Метод CVP-анализа

Другие названия: метод операционного анализа, метод маржинального анализа, метод «мертвой точки», метод анализа безубыточности.

Задачи. Наибольший результат CPV-анализ приносит, когда он используется как инструмент для предварительной оценки воздействия на прибыль основных экономических переменных.

CPV-анализ, как модель принятия решения, может использоваться для моделирования следующих воздействий: изменение финансовой структуры капитала, цен, структуры доходов от продаж.

Использование CPV-анализа позволяет обосновывать следующие решения:

  • определение точки безубыточности;
  • получение планируемой прибыли;
  • оценка чувствительности прибыли к параметрам проекта;
  • планирование переменных затрат;
  • планирование постоянных затрат;
  • планирование цены продажи;
  • планирование продаж нескольких товаров;
  • изменение распределения постоянных и переменных затрат между товарами.

Условия применения. Наилучшие результаты дает применение данного метода с использованием средств автоматизации, что фактически позволяет рассчитывать варианты финансового результата при разных комбинациях объема выпуска и затрат предприятия.

Использование CVP-анализа предполагает ряд допущений относительно характера исходной информации:

  • все затраты предприятия можно разделить на переменные, которые линейно зависят от объема продукции, и постоянные, которые от него не зависят. Если пренебречь этим допущением, тогда использование CVP-анализа существенно усложняется;
  • цена продукции остается неизменной. В противном случае зависимость получаемого дохода от объема реализации в натуральном выражении уже не является линейной и, соответственно, аналитическая модель анализа безубыточности существенно усложняется;
  • предприятие выпускает небольшое количество видом продукции. Для одного вида продукции анализ точки безубыточности дает и единственное точное аналитическое, и наглядное графическое решение. Однако с увеличением ассортимента продукции наглядность метода снижается. Еще для двух и трех видов продукции существует наглядное графическое решение. Но если количество видов продукции больше четырех, графическое решение становится невозможным. С увеличением количества видов продукции решение представляет собой совокупность вариантов, выражаемых некоторой зависимостью. Соответственно, наглядность и применимость метода для крупных предприятий с большим ассортиментом продукции уменьшаются;
  • производительность труда, непосредственно определяющая переменные издержки, не зависит от масштаба и не изменяется во времени, а структурные сдвиги качественного состояния, характеризующие изменение системы предприятия, отсутствуют.

Условия обеспечения точности и надежности CPV-анализа:

  • поведение общих доходов и затрат описывается линейной зависимостью;
  • цены продажи постоянны;
  • все затраты могут быть разделены на постоянные и переменные;
  • величина постоянных затрат остается постоянной;
  • общие переменные затраты прямо пропорциональны объему;
  • цены на производственные ресурсы постоянны;
  • эффективность и производительность постоянны;
  • анализ охватывает или единственное изделие или предполагает, что общий объем данных смешанных продаж будет сохраняться;
  • объем производства равняется объему продаж или изменение уровня начальных и конечных товарных запасов равняется нулю.

К. Друри приводит восемь допущений (ограничений), о которых нужно помнить при подготовке или использовании информации по этому анализу. Если эти допущения не учитывать, то можно сделать серьезные ошибки и получить при анализе неправильные выводы.

Инструменты. CVP-анализ основывается на сопоставлении трех величин - затрат предприятия, дохода от реализации и получаемой прибыли. В модели, которая может быть выражена графически и аналитически, присутствуют показатели переменных затрат, постоянных затрат, цены реализации продукции, предполагаемой прибыли. Метод и соответствующая ему аналитическая и графическая модели позволяют ответить на вопрос, какой должна быть выручка от реализации (объем реализации), чтобы при известных величинах постоянных затрат предприятия и переменных затрат на единицу продукции обеспечить безубыточность деятельности или получить планируемый финансовый результат.

С каждой единицы проданной продукции предприятие получает валовую маржу, определяемую как разницу между ценой реализации и переменными затратами. Чтобы предприятие смогло работать безубыточно, необходимо, чтобы постоянные затраты были полностью возмещены. Источником их возмещения выступает валовая маржа с некоторого объема продукции. Следовательно, точку безубыточности в натуральном выражении можно определить как частное от деления постоянных затрат на величину валовой маржи. В денежном выражении точка безубыточности - необходимый объем реализации - определяется путем умножения значения точки безубыточности в натуральном выражении на цену реализации продукции.

Результат применения метода. Одним из результатов CPV-анализа является определение производственного или операционного рычага. Действие этого рычага проявляется в том, что в пределах определенного диапазона (количество / время) постоянные эксплуатационные расходы не изменяются, в то время как переменные эксплуатационные расходы изменяются непосредственно с уровнем выхода продукции. Одним из интересных результатов этого становится то, что изменение объема продаж приводит к непропорциональному изменению прибыли. Принцип работает и в противоположном направлении: непропорциональные уменьшения прибыли – следствие снижения объема производства.

Преимущества метода:

  • позволяет определить объем реализации в натуральном или стоимостном выражении, который обеспечивает нулевую прибыль, то есть безубыточность. Этот объем реализации в стоимостном выражении должен возместить переменные и постоянные затраты предприятия;
  • позволяет обоснованно принимать решения в сфере ценообразования, и частично – в поиске резервов снижения затрат и выборе вариантов затрат с разной комбинацией переменных и постоянных затрат на вид продукции;
  • отличается простотой, наглядностью и оперативностью: при налаженной системе учета определять точку безубыточности можно с любой периодичностью, получая тем самым достаточно быстро необходимую для принятия решений информацию;
  • позволяет оперативно оценить условия обеспечения отсутствия убытков.

Недостатки метода:

  • основывается на значительном числе допущений, что существенно ограничивает его использование;
  • отличается высокой чувствительностью конечного результата к изменениям факторов, что снижает надежность планирования на основе этого метода, и возникающие сложности в применении метода, когда рассматривается несколько видов продукции.
Rambler's Top100