Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Методические вопросы внутрипроизводственного коммерческого расчета на основе создания центров финансовой ответственности
Одним из базовых принципов внутрипроизводственного коммерческого расчета является децентрализация управления. В целях повышения эффективности децентрализованного управления формирование хозрасчетных объектов должно базироваться не на производственной, а на финансовой структуре предприятия.
Финансовая структура предприятия представлена совокупностью взаимоувязанных и соподчиненных центров финансовой ответственности (ЦФО) – центрами доходов, затрат, прибыли, инвестиций, управляющих отдельными процессами (закупками, производством, сбытом, инвестициями и т.п.) и несущих ответственность за их реализацию.
Деятельность ЦФО планируется и контролируется через систему ключевых показателей, которые служат основой для построения бюджетной модели, а также для формирования бюджетных заданий структурным подразделениям предприятия. Формирование бюджетов ЦФО является инструментом оперативного планирования работы структурных подразделений и последующего контроля исполнения плановых заданий, материально заинтересовывает работников в выполнении плановых заданий и строгой экономии контролируемых ресурсов, является важнейшим элементом обеспечения устойчивой производственно-хозяйственной деятельности структурных подразделений и предприятия в целом. Иными словами, бюджетирование ЦФО согласуется с целями и принципами внутреннего коммерческого расчета и может быть использовано в качестве инструментария его практической реализации.
Методические и организационные особенности бюджетирования структурных подразделений в значительной мере определяются их принадлежностью к соответствующему типу ЦФО.
Для структурных подразделений, относящихся к центрам затрат, результатом бюджетного планирования и основой для контроля и управления реализацией планов является бюджет расходов. Исходными данными для формирования бюджета расходов структурных подразделений являются базовые параметры бюджета предприятия, а сам бюджет определяется только по контролируемым структурными подразделениями статьям расходов, что позволяет исключить влияние факторов, не связанных с их деятельностью.
Плановый бюджет расходов структурного подразделения определяется на основе плановой расчетной себестоимости единицы продукции, исчисленной по контролируемым статьям затрат, и планового объема производства каждого вида продукции, по которым составляются сортовые калькуляции. Бюджет расходов структурного подразделения за отчетный период определяется на основе фактически произведенного объема продукции по плановой структуре и фактической расчетной себестоимости единицы продукции по данным бухгалтерского учета.
Недостатком изложенного метода бюджетирования является отсутствие прямой связи между результатами исполнения бюджета расходов и фондом оплаты труда структурного подразделения.
Этот недостаток может быть исключен, если формировать не только расходную, но и доходную часть бюджета. Хозрасчетная прибыль образуется в случае профицита бюджета, когда его доходная часть превышает расходую часть, и используется в качестве основного источника образования поощрительных фондов структурного подразделения.
Доходная часть бюджета отражает результат от реализации продукции (работ, услуг) в денежном выражении за определенный календарный период как сторонним организациям, так и собственным цехам и определяется на основе расчетных цен. Расчетные цены определяются по каждому виду продукции, по которым составляются сортовые калькуляции, на основе расчетной себестоимости и расчетной прибыли.
Расчетная себестоимость продукции исчисляется по контролируемым затратам на основе норм и нормативов использования материальных и трудовых ресурсов, а также текущих цен и тарифов. Расчетная прибыль определяется на основе усреднения фактически полученных структурным подразделением фондов поощрения за определенный период, источником выплат которых является прибыль предприятия, и их распределения между конкретными видами продукции пропорционально расчетной себестоимости фактического объема произведенной продукции.
Доходная часть бюджета структурного подразделения по плану определяется как сумма произведений расчетной цены на плановый объем производства по всей номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции, а по итогам работы - на основе расчетных цен и фактически произведенного объема продукции по плановой структуре.
сполнение бюджета структурным подразделением определяется сравнением планового и фактического профицита. Сумма превышения фактического профицита бюджета представляет собой абсолютный прирост поощрительных фондов структурных подразделений, чем обеспечивается материальная заинтересованность трудовых коллективов в росте доходной и снижении расходной части бюджета.
Коммерческий расчет структурных подразделений, относящихся к центрам прибыли, имеет свои особенности.
К центрам прибыли (ЦП) относятся структурные подразделения, ответственные за финансовый результат от текущей деятельности. К ЦП обычно относятся службы аппарата управления и общехозяйственные службы. Характер и содержание исполняемых ЦП функций в большинстве случаев исключает возможность специфицировать их количественно, что ограничивает возможности бюджетирования в качестве инструментария внутрипроизводственного коммерческого расчета. Концептуальная модель коммерческого расчета подразделений ЦП предполагает решение следующих задач:
- формирование системы ключевых показателей ЦП;
- определение количественного влияния отделов и служб управления предприятием на ключевые показатели ЦП;
- разработка системы унифицированных и специфических показателей, отражающих качество выполняемых функций отделами и службами управления предприятием;
- разработка механизма распределения фондов поощрения управления предприятия между отделами и службами с учетом их вклада в обеспечение ключевых показателей ЦП.
Автор – к.э.н. Черната Т.Н., ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет», Украина, rusnauka.com