Метод LIFO

Задача – максимально приблизить себестоимость реализованной продукции к последним издержкам на приобретение материалов.

Применяемость. Данный метод новый, однако он широко применяется в международной практике.

Условия применения:

  1. Уровень инфляции значительно выше нормы рентабельности.
  2. В течение длительного периода учитываемая стоимость остатков годовой продукции на складе на конец месяца значительно ниже себестоимости товарной продукции за этот месяц.
  3. Покупка сырья и материалов проводится регулярно с периодом не более месяца.
  4. У предприятия есть некоторый резерв по рентабельности, т.е. переход к методу LIFO не приведет к убыткам (из-за высокой себестоимости), что вызовет санкции налоговых органов.

Исходные данные. Как и при методе FIFO необходимо знать дату поступления товара на склад и дату продажи или (расходования) товара со склада.

Алгоритм применения. При использовании метода LIFO оценка запасов выполняется по ценам первых закупок.

Преимущества метода:

  • при высоком уровне инфляции метод LIFO лучше отражает соотношение выручки и затрат, чем метод FIFO. В частности, использование метода LIFO позволяет сглаживать влияние циклов экономического развития, поскольку данный метод показывает наименьшую чистую прибыль в период проявления инфляционных процессов и соответственно большую чистую прибыль в период дефляционных процессов;
  • в условиях инфляции метод LIFO, на первый взгляд, предоставляет возможность уменьшить прибыль. Поскольку в налоговом учете при определении налогооблагаемой прибыли в состав валовых затрат включается именно себестоимость реализованных товаров по данным бухгалтерского учета, то применение этого метода даст иллюзию уменьшения налога на прибыль, поскольку уменьшение прибыли и, соответственно, налога на прибыль лишь временно, в том периоде, когда дойдет очередь до списания самых первых запасов, а следовательно – самых дешевых, сумма прибыли будет несоразмерно велика, то есть к тому времени отпускная цена возрастет. Можно говорить не об уменьшении налога, а лишь об отсрочке его уплаты. В этом случае необходимо контролировать остатки товаров по срокам их приобретения и оперативно планировать ожидаемое увеличение прибыли.