Метод CVP-анализа

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Другие названия: метод операционного анализа, метод маржинального анализа, метод «мертвой точки», метод анализа безубыточности.

Задачи. Наибольший результат CPV-анализ приносит, когда он используется как инструмент для предварительной оценки воздействия на прибыль основных экономических переменных.

CPV-анализ, как модель принятия решения, может использоваться для моделирования следующих воздействий: изменение финансовой структуры капитала, цен, структуры доходов от продаж.

Использование CPV-анализа позволяет обосновывать следующие решения:

  • определение точки безубыточности;
  • получение планируемой прибыли;
  • оценка чувствительности прибыли к параметрам проекта;
  • планирование переменных затрат;
  • планирование постоянных затрат;
  • планирование цены продажи;
  • планирование продаж нескольких товаров;
  • изменение распределения постоянных и переменных затрат между товарами.

Условия применения. Наилучшие результаты дает применение данного метода с использованием средств автоматизации, что фактически позволяет рассчитывать варианты финансового результата при разных комбинациях объема выпуска и затрат предприятия.

Использование CVP-анализа предполагает ряд допущений относительно характера исходной информации:

  • все затраты предприятия можно разделить на переменные, которые линейно зависят от объема продукции, и постоянные, которые от него не зависят. Если пренебречь этим допущением, тогда использование CVP-анализа существенно усложняется;
  • цена продукции остается неизменной. В противном случае зависимость получаемого дохода от объема реализации в натуральном выражении уже не является линейной и, соответственно, аналитическая модель анализа безубыточности существенно усложняется;
  • предприятие выпускает небольшое количество видом продукции. Для одного вида продукции анализ точки безубыточности дает и единственное точное аналитическое, и наглядное графическое решение. Однако с увеличением ассортимента продукции наглядность метода снижается. Еще для двух и трех видов продукции существует наглядное графическое решение. Но если количество видов продукции больше четырех, графическое решение становится невозможным. С увеличением количества видов продукции решение представляет собой совокупность вариантов, выражаемых некоторой зависимостью. Соответственно, наглядность и применимость метода для крупных предприятий с большим ассортиментом продукции уменьшаются;
  • производительность труда, непосредственно определяющая переменные издержки, не зависит от масштаба и не изменяется во времени, а структурные сдвиги качественного состояния, характеризующие изменение системы предприятия, отсутствуют.

Условия обеспечения точности и надежности CPV-анализа:

  • поведение общих доходов и затрат описывается линейной зависимостью;
  • цены продажи постоянны;
  • все затраты могут быть разделены на постоянные и переменные;
  • величина постоянных затрат остается постоянной;
  • общие переменные затраты прямо пропорциональны объему;
  • цены на производственные ресурсы постоянны;
  • эффективность и производительность постоянны;
  • анализ охватывает или единственное изделие или предполагает, что общий объем данных смешанных продаж будет сохраняться;
  • объем производства равняется объему продаж или изменение уровня начальных и конечных товарных запасов равняется нулю.

К. Друри приводит восемь допущений (ограничений), о которых нужно помнить при подготовке или использовании информации по этому анализу. Если эти допущения не учитывать, то можно сделать серьезные ошибки и получить при анализе неправильные выводы.

Инструменты. CVP-анализ основывается на сопоставлении трех величин - затрат предприятия, дохода от реализации и получаемой прибыли. В модели, которая может быть выражена графически и аналитически, присутствуют показатели переменных затрат, постоянных затрат, цены реализации продукции, предполагаемой прибыли. Метод и соответствующая ему аналитическая и графическая модели позволяют ответить на вопрос, какой должна быть выручка от реализации (объем реализации), чтобы при известных величинах постоянных затрат предприятия и переменных затрат на единицу продукции обеспечить безубыточность деятельности или получить планируемый финансовый результат.

С каждой единицы проданной продукции предприятие получает валовую маржу, определяемую как разницу между ценой реализации и переменными затратами. Чтобы предприятие смогло работать безубыточно, необходимо, чтобы постоянные затраты были полностью возмещены. Источником их возмещения выступает валовая маржа с некоторого объема продукции. Следовательно, точку безубыточности в натуральном выражении можно определить как частное от деления постоянных затрат на величину валовой маржи. В денежном выражении точка безубыточности - необходимый объем реализации - определяется путем умножения значения точки безубыточности в натуральном выражении на цену реализации продукции.

Результат применения метода. Одним из результатов CPV-анализа является определение производственного или операционного рычага. Действие этого рычага проявляется в том, что в пределах определенного диапазона (количество / время) постоянные эксплуатационные расходы не изменяются, в то время как переменные эксплуатационные расходы изменяются непосредственно с уровнем выхода продукции. Одним из интересных результатов этого становится то, что изменение объема продаж приводит к непропорциональному изменению прибыли. Принцип работает и в противоположном направлении: непропорциональные уменьшения прибыли – следствие снижения объема производства.

Преимущества метода:

  • позволяет определить объем реализации в натуральном или стоимостном выражении, который обеспечивает нулевую прибыль, то есть безубыточность. Этот объем реализации в стоимостном выражении должен возместить переменные и постоянные затраты предприятия;
  • позволяет обоснованно принимать решения в сфере ценообразования, и частично – в поиске резервов снижения затрат и выборе вариантов затрат с разной комбинацией переменных и постоянных затрат на вид продукции;
  • отличается простотой, наглядностью и оперативностью: при налаженной системе учета определять точку безубыточности можно с любой периодичностью, получая тем самым достаточно быстро необходимую для принятия решений информацию;
  • позволяет оперативно оценить условия обеспечения отсутствия убытков.

Недостатки метода:

  • основывается на значительном числе допущений, что существенно ограничивает его использование;
  • отличается высокой чувствительностью конечного результата к изменениям факторов, что снижает надежность планирования на основе этого метода, и возникающие сложности в применении метода, когда рассматривается несколько видов продукции.
Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна