Стратегии увеличения стоимости компании

Рост числа слияний, поглощений или приобретений крупных долей отечественных предприятий ставит перед менеджером новую задачу – увеличение стоимости компании. Именно ее выполнение позволит собственникам получить большую прибыль в случае продажи своего бизнеса. Стоимость компании – главный критерий, по которому акционеры оценивают эффективность работы своего предприятия, а значит, и эффективность работы его управленца.

Руководитель, задавшийся целью повысить стоимость управляемой им компании, имеет для этого немало возможностей – от создания более эффективного операционного управления предприятием до привлечения в него заемных средств. Но в любом случае практически все предпринимаемые действия в конечном итоге будут повышать цену компании. Соответственно, первым шагом в решении этой задачи должна стать разработка соответствующим образом ориентированной рыночной стратегии. А для этого сначала необходимо произвести оценку текущей стоимости компании. Это даст возможность не только узнать ее цену, но и определить факторы, вклад которых в общую стоимость можно попытаться увеличить.

В целом ключевые факторы, влияющие на стоимость компании, разделяют на две группы – внутренние и внешние. К первым относятся показатели деятельности предприятия: выручка, прибыль, рентабельность, качество выпускаемой продукции, техническая оснащенность предприятия, наличие собственного раскрученного бренда и т.д. Немаловажными, но менее контролируемыми являются внешние факторы, такие как конкурентная среда, перспективы рынка, законодательная база, в рамках которой приходится осуществлять хозяйственную деятельность, и пр. Понятно, что менеджеру придется реализовывать конкретные меры по повышению стоимости компании, влияя на более управляемые факторы.

Преобразования, направленные на повышение стоимости компании, должны осуществляться по следующим направлениям:

  1. Формирование четко сформулированной стратегии развития бизнеса, наличие которой повышает рыночную устойчивость и конкурентоспособность компании на рынке, тем самым повышает и стоимость бизнеса в целом.
  2. Создание стоимости имиджа и деловой репутации (стратегический дизайн), позволяющее произвести необходимый эффект как на контрагентов, так на потенциальных инвесторов.
  3. Создание стоимости управления. Налаженный менеджмент, современные технологии управления и контроля, достижение прозрачности ведения бизнеса и бухгалтерской отчетности, грамотно организованная организационная структура, прописанные и отработанные бизнес-процессы придают дополнительную устойчивость компании. Обученный персонал, мотивированный на достижение поставленных целей, служит залогом обеспечения жизнеспособности бизнеса.
  4. Создание стоимости внеоборотных активов. Для повышения стоимости активов необходимо завести на баланс предприятия все имеющееся оборудование, имущество, транспортные средства по реальной рыночной, а не остаточной стоимости. Надлежащим образом должны быть зарегистрированы права на нематериальные активы.
  5. Создание стоимости оборотных активов. В активе у инвестиционно привлекательной компании должны быть только ликвидные запасы сырья и комплектующих. Для повышения стоимости компании необходимо внедрение современных технологий контроля, внутреннего аудита анализ структуры затрат и доходов, улучшение операционных показателей.

Основным фактором, влияющим на стоимость компании, является ее способность генерировать «живые» деньги. Повышение стоимости компании происходит за счет увеличения прибыли либо за счет более эффективного использования вложенного капитала. Задачей менеджмента является формирование эффективного операционного управления с тем, чтобы в конечном итоге возврат на вложенный капитал и, соответственно, стоимость компании максимально возросли. Иными словами, менеджер должен установить постоянный контроль над объемом и качеством выпускаемой продукции, темпами роста, достижением целевого уровня рентабельности и т.п.

Повысить эффективность операционного управления предприятием можно с помощью внедрения системы менеджмента качества ISO 9000. В частности, сертификация системы менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000 повышает рыночную стоимость предприятия в среднем на 10%.

Увеличить стоимость компании можно также благодаря разумному сочетанию заемных средств и собственного капитала. И хотя часть отечественных менеджеров по-прежнему с осторожностью относятся к внешним заимствованиям. Удачное размещение облигационного займа или привлечение кредита позволяет повысить капитализацию компании (а значит, и ее стоимость) на 10-15%.

Таким образом, стоимость компании определяется не только текущими показателями ее деятельности. Цена бизнеса во многом зависит от потенциала его дальнейшего развития, в частности, возможностями по увеличению объемов продаж, расширению рынков сбыта своей продукции, а также перспективами самого рынка и т.п. Поэтому, приняв решение о продаже компании, стоит учитывать, что учет этих факторов может, как увеличивать ее цену, так и уменьшать.

Авторы – Вишнякова А.В., Колосов Г.В., Полесский государственный университет, Республика Беларусь, rusnauka.com