Фактические расходы

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Фактические расходы – это расходы предприятия, связанные с его производственной деятельностью. Размер их определяется соответствующими нормативными документами (законами, методиками). Фактические расходы учитываются бухгалтерией в денежной форме и являются важным элементом для анализа состояния предприятия. Фактические расходы – составная часть вменных расходов, то есть действительных затрат на производство данного товара, которые равны самой высокой полезности тех благ, которые предприятие могло бы использовать для производства альтернативных товаров.

Концепцию «вмененных расходов» ввели в научный оборот австрийский экономист Ф. Визер и американский экономист Дж. Кларк. Вмененные расходы делятся на внешние и внутренние. Фактические расходы являются внешними (или явными) расходами, связанными с приобретением предприятием ресурсов у поставщиков. Фактические расходы равны общим расходам, которые состоят из постоянных и переменных затрат. Эти расходы являются материальной основой формирования себестоимости продукции.

Термин «себестоимость» распространен в отечественной экономической литературе и производственной практике (в западной – это средние общие расходы). Себестоимость – это денежное выражение непосредственных затрат предприятия на производство и реализацию продукции, составляющее стоимость товара. В процессе реализации цена на продукцию не совпадает со стоимостью, что приводит к отклонению величины материальных затрат от стоимости предметов труда и соответственно к отклонению себестоимости продукции от своей экономической основы – фактических расходов. Эти расходы, выраженные в денежной форме, – важный показатель работы предприятия, что дает возможность оценить уровень производительности труда и организации производства, степень использования материальных и трудовых ресурсов, уровень технического развития. Себестоимость – необходимая база для подсчета прибыли предприятия. Себестоимость единицы продукции исчисляется по формуле: С=С/ВП, где С – себестоимость единицы продукции, С – все затраты на производство и реализацию этой продукции, ВП – валовой выпуск продукции.

В промышленности принят такой состав экономических элементов затрат: сырье и основные материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, энергия, заработная плата промышленно-производственного персонала, отчисления на социальное страхование, амортизация основных производственных фондов, прочие расходы. Соотношение отдельных видов фактических расходов в общих расходах характеризует структуру себестоимости, которая определяется особенностями производственных процессов в различных отраслях народного хозяйства. Так, в фондоемких отраслях производства (черная, цветная металлургия) значителен удельный вес амортизационных отчислений, в материалоемких (пищевая промышленность) отраслях преобладают материальные расходы, в трудоемких (деревообрабатывающая промышленность) отраслях высокие расходы на заработную плату.

Различают индивидуальную и отраслевую себестоимость продукции. Индивидуальная себестоимость формируется под влиянием конкретных условий и характеризует затраты отдельного предприятия на производство и реализацию продукции. Отраслевая себестоимость характеризует средние по отрасли затраты на производство и реализацию продукции и определяется как средневзвешенная величина затрат на выпуск продукции отрасли.

Для определения направлений снижения себестоимости важно знать не только общий объем фактических расходов, но и где именно потрачены средства, на какие виды продукции, под влиянием каких факторов. Для этого расходы группируются по калькуляционным статьям. Разница между группировками затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции заключается в том, что последняя содержит комплексные статьи, которые охватывают расходы, различные по своему экономическому содержанию, по принципу назначения (например, основные расходы и расходы на обслуживание и управление), способу распределения между отдельными видами продукции (прямые и косвенные) и в зависимости от изменения объема производства (условно-постоянные и переменные). Эта группировка используется при составлении годовых и текущих бизнес-планов, при определении себестоимости как единицы отдельного вида продукции, так и всей товарной продукции, что является совокупной себестоимостью всей произведенной продукции и услуг промышленного характера. Все расходы предприятия, которые причисляют к себестоимости продукции, делятся на производственные и непроизводственные. К производственным относятся затраты на сырье, материалы, топливо, различные виды энергии, амортизационные отчисления, заработную плату рабочих и служащих, отчисления на социальное страхование, оплату работ промышленного характера и т.п. Непроизводственными являются расходы, связанные с реализацией продукции и отчисления на научно-исследовательские и другие работы, на подготовку кадров, затраты на работы по стандартизации изделий, на рекламу, на изучение рынков сбыта и т.д.

В зависимости от полноты исчисленных фактических затрат различают себестоимость:

  • цеховую – все расходы цеха,
  • фабрично-заводскую – производственные и общеуправленческие расходы (без непроизводственных),
  • коммерческую (полную) - в целом по предприятию (фабрично-заводская себестоимость) и дополнительные (внепроизводственные) расходы, связанные с выпуском и реализацией продукции. Вычисляется только для товарной продукции,
  • реализованной продукции – она меньше на полную сумму изменения остатков нереализованной продукции на складах, продукции отгруженной, но не оплаченной покупателем.

Практика корпораций тоже основывается на подобной методике калькуляции фактических затрат. Так, стоимость изготовленной продукции исчисляется по схеме:

стоимость материальных запасов на начало периода +

+ стоимость товаров, приобретенных компанией за данный период +

+ стоимость прямых затрат труда +

+ стоимость общезаводских расходов за данный период –

- стоимость материальных запасов на конец периода =

= стоимость изготовленной продукции.

Но в формировании средних общих расходов (по отечественной терминологии – себестоимости) существуют некоторые различия. Так, в странах с развитой рыночной экономикой отдельно рассматриваются два понятия, характеризующие последовательное списание стоимости активов (т.е. экономических ресурсов, которые приносят фирме доход – основной и оборотный капитал) фирмы вследствие их износа. Амортизация касается неосязаемых активов и отсроченных расходов. Это последовательное, ежегодное списание определенной суммы стоимости основного капитала до тех пор, пока он приносит доход (период списания по действующим правилам не должен превышать 40 лет). Ко всех ощутимым активам, кроме земли (она списанию не подлежит), обязательно применяют такое понятие как «депресация». При расчетах депресации учитывают не только физический, но и моральный износ активов, т.е. износ из-за технического и морального старения и естественной порчи. В отечественной практике используют только понятие «амортизация». При этом не выделяют такие понятия, как «ощутимые» и «неосязаемые» активы. Вообще не рассматривается стоимость неосязаемых активов. Для повышения доходности предприятие должно рационально использовать имеющиеся ресурсы, задействовать факторы, способствующие снижению фактических расходов и, соответственно, себестоимости продукции экономия сырья и материалов благодаря внедрению совершенных безотходных технологий, снижение амортизационных отчислений вследствие интенсивного использования техники, проведения политики ускоренной амортизации, повышение коэффициента сменности работы оборудования, сокращения расходов на управление, повышения производительности и интенсивности труда.

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна