Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Актуальность бюджетирования в современных условиях
В современном деловом сообществе слово «бюджет» ассоциируется, прежде всего, с бюджетом государства как основным финансовым планом, документом, занимающим центральное место в системе государственных финансов. Такое восприятие бюджета абсолютно обосновано, поскольку он, как система экономических распределительных отношений, охватывает практически все сферы жизнедеятельности общества, в отличие от остальных составляющих финансовой системы, имеющих более ограниченное функционирование. «Государственное» понимание бюджета обусловлено и тем, что данный документ должен обеспечить выполнение государством своих основных функций – управления, безопасности, регулирования экономики, обеспечения социальных гарантий населению и других.
С развитием рыночных отношений происходит усиление значимости бюджета и бюджетных категорий, при переходе от этапа «выживания» к этапу роста экономики необходимо синхронно менять бюджетные функции, бюджетные задачи, изыскивать дополнительные инструменты бюджетного процесса. Одновременно понятие «бюджет» начинает проецироваться с государственного уровня на уровень предприятий, организаций, учреждений. Происходит заимствование понятия «бюджет» микросредой (предприятиями) у макросреды (государства). При этом такое «заимствование» во главу угла ставит сущность бюджета как плана, что объясняется ростом рыночных отношений, ростом конкурентной среды и нарастающей адекватной потребностью в качественном финансовом планировании на микроуровне как залога стабильности деятельности отечественного субъекта хозяйствования.
Трансформации для понимания в микроэкономике подлежат понятия бюджетной системы и бюджетного процесса. Если на уровне государства понятие «бюджетная система» отражает общую структуру бюджетов, которая определяется административно-территориальным устройством и построением системы органов власти, то на уровне предприятия в понятие «бюджетная система» вкладывается совокупность всех форм бюджетов предприятия и его структурных подразделений, совокупность процессов и функций, бюджетных регламентов, определяющих последовательность, правила и сроки составления того или иного формата бюджета. Понятие «бюджетный процесс» трансформируется в новое понятие для национальной экономики – «бюджетирование».
Представление и понимание данного термина в научных кругах носит общий и всеобъемлемый характер – оно не отличается конкретикой в виду новизны. В широком понимании бюджетирование предстает как «система регулярного экономического управления, направленная на оптимизацию финансовых потоков», как «инструмент организации учета и контроля финансовых ресурсов», как «общая концепция методологии финансового планирования» и «универсальный инструмент управления ресурсами и организацией». В отдельных публикациях понятие «бюджетирование» представлено как «процесс становления и исполнения бюджета», что, следует отметить, является наиболее точным определением данного понятия из всего многообразия имеющихся определений в публикациях различных авторов и мнениях аналитиков.
Процессу бюджетирования подлежит вся финансово-хозяйственная деятельность предприятия – от его расчетного счета до всей совокупности доходов и расходов предприятия в целом и его отдельных структурных подразделений. Отсюда берет начало процесс «размывания» стереотипа восприятия понятия «бюджет» как государственного бюджета, появляется новое понятие – «бюджет предприятия».
Множество современных толковых словарей экономической тематики вообще не дают определение понятию «бюджет предприятия», ограничиваясь определением бюджета на общегосударственном уровне. Такие авторы как Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. и Ратновский А.А. в изданном ими универсальном бизнес-словаре помимо общегосударственного толкования бюджета допускают оговорку, что «...правомерно говорить о бюджете предприятия, фирмы, составленном в форме плана, баланса доходов и расходов, прогноза финансового положения предприятия». Год издания данного литературного источника – 1997, и если на то время формулировка «правомерно говорить» заслуживала внимания в виду своей новизны и отсутствия практики бюджетирования как таковой, то на сегодня понятие «бюджет предприятия» должно рассматриваться столь же самостоятельно, как и «государственный бюджет», служить констатацией наличия данного документа на отдельно взятом предприятии как чего-то само собой разумеющегося.
Понятие «бюджет предприятия» достаточно емкое и многогранное, в виду этого говорить о понимании под ним какого-то одного конкретного документа или формы отчетности предприятия не правомерно. Однако можно с полной уверенностью говорить о том, что более всего под данное определение подходят сводные (или итоговые) формы бюджетов, отражающие весь спектр финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Такими бюджетами являются бюджет доходов и расходов предприятия (отражена вся совокупность планируемых к получению доходов предприятия и необходимых для этого расходов), бюджет движения денежных средств (отражено плановое движение денежных потоков по расчетному счету предприятия) и бюджет балансового листа предприятия (отражена картина планируемого финансово-хозяйственного состояния предприятия на определенную дату). Остальные бюджеты предприятия (например, бюджет продаж, бюджет производства, бюджет закупок и др.), отражающие лишь определенную часть финансово-хозяйственной деятельности предприятия и служащие для составления сводных форм бюджетов, следует называть «операционными бюджетами».
Имманентность понятия «операционный бюджет» в данном случае проявляется в сохранении принципа декомпозиции в отношении данных видов бюджетов – они являются детализацией определенной сводной формы бюджета предприятия и служат для ее составления.
Таким образом, принимая во внимание представленные выше существующие формулировки понятия «бюджетирование» и полученного определения «бюджет предприятия» можно определиться, что под бюджетированием следует понимать процесс составления, исполнения, анализа и контроля бюджета предприятия.
Актуальность бюджетирования на сегодня подчеркивается возрастающей экспансией рыночных механизмов в процессы регулирования экономики и, как следствие, потребностью предприятий в разработке (планировании) своей конкурентной стратегии. Без наличия последней, отсутствии на предприятии текущего и стратегического бюджетов его хозяйственной деятельности, представляется маловероятным «выживание» такого предприятия в конкурентной среде, не говоря о приросте прибыли, сохранения ведущего положения на рынке, лидерства в своей отрасли. Бюджетирование как инструмент финансового планирования должно стать неотъемлемым атрибутом деятельности каждого из субъектов хозяйствования, чьи планы в отношении присутствия на рынке носят более или менее долгосрочный характер.
Бюджетирование, являясь неотъемлемой частью и основой управленческого учета предприятия, способствует повышению эффективности управления, вносит системный характер во взаимодействие структурных подразделений предприятия, повышает уверенность руководителя в своевременном реагировании на изменения рыночной конъюнктуры.
Процесс бюджетирования позволяет выстроить комплексную, прозрачную для целей анализа картину положения предприятия на рынке, оценить конкурентоспособность, риски, условия и технологические особенности производства, количество и профессиональный уровень сотрудников, ассортимент продукции, оптимизировать себестоимость выпущенной продукции и провести анализ политики ценообразования, повысить оборачиваемость активов, минимизировать складские остатки, выявить внутренние резервы предприятия по наращиванию своей производственно-хозяйственной деятельности.
Цель бюджетирования – рост экономической эффективности и укрепление финансовой устойчивости предприятия посредством координации деятельности всех его структурных подразделений, направленной на достижение количественно и качественно определенного конечного результата деятельности.
Прогнозируемыми результатами внедрения бюджетирования на предприятии при его правильной постановке могут быть:
- становление системы регулярного финансового планирования и контроля;
- возможность составления сводного бюджета предприятия на различные временные интервалы (месяц, квартал, полугодие, год и др.);
- повышение управляемости предприятием;
- рост квалификации персонала предприятия вследствие изучения методик финансового планирования и наделения дополнительными полномочиями по составлению того или иного бюджетного формата;
- рост ответственности менеджеров различного уровня за выполняемый участок работы путем составления и исполнения соответствующего формата бюджета;
- улучшение показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом и т.д.
Таким образом, актуальность бюджетирования как инструмента сохранения нормальной практики финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструмента достижения более высоких показателей деятельности предприятия посредством повышения эффективности управления не вызывает сомнений как в краткосрочном так и в долгосрочном его рассмотрении.