития и использования имеющихся возможностей. Решение отдельных блоков задач в рамках действующих функциональных подсистем не дает того эффекта, который можно было бы ожидать при правильном их сочетании. В данном случае проявляется действие кибернетического закона эмерджентности, из которого следует, что новое качество и требуемые результаты достигаются на основе налаженных определенным образом связей между элементами, а не путем простого суммирования их свойств. Поэтому в рамках общей системы управления связи между отдельными подсистемами управления потенциалом слабы или полностью отсутствуют, что и предопределяет низкую эффективность результатов.

Преодолеть данные недостатки можно на основе создания специального механизма управления использованием и развитием производственного потенциала. Под таким механизмом понимается комплекс элементов, определенным образом взаимосвязанных и обеспечивающих максимально эффективное использование производственного потенциала предприятия.

Механизм управления использованием и развитием производственного потенциала (МУИРПП) является сложной категорией управления. Теории вопроса разработки механизма управления посвящено достаточно много работ. Наиболее комплексно общие теории формирования механизма управления разработаны профессором Кругловой Н.Ю., разработавшей наиболее общие методические подходы к механизмам управления.

Исходя из обобщения опыта построения механизмов управления различными объектами, автором настоящей работы предложен подход к построению механизма управления использованием и развитием производственного потенциала предприятия как отдельного специфического объекта управления, требующего соответствующей системы управления.

Главной характеристикой такого механизма является его направленность на достижение стоящих перед ним и его элементами задач. Механизм управления должен создаваться с учетом определенных принципов. Основные из них приведены ниже.

1. Системный подход, этот принцип заключается в рассмотрении всех элементов системы во взаимосвязи, определении целей и критериев функционирования механизма управления и каждого его элемента в отдельности, согласовании локальных критериев и подчинение их глобальному критерию, общей цели.

Важнейшим требованием системного подхода является обеспечение однонаправленности целей всех элементов системы. Это значит, что для эффективности механизма управления должна быть задана конкретная, реальная совокупность целей, имеющих приоритетные соотношения между собой. Они должны иметь количественное измерение, позволяющее оценить степень их достижения.

Использование системного подхода при построении и функционировании механизма управления обеспечивает целенаправленное и высокоэффективное взаимодействие всех его элементов.

2. Ситуационный подход, предполагается, что любая организация – это открытая система, поэтому изменения, происходящие во внешней среде, незамедлительно ведут к ответным изменениям внутри системы, т. е. внутри системы закладываются рычаги адаптации. При принятии управленческих решений рассматриваются только факторы, изменение которых оказывает влияние в конкретной ситуации.

3. Управляемость, в соответствии с этим принципом механизм управления развитием и использованием производственного потенциала должен быть управляемым, т.е. способным вносить изменения в ход выполняемых работ. Это значит, что в системе должны присутствовать управляющие и управляемые подсистемы.

4. Адекватность, этот принцип заключается в том, что механизм управления должен меняться в соответствии с изменением целей системы, структуры его элементов и других факторов, но в то же время он должен быть устойчивым и независимым от изменений методов и средств реализации задач управления.

5. Непрерывность развития, заключается в том, что механизм управления, содержание выполняемых работ, техническая база должны постоянно совершенствоваться в соответствии с повышением сложности производства, управления, появлением новых технологических процессов, оборудования. Принцип непрерывности развития не следует путать с принципом адекватности. Механизм управления должен развиваться с развитием системы, иначе он перестанет ей соответствовать, но построение механизма не зависит от частных изменений в системе, а зависит, как уже отмечалось, только от изменения целей элементов системы.

6. Межсистемная и внутрисистемная совместимость, этот принцип показывает, что управление развитием системы должно идти не в отрыве, а в тесной взаимосвязи со всеми сложными подсистемами управления как целевыми, так и функциональными, а также развиваться на единой организационной и методической основе управления.

7. Соответствие механизма управления системе, для которой он создан. Это значит, что механизм управления должен охватывать все элементы системы, объективно учитывать особенности их функционирования в условиях конкретного предприятия, реально подходить к возможности их изменения.

8. Экономичность, иными словами, одной из ведущих целей функционирования механизма управления должна быть рационализация затрат на управление, обеспечение получения максимальной экономической эффективности при совершенствовании управления производственным потенциалом.

9. Обратная связь, этот принцип является универсальным при построении систем управления. Его сущность состоит в постоянном контроле результатов управления производственным потенциалом. Наличие обратной связи имеет важное значение, потому что в процессе осуществления управляющих воздействий обязательно возникают различного характера отклонения, которые требуют постоянного отслеживания и коррекции.

10. Моделируемость, реализуется путем управления производственным потенциалом в соответствии с определенной моделью развития предприятия, позволяющей прогнозировать во времени состояние его экономики для выбора наилучшей стратегии формирования использования производственного потенциала, для достижения заданной цели при минимальных затратах ресурсов. Математические модели необходимы для выработки оптимальной стратегии и тактики достижения заданной цели, что является весьма важным в условиях рыночных отношений.

Предлагаемый механизм управления использованием и развитием производственного потенциала включает следующие элементы: объект управления ОУ; цели функционирования ЦФ; количественный аналог целей -критерии деятельности КД; элементы управления ЭОбУ – элементы объекта управления и их связи, на которые осуществляется воздействие в интересах достижения поставленных целей; инструментарий воздействия на данные элементы управления ИВ; обеспечивающие ресурсы ОР – материальные и финансовые ресурсы, социальный и организационный потенциалы, при использовании которых реализуется избранный метод управления и обеспечивается достижение поставленной цели.

Формализовано механизм управления использованием и развитием производственного потенциала можно представить следующим образом:

МУИРПП= (ЦФ, КД, ЭОбУ, ИВ, ОР).

Здесь каждая категория управления является элементом механизма управления использованием и развитием производственного потенциала. Реальный механизм управления всегда конкретен, так как направлен на достижение определенных целей путем воздействия на факторы, обеспечивающие их достижение. Оно осуществляется использованием конкретных ресурсов. Механизм формируется с учетом ситуации, когда принимается управленческое решение согласованием всех элементов механизма управления.

Механизм управления использованием и развитием производственного потенциала должен обладать свойствами долговременного и кратковременного действия. Насколько разнообразна природа факторов управления и природа воздействия на них, настолько разнообразной должна быть и природа механизма управления. В силу этого комплексность и системность при построении механизма управления использованием и развитием производственного потенциала является объективной закономерностью. В таком механизме согласование интересов взаимодействующих сторон достигается выбором методов и ресурсов управления в соответствии с природой факторов управления, на которые осуществляется воздействие. При рассогласовании интересов нельзя достигнуть эффективного воздействия на элементы управления, следовательно, невозможно достичь поставленной цели.

Исходными элементами для построения механизма управления использованием и развитием производственного потенциала МУИРПП является конкретная характеристика объекта управления производственного потенциала предприятия. Желательно определить цель трансформации состояния или деятельности этого объекта. Первый шаг, определяющий функционирование механизма, – согласование указанных элементов, т. е. формирование пары категорий ОУ и ЦФ. Второй шаг предполагает количественное описание целей, формируется пара ЦФ и КД. В последующем определяются элементы объекта управления, на которые необходимо воздействовать, чтобы выполнить задание. Таким образом, формируется пара КД и ЭОбУ. Если требуемая совокупность элементов объекта управления не может быть сформирована, уточняется объект управления и (или) цель функционирования, т. е. формируется новая пара ОУ и ЦФ, а затем пары ЦФ и КД, КД и ЭОбУ. В соответствие с природой элементов объекта управления выбираются инструментарии воздействия: формируется пара КДн ЭОбУ.

После этого определяется совокупность обеспечивающих управляющее воздействие ресурсов, посредством которых организуется управляющее воздействие на состояние соответствующих элементов объекта управления, в том числе осуществляется выбор приоритетных мотивов деятельности для достижения целей функционирования системы. На данном этапе последовательно формируются пары ИВ и ОР, ЭОбУ и ОР. Результатом этих воздействий будет приведение объекта управления в соответствие с поставленными целями. Если не может быть мобилизован нужный объем ресурсов, потребуется вновь вернуться к паре ОУ и ЦФ.

Заключительный этап разработки механизма – создание аналитического блока, который предусматривает альтернативный выбор стратегических действий, т. е. управленческое воздействие УВ на производственный потенциал предприятия, корректирующее, развивающее и преобразующее объект управления. Дальше идет аналитический инструментарий АИ и оценка деятельности ОцД. Если отклонения несущественны, то необходим пересмотр инструментария воздействия ИВ; при существенных отклонениях возникает потребность в реорганизации объекта управления ОУ и пересмотре целей функционирования ЦФ.

Для формирования пары ОУ и ЦФ потребуется выбор ряда стратегий: стратегии роста (стратегия оптимального и ограниченного роста, стратегия свертывания, комбинированная стратегия), стратегии научно-технического развития и предпринимательства, а также осуществление мер по их реализации. Возможно, будет необходима реорганизация предприятия (например при стратегиях оптимального роста или свертывания) с пересмотром его устава и новым лицензированием деятельности. При этом следует принимать во внимание государственное регулирование роста.

При формировании пары КД и ЭОбУ необходим учет разнообразных факторов: экономических, технологических, социальных, организационных, правовых и политических. Среди правовых факторов могут оказаться важными степень государственного регулирования издержек (например, что подлежит включению в себестоимость) и степень государственного регулирования цен (будет ли оно ослабевать или ужесточаться).

При проектировании пары ЭОбУ, ОР следует учитывать правовые нормы, регулирующие привлечение заемных ресурсов (выпуск облигаций, венчурное финансирование, кредит, аренда, лизинг) и правовые нормы, регулирующие социальное партнерство и социальное развитие трудовых коллективов, стимулирующие повышение социального потенциала организации (усиливающие мотивационные механизмы), а также правовые нормы акционерного права, способствующие повышению организационного потенциала предприятия.

Таким образом, механизм управления использованием и развитием производственного потенциала представляет собой совокупность экономических, мотивационньгх, организационных, правовых способов целенаправленного взаимодействия, обеспечивающих согласование интересов взаимодействующих сторон, объектов и субъектов управления. Поскольку элементы объектов управления могут иметь экономическую, социальную, организационную и правовую природу, механизм управления должен формироваться как система экономических, мотивационных, организационных и правовых механизмов.

Функционирование механизма управления использованием и развитием производственного потенциала предприятия должно отвечать следующим требованиям: многоуровневость; комплексность контроля; плановость действий; пропорциональность построения; мотивационная вооруженность; прогрессивность.

Требование многоуровневости означает, что действие механизма управления использованием и развитием производственного потенциала должно распространяться на все уровни управления – от общего руководства организаций до конкретных исполнителей, поэтому необходимо, чтобы организационные элементы управления и функциональные задачи механизма присутствовали на всех уровнях управления, имели соответствующее правовое, мотивационное и ресурсное обеспечение. Только в этом случае механизм сможет реально влиять на использование и развитие производственного потенциала предприятия.

Требование комплексности контроля состоит в том, чтобы при функционировании механизма контролировались как все этапы управленческого цикла, так и отдельные блоки работ, связанные с обеспечением использования производственного потенциала. Контрольные функции должны быть одними из основных в блоке функциональных задач механизма управления.

Плановость действий – это процесс использования и развития производственного потенциала, который должен быть элементом и стратегического планирования развития предприятия, и текущего планирования его деятельности. Объектом стратегического планирования являются работы, связанные с развитием производственного потенциала, поскольку они носят долговременный характер и требуют согласованных действий. Объект текущего планирования более универсален, так как текущими планами должен охватываться процесс развития производственного потенциала предприятия и процесс его использования. Обеспечение целостности плана работы механизма управления развитием и использованием производственного потенциала предприятия достигается как за счет разработки специальных целевых планов для механизма управления, так и гармоничного вписывания плановых задач механизма в общий комплекс плановых расчетов развития и работы предприятия.

Необходимость пропорциональности построения обусловлена тем, что пропорции механизма должны соответствовать сложности и характеристикам всех элементов, образующих объект управления, т. е. учитывать масштабы производственных процессов, объемы вовлеченных ресурсов, сложность решаемых задач.

Требование прогрессивности состоит в том, что функционирование механизма управления формированием и использованием производственного потенциала предприятия должно осуществляться на прогрессивной основе с учетом достижений научно-технического прогресса в области совершенствования управления и технических средств управления.

Мотивационная вооруженность означает, что при функционировании механизма управления должен быть сформирован специальный мотивационный механизм. Он является одним из компонентов механизма заинтересованности в достижении максимальных экономических и социальных результатов предпринимательской деятельности. Понятие мотивации означает всю совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение у людей побуждений к достижению жизненно необходимых целей. Такое стремление предполагает активность в изменчивой среде и требует ситуативной реакции. В процессе ситуативного развития мотивации оценивается возможность и определяется способ достижения необходимого результата. Таким образом, мотивационный механизм следует рассматривать как упорядоченную совокупность мотивов достижения сложной цели (результативная мотивация).

При построении механизма управления использованием и развитием производственного потенциала особенно важно не упустить адекватное развитие обеспечивающих элементов его функционирования: информационных, нормативных, технических и правовых.

Информационное обеспечение предполагает проведение работ в направлении накопления и обработки текущей информации, создание банка идей по использованию и развитию производственного потенциала, применение соответствующих информационных технологий. Вопросы информационного обеспечения и использования информационных технологий актуальны, им посвящены ряд методических разработок и публикаций.

Нормативное обеспечение означает расчет и введение нормативной базы управления по направлениям: общие и частные нормативы, нормативы оценки воздействия факторов внешней и внутренней среды и другие.

Техническое обеспечение означает наличие необходимых технических средств управления, средств коммуникации развития и использования специальной технической базы развития производственного потенциала.

Элементы правового обеспечения призваны осуществлять регулирование правовых отношений между субъектами хозяйствования. Эти отношения носят преимущественно хозяйственный характер. В правовом механизме можно выделить четыре группы правовых норм:

  • регулирующие способы действия предприятий (внутреннюю организационно-экономическую деятельность) и процессы их организации (создания, реорганизации, ликвидации);
  • регламентирующие правовые отношения в процессах производственно-хозяйственной деятельности (при создании продукции и технологии, развитии производства, изготовлении продукции и оказании услуг, в маркетинговой деятельности);
  • регулирующие правовые отношения между органами государственной власти, управления (в пределах компетенции каждого уровня) и предприятиями различных организационно-правовых форм;
  • регламентирующее арбитражное рассмотрение хозяйственных споров (нормы арбитражного процессуального права).

Следует иметь в виду, что регулирующую функцию выполняют не сами нормы права, а сформированные в их рамках мотивация деятельности и соответствующие ей экономические и организационные механизмы. Нормы права в процессе их реализации воздействуют на состав и действенность указанных механизмов.

Законодательные нормы сами по себе носят субъективный характер. Степень их объективности и субъективности зависит от того, насколько законодатель близок к объективному представлению экономической, социальной и организационной сущности нормируемых правовыми актами хозяйственных процессов. Субъективный характер правовых норм не позволяет исключить противоречивость характера результатов воздействия одной и той же правовой нормы на различные механизмы, когда под влиянием этой нормы одни механизмы усиливаются, а другие ослабевают. Точно так же нельзя исключить противоречивость характера воздействия различных правовых норм на один и тот же механизм управления.

Ключевым вопросом построения механизма управления развитием и использованием производственного потенциала является разработка организационной структуры. Структуры организационных механизмов имеют различное построение. Общее у всех то, что они вовлекают в сферу управления использованием и развитием производственного потенциала всех ведущих специалистов системы, распределяя между ними права и обязанности по реализации функций управления. Наиболее приемлемой для построения механизма управления представляется матричная структура. Основные ее характеристики приведены ниже.

1. Весь механизм управления развитием и использованием производственного потенциала расчленяется на управление развитием отдельных функций оперативного управления. Для этого необходимо назначить лицо из числа наиболее опытных работников системы, отвечающего за развитие определенной функции. В дальнейшем это лицо называется ответственным исполнителем.

2. Ответственному исполнителю в области работ по совершенствованию соответствующих функций подчиняются все работники, которые по своим обязанностям связаны с реализацией этих функций.

3. Общее управление механизмом управления развития и использования производственного потенциала осуществляется руководством системы.

4. При руководстве системы создается координационный совет, в который входят руководители подразделений и ответственные исполнители.

5. За каждым ответственным исполнителем закрепляются обязанности по организации анализа качества реализации функций системы в достижении определенных целей, относящихся к этим функциям, контроль за уровнем развития соответствующих функций, подготовка предложений по их совершенствованию.

6. В силу того, что каждый отдельный работник в части своих обязанностей может быть занят на различных работах, составляется график их проведения, увязывающий загрузку работников с временем выполнения отдельных работ.

7. Итоги анализа и его результаты обсуждаются и утверждаются координационным советом.

8. По итогам работы совета определяются первоочередные работы, план мероприятий по их выполнению и ответственные.

Предлагаемая матричная структура механизма управления использованием и развитием производственного потенциала хорошо сочетается с самой структурой системы, обеспечивает гибкость управления, нацелена на достижение высокого качества управления.

Каждый ответственный исполнитель при такой структуре организует выполнение всех необходимых работ по управлению развитием отдельных функций механизма управления.

В первую очередь, каждый ответственный исполнитель должен организовать контроль за происходящими изменениями в производстве и системе управления под воздействием множества факторов. Учет происходящих изменений должен вестись так, чтобы каждый исполнитель мог быстро получить необходимые сведения. В соответствии с выявленными факторами, определяющими использование и развитие производственного потенциала предприятия, необходимо постоянно анализировать их влияние на управление в части закрепленных функций.

Следующий этап – анализ соответствия качества и уровня управления использованием и развитием производственного потенциала требованиям производства. В качестве методической базы проведения такого анализа могут служить положения по диагностике производственного потенциала предприятия и его использования. Методики построены так, что возможно расчленение их на ряд независимых узкоспециализированных частей, предназначенных для анализа отдельных элементов, которые образуют производственный потенциал предприятия. Таким образом, каждый ответственный исполнитель по выделенным элементам имеет отдельную методику. На основании выполненного анализа делаются заключения о состоянии производственного потенциала, уровне его развития, об использовании имеющихся возможностей. В зависимости от полученных результатов делается вывод об удовлетворительном или неудовлетворительном использовании этих возможностей.

Итоговый анализ сводится по всем факторам, формирующим производственный потенциал предприятия, и на координационном совете намечаются мероприятия текущего и перспективного характера по совершенствованию развития и использования производственного потенциала.

Каждый ответственный исполнитель по своему направлению совместно с группой подготавливает предложения и мероприятия, обоснованные расчетами, по повышению качества и уровня использования производственного потенциала предприятия.

Источник – глава из монографии:

Підтримка конкурентоспроможного потенціалу підприємства / А. Е. Воронкова, В. П. Пономарьов, Г. І. Дібніс. – К.: Техніка, 2000. – 152 с.

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна