Формы безналичных расчетов

Безналичные расчеты за товары и услуги осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в движении расчетных документов. Расчет представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот. Под документооборотом понимается система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств. В него входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк и т.п.

До недавнего времени основной формой безналичных расчетов являлась акцептная форма, совершаемая на основе платежных требований поставщиков. Преобладающая роль акцептной формы объяснялась тем, что она в большей степени, чем другие формы расчетов, соответствовала принципам организации безналичных расчетов, действовавшим в условиях административно-командной системы управления.

В настоящее время в связи с переходом к рыночным отношениям хозяйственным органам предлагается использовать такие формы, которые предполагают исключить в расчетах диктат производителя и сделать инициатором совершения платежа самих плательщиков.

В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов:

  • расчеты платежными поручениями;
  • расчеты платежными требованиями-поручениями;
  • расчеты чеками;
  • аккредитивная форма расчетов;
  • вексельная форма расчетов.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях).

Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде. Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк.

За несвоевременное или неправильное списание средств со счета владельца, а также несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу счета, последний имеет право потребовать от банка уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5% от суммы, несвоевременно или неправильно списанной за каждый день задержки.

Расчетные документы, используемые при действующих формах расчетов, принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и, следовательно, должны содержать следующие данные:

  • наименование расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
  • наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер банка плательщика;
  • наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование и номер банка получателя средств;
  • назначение платежа (в чеке не указывается);
  • сумма платежа (цифрами и прописью).

Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа.

Расчетные документы (кроме чеков) выписываются, как правило, с использованием технических средств в один прием под копирку. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками.

Расчетные документы принимаются банками к исполнению в течение операционного дня банка (операционный день устанавливается до 13 часов). Документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день.

Платежное поручение – это расчетный документ, который содержит письменное поручение плательщика обслуживающему банку списании со своего счета указанной суммы средств и ее перечислении на счет получателя.

Платежное требование-поручение – это расчетный документ, который состоит из двух частей:

  • верхняя – это требование получателя непосредственно к плательщику об уплате определенной суммы средств;
  • нижняя – это поручение плательщика обслуживающему банку о списании со своего счета определенной им суммы средств и перечислении ее на счет получателя.

Платежное требование – это расчетный документ, содержащий требование взыскателя или при договорном списании получателя в банк, обслуживающий плательщика, осуществить без согласования с плательщиком перевод определенной суммы средств со счета плательщика на счет получателя.

Мемориальный ордер – это расчетный документ, который составляется по инициативе банка для оформления операций по списанию средств со счета плательщика, внутрибанковских операций в соответствии с нормативно-правовыми актами НБУ.

Расчетный чек – это расчетный документ, который содержит не обусловленное письменное распоряжение собственника счета (чекодателя) банку-эмитенту, в котором открыт счет, об уплате чекодержателю указанной в чеке суммы средств.

Расчеты с применением расчетных чеков используются в безналичных расчетах предприятий и физических лиц в целях сокращения расчетов наличностью за полученные товары (выполненные услуги). Они используются только для безналичных перечислений со счета чекодателя на счет получателя средств и не подлежат уплате наличностью.

Аккредитив – это договор, содержащий обязательство банка-эмитента, по которому этот банк по поручению клиента (заявителя аккредитива) или от своего имени против документов, соответствующих условиям аккредитива, обязан выполнить платеж в пользу бенефициара (лица, которому предназначен платеж или в пользу которого открыт аккредитив) или поручает другому (исполняющему банку) осуществить этот платеж. Расчеты по аккредитивам предусматриваются договором между бенефициаром и заявителем аккредитива и не должны противоречить действующему законодательству. Расчеты по аккредитивам регулируются Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов в редакции 1993 года (публикации Международной торговой палаты №500). Аккредитив по своей сути является договором, обособленным от договора купли-продажи или другого контракта, на котором он может базироваться, даже если в аккредитиве есть ссылка на них. По операции с аккредитивами все заинтересованные стороны имеют дело только с документами, а не с товарами, услугами или другими видами исполнения обязательств, с которыми могут быть связаны эти документы.

Межбанковские расчеты – это система осуществления и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, которые возникают между банковскими учреждениями в процессе их деятельности.

В Украине межбанковские расчеты могут осуществляться:

  • через систему электронных платежей (СЭП) НБУ Украины;
  • через собственную внутрибанковскую платежную систему;
  • через прямые корреспондентские отношения между банками.

Главным назначением каждой из систем является ускорение транспортирования расчетных документов между банками и перевод денег от плательщика к получателю. Использование внутрибанковской платежной системы предусмотрено между учреждениями одного банка – юридического лица. А расчеты между разными банками – юридическими лицами. осуществляются на основании корреспондентских отношений, которые делятся на 2 вида:

  • корреспондентские отношения между коммерческими банками и Национальным банком;
  • прямые корреспондентские отношения между коммерческими банками.

На сегодняшний день в Украине практически все расчеты между украинскими банками осуществляются через систему электронных платежей НБУ. Прямые корреспондентские отношения используются при расчетах между банками Украины и банками других стран.

Итак, все коммерческие банки Украины открывают корреспондентские счета в Национальном банке.

Система электронных платежей осуществляет расчеты через систему расчетных палат, которая имеет два уровня:

  • региональные расчетные палаты (подразделения территориального управления НБУ и обслуживают определенный регион);
  • центральная расчетная палата (обслуживает коммерческие банки Киева и Киевской области, а также обеспечивает функционирование системы в целом).

Расчетные документы, которые используются в системе электронных платежей, имеют электронную форму. Для передачи файлов их готовят с помощью программного обеспечения «операционный день банка» (ОДБ).

В Украине корреспондентские отношения в системе электронных платежей могут обслуживаться по нескольким моделям.