Показатели, характеризующие дивидендную политику

В современной практике финансового менеджмента и анализа используется достаточно обширный перечень показателей, прямо или косвенно характеризующих дивидендную политику. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Чистая прибыль на акцию. Этот показатель является важным для определения рыночной стоимости акций компании. Чем выше прибыль на акцию, тем больше средств может быть направлено на развитие производства или на дивидендные выплаты.

Дивиденд на одну акцию. Этот показатель во многом аналогичен предыдущему.

Коэффициент выплат дивидендов (dividend payout ratio). Этот показатель показывает, какой процент чистой прибыли компания направляет на выплату дивидендов. Коэффициент выплаты дивидендов не должен превышать единицы (100%), поскольку это может свидетельствовать либо о нерациональной дивидендной политике, либо о серьезных финансовых затруднениях. В настоящее время считается, что если этот показатель составляет 85%, то это опасный уровень, т.к. через некоторое время менеджменту неизбежно придется снизить дивиденды, чтобы направить средства на реинвестирование, и, следовательно, цена акций организации на бирже упадет.

Для западных компаний этот показатель находится на уровне 30-40%, в США – 50%. Для российских хозяйствующих субъектов он был на уровне 10-15%, а в последние годы достиг 20-25%.

Коэффициент цена-прибыль. Соотношение рыночной цены акции и прибыли на акцию показывает рыночную оценку чистой прибыли компании, то есть, во сколько фондовый рынок оценивает его чистую прибыль. Чем выше этот показатель, тем большую ценность представляет акция на фондовом рынке. Однако здесь следует быть осторожным, так как высокий коэффициент может указывать на то, что акции переоценены, а их рыночная стоимость не соответствует стоимости активов организации.

Дивидендная доходность акций (dividend yield). Этот показатель оценивает эффективность инвестирования в акции с точки зрения получения дивидендного дохода. Чем выше дивиденд на одну акцию при прочих равных условиях, тем выше ее дивидендная доходность. Этот показатель позволяет акционерам сравнить эффективность вложения средств, например, с банковским депозитом. При анализе данного показателя не следует забывать о так называемой ловушке доходности (yield trap) – высокая/растущая доходность может сигнализировать не только о высоком уровне дивидендов, но и об опасно снизившейся рыночной цене акции.

Коэффициент покрытия дивидендов (dividend coverage ratio). Это показатель, измеряющий обеспечение будущих дивидендов компании. Он показывает, сколько раз из накопленной прибыли могут быть выплачены дивиденды. Низкое покрытие означает, что будущие выплаты дивидендов могут быть отложены или быть крайне низкими.