Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Метод CVP-анализа
Другие названия: метод операционного анализа, метод маржинального анализа, метод «мертвой точки», метод анализа безубыточности.
Задачи. Наибольший результат CPV-анализ приносит, когда он используется как инструмент для предварительной оценки воздействия на прибыль основных экономических переменных.
CPV-анализ, как модель принятия решения, может использоваться для моделирования следующих воздействий: изменение финансовой структуры капитала, цен, структуры доходов от продаж.
Использование CPV-анализа позволяет обосновывать следующие решения:
- определение точки безубыточности;
- получение планируемой прибыли;
- оценка чувствительности прибыли к параметрам проекта;
- планирование переменных затрат;
- планирование постоянных затрат;
- планирование цены продажи;
- планирование продаж нескольких товаров;
- изменение распределения постоянных и переменных затрат между товарами.
Условия применения. Наилучшие результаты дает применение данного метода с использованием средств автоматизации, что фактически позволяет рассчитывать варианты финансового результата при разных комбинациях объема выпуска и затрат предприятия.
Использование CVP-анализа предполагает ряд допущений относительно характера исходной информации:
- все затраты предприятия можно разделить на переменные, которые линейно зависят от объема продукции, и постоянные, которые от него не зависят. Если пренебречь этим допущением, тогда использование CVP-анализа существенно усложняется;
- цена продукции остается неизменной. В противном случае зависимость получаемого дохода от объема реализации в натуральном выражении уже не является линейной и, соответственно, аналитическая модель анализа безубыточности существенно усложняется;
- предприятие выпускает небольшое количество видом продукции. Для одного вида продукции анализ точки безубыточности дает и единственное точное аналитическое, и наглядное графическое решение. Однако с увеличением ассортимента продукции наглядность метода снижается. Еще для двух и трех видов продукции существует наглядное графическое решение. Но если количество видов продукции больше четырех, графическое решение становится невозможным. С увеличением количества видов продукции решение представляет собой совокупность вариантов, выражаемых некоторой зависимостью. Соответственно, наглядность и применимость метода для крупных предприятий с большим ассортиментом продукции уменьшаются;
- производительность труда, непосредственно определяющая переменные издержки, не зависит от масштаба и не изменяется во времени, а структурные сдвиги качественного состояния, характеризующие изменение системы предприятия, отсутствуют.
Условия обеспечения точности и надежности CPV-анализа:
- поведение общих доходов и затрат описывается линейной зависимостью;
- цены продажи постоянны;
- все затраты могут быть разделены на постоянные и переменные;
- величина постоянных затрат остается постоянной;
- общие переменные затраты прямо пропорциональны объему;
- цены на производственные ресурсы постоянны;
- эффективность и производительность постоянны;
- анализ охватывает или единственное изделие или предполагает, что общий объем данных смешанных продаж будет сохраняться;
- объем производства равняется объему продаж или изменение уровня начальных и конечных товарных запасов равняется нулю.
К. Друри приводит восемь допущений (ограничений), о которых нужно помнить при подготовке или использовании информации по этому анализу. Если эти допущения не учитывать, то можно сделать серьезные ошибки и получить при анализе неправильные выводы.
Инструменты. CVP-анализ основывается на сопоставлении трех величин - затрат предприятия, дохода от реализации и получаемой прибыли. В модели, которая может быть выражена графически и аналитически, присутствуют показатели переменных затрат, постоянных затрат, цены реализации продукции, предполагаемой прибыли. Метод и соответствующая ему аналитическая и графическая модели позволяют ответить на вопрос, какой должна быть выручка от реализации (объем реализации), чтобы при известных величинах постоянных затрат предприятия и переменных затрат на единицу продукции обеспечить безубыточность деятельности или получить планируемый финансовый результат.
С каждой единицы проданной продукции предприятие получает валовую маржу, определяемую как разницу между ценой реализации и переменными затратами. Чтобы предприятие смогло работать безубыточно, необходимо, чтобы постоянные затраты были полностью возмещены. Источником их возмещения выступает валовая маржа с некоторого объема продукции. Следовательно, точку безубыточности в натуральном выражении можно определить как частное от деления постоянных затрат на величину валовой маржи. В денежном выражении точка безубыточности - необходимый объем реализации - определяется путем умножения значения точки безубыточности в натуральном выражении на цену реализации продукции.
Результат применения метода. Одним из результатов CPV-анализа является определение производственного или операционного рычага. Действие этого рычага проявляется в том, что в пределах определенного диапазона (количество / время) постоянные эксплуатационные расходы не изменяются, в то время как переменные эксплуатационные расходы изменяются непосредственно с уровнем выхода продукции. Одним из интересных результатов этого становится то, что изменение объема продаж приводит к непропорциональному изменению прибыли. Принцип работает и в противоположном направлении: непропорциональные уменьшения прибыли – следствие снижения объема производства.
Преимущества метода:
- позволяет определить объем реализации в натуральном или стоимостном выражении, который обеспечивает нулевую прибыль, то есть безубыточность. Этот объем реализации в стоимостном выражении должен возместить переменные и постоянные затраты предприятия;
- позволяет обоснованно принимать решения в сфере ценообразования, и частично – в поиске резервов снижения затрат и выборе вариантов затрат с разной комбинацией переменных и постоянных затрат на вид продукции;
- отличается простотой, наглядностью и оперативностью: при налаженной системе учета определять точку безубыточности можно с любой периодичностью, получая тем самым достаточно быстро необходимую для принятия решений информацию;
- позволяет оперативно оценить условия обеспечения отсутствия убытков.
Недостатки метода:
- основывается на значительном числе допущений, что существенно ограничивает его использование;
- отличается высокой чувствительностью конечного результата к изменениям факторов, что снижает надежность планирования на основе этого метода, и возникающие сложности в применении метода, когда рассматривается несколько видов продукции.