Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Формы безналичных расчетов
Безналичные расчеты за товары и услуги осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в движении расчетных документов. Расчет представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот. Под документооборотом понимается система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств. В него входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк и т.п.
До недавнего времени основной формой безналичных расчетов являлась акцептная форма, совершаемая на основе платежных требований поставщиков. Преобладающая роль акцептной формы объяснялась тем, что она в большей степени, чем другие формы расчетов, соответствовала принципам организации безналичных расчетов, действовавшим в условиях административно-командной системы управления.
В настоящее время в связи с переходом к рыночным отношениям хозяйственным органам предлагается использовать такие формы, которые предполагают исключить в расчетах диктат производителя и сделать инициатором совершения платежа самих плательщиков.
В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов:
- расчеты платежными поручениями;
- расчеты платежными требованиями-поручениями;
- расчеты чеками;
- аккредитивная форма расчетов;
- вексельная форма расчетов.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях).
Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде. Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк.
За несвоевременное или неправильное списание средств со счета владельца, а также несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу счета, последний имеет право потребовать от банка уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5% от суммы, несвоевременно или неправильно списанной за каждый день задержки.
Расчетные документы, используемые при действующих формах расчетов, принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и, следовательно, должны содержать следующие данные:
- наименование расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
- наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер банка плательщика;
- наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование и номер банка получателя средств;
- назначение платежа (в чеке не указывается);
- сумма платежа (цифрами и прописью).
Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа.
Расчетные документы (кроме чеков) выписываются, как правило, с использованием технических средств в один прием под копирку. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками.
Расчетные документы принимаются банками к исполнению в течение операционного дня банка (операционный день устанавливается до 13 часов). Документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день.
Платежное поручение – это расчетный документ, который содержит письменное поручение плательщика обслуживающему банку списании со своего счета указанной суммы средств и ее перечислении на счет получателя.
Платежное требование-поручение – это расчетный документ, который состоит из двух частей:
- верхняя – это требование получателя непосредственно к плательщику об уплате определенной суммы средств;
- нижняя – это поручение плательщика обслуживающему банку о списании со своего счета определенной им суммы средств и перечислении ее на счет получателя.
Платежное требование – это расчетный документ, содержащий требование взыскателя или при договорном списании получателя в банк, обслуживающий плательщика, осуществить без согласования с плательщиком перевод определенной суммы средств со счета плательщика на счет получателя.
Мемориальный ордер – это расчетный документ, который составляется по инициативе банка для оформления операций по списанию средств со счета плательщика, внутрибанковских операций в соответствии с нормативно-правовыми актами НБУ.
Расчетный чек – это расчетный документ, который содержит не обусловленное письменное распоряжение собственника счета (чекодателя) банку-эмитенту, в котором открыт счет, об уплате чекодержателю указанной в чеке суммы средств.
Расчеты с применением расчетных чеков используются в безналичных расчетах предприятий и физических лиц в целях сокращения расчетов наличностью за полученные товары (выполненные услуги). Они используются только для безналичных перечислений со счета чекодателя на счет получателя средств и не подлежат уплате наличностью.
Аккредитив – это договор, содержащий обязательство банка-эмитента, по которому этот банк по поручению клиента (заявителя аккредитива) или от своего имени против документов, соответствующих условиям аккредитива, обязан выполнить платеж в пользу бенефициара (лица, которому предназначен платеж или в пользу которого открыт аккредитив) или поручает другому (исполняющему банку) осуществить этот платеж. Расчеты по аккредитивам предусматриваются договором между бенефициаром и заявителем аккредитива и не должны противоречить действующему законодательству. Расчеты по аккредитивам регулируются Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов в редакции 1993 года (публикации Международной торговой палаты №500). Аккредитив по своей сути является договором, обособленным от договора купли-продажи или другого контракта, на котором он может базироваться, даже если в аккредитиве есть ссылка на них. По операции с аккредитивами все заинтересованные стороны имеют дело только с документами, а не с товарами, услугами или другими видами исполнения обязательств, с которыми могут быть связаны эти документы.
Межбанковские расчеты – это система осуществления и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, которые возникают между банковскими учреждениями в процессе их деятельности.
В Украине межбанковские расчеты могут осуществляться:
- через систему электронных платежей (СЭП) НБУ Украины;
- через собственную внутрибанковскую платежную систему;
- через прямые корреспондентские отношения между банками.
Главным назначением каждой из систем является ускорение транспортирования расчетных документов между банками и перевод денег от плательщика к получателю. Использование внутрибанковской платежной системы предусмотрено между учреждениями одного банка – юридического лица. А расчеты между разными банками – юридическими лицами. осуществляются на основании корреспондентских отношений, которые делятся на 2 вида:
- корреспондентские отношения между коммерческими банками и Национальным банком;
- прямые корреспондентские отношения между коммерческими банками.
На сегодняшний день в Украине практически все расчеты между украинскими банками осуществляются через систему электронных платежей НБУ. Прямые корреспондентские отношения используются при расчетах между банками Украины и банками других стран.
Итак, все коммерческие банки Украины открывают корреспондентские счета в Национальном банке.
Система электронных платежей осуществляет расчеты через систему расчетных палат, которая имеет два уровня:
- региональные расчетные палаты (подразделения территориального управления НБУ и обслуживают определенный регион);
- центральная расчетная палата (обслуживает коммерческие банки Киева и Киевской области, а также обеспечивает функционирование системы в целом).
Расчетные документы, которые используются в системе электронных платежей, имеют электронную форму. Для передачи файлов их готовят с помощью программного обеспечения «операционный день банка» (ОДБ).
В Украине корреспондентские отношения в системе электронных платежей могут обслуживаться по нескольким моделям.