Сущность прибыли и ее функции

Прибыль – это доход от различных факторов производства, от вложения инвестиций, предоставления факторов производства, ренты от использования природных ресурсов или земли и т.д. В условиях конкуренции необходимо определить возможности размещения ресурсов и присвоения выгод от их использования. Поэтому от предпринимателя требуется, во-первых, выработка генерального плана по получению дохода, принятие всех мер, решений по управлению фирмой; во-вторых, проявление инициативы по соединению ресурсов для производства какого-либо товара или услуги; в-третьих, внедрение инноваций путем производства нового вида продукции или совершенствования, радикального изменения производственного процесса; в- четвертых, несение ответственности за экономический риск, связанный со всеми вышеназванными факторами.

Следует отметить, что зарубежными и отечественными экономистами разработаны различные теории прибыли, особенно подходы к объяснению ее источника. Так, в историческом плане в 16-17 веках меркантилисты утверждали, что прибыль возникает лишь во внешней торговле. А. Смит и Д. Рикардо указывали, что источник прибыли лежит в производстве. Марксизм рассматривал прибыль как часть стоимости прибавочного продукта, созданного в сфере материального производства, источником ее в соответствии теорией трудовой стоимости является неоплаченный труд наемных рабочих.

В ХХ веке американские экономисты (Дж.Б. Кларк, Ф. Найт, Й. Шумпетер и др.) стали указывать на необходимость платы за риск. Ф. Найт в совей книге «Риск., неопределенность и прибыль» (1921 г.) отмечал, что вознаграждение в виде прибыли от успешной предпринимательской деятельности обеспечивается именно умелой оценкой не только предсказуемого, но и непредсказуемого риска.. Далее Й. Шумпетер указал, что одним из источников прибыли является последовательное введение в экономический процесс технических, коммерческих и организационных нововведений.

Предприниматель стремится всегда иметь предпринимательский доход и его часть – нормальную прибыль, считает справедливым, что за вложенный в дело капитал и предприимчивость он получает нормальную прибыль.

Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой от продаж и всех издержек (экономических затрат). В экономические же затраты входят переменные и постоянные (фиксированные) затраты и нормальная прибыль, которая призвана обеспечить норму отдачи на капитал и норму на доход. Этим самым обеспечивается нормальная деятельность предпринимателя в избранной области, отрасли. Если нет нормальной прибыли, то предприниматель вынужден будет перебросить свои ресурсы в более прибыльную отрасль, дело.

В экономике будущее всегда неопределенно. В своей деятельности фирмы связаны с непредсказуемыми изменениями спроса и предложений, инфляцией и другими подобными явлениями. В этой ситуации необходимо обладать способностью ориентироваться в рыночной обстановке. Многие люди хотели бы получить прибыль, но не знают как это сделать. Кроме того, некоторые даже не подозревают о существовании прибыли в тех или иных сферах, однако прибыли существуют несмотря на конкуренцию. Таким образом, предприниматель в своей деятельности берет на себя риск.

Далее фирмы стремятся получить так называемую монопольную прибыль, в частности путем ограничения производства, завышения цен. Такая прибыль может быть:

  • доходом новатора – монополиста, поскольку нововведения делают его своего рода временным монополистом;
  • результатом проявления фирмой власти на рынке – на патенты, на привилегии и др.;
  • результатом обладания талантом субъекта (предпринимателя), его особым даром предвидения в неопределенной среде.

Все это временное явление происходит несмотря на антимонопольное законодательство. Таким образом, прибыль является вознаграждением (платой) за преодоление неопределенности, за проявленный риск и за новаторство.

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью. С помощью прибыли и на ее базе приводятся в движение важнейшие рычаги коммерческого расчета и срабатывает весь его механизм. В прибыли «завязываются» в единый узел финансовое состояние предприятий, мера коллективного поощрения его работников, и эффективность использования ресурсов, в том числе оборотных средств, состояние финансовых расчетов и др. На уровне прибыли отражается использование оборотных средств предприятия, состояние его финансовых расчетов с поставщиками, заказчиками, банками. На размерах прибыли существенно сказываются качество продукции, потери от брака, бесхозяйственности, другие непроизводительные расходы – штрафы и т.п.

Прибыль позволяет суммарно определять соотношение результатов и затрат труда, обоснованность цен, эффективность производственной деятельности предприятий, представляет первичный движитель рыночной экономики, она воздействует на уровень использования ресурсов, на их распределение среди альтернативных пользователей. Прибыль побуждает предприятие осуществлять нововведения, а последние – инвестиции, общий выпуск продукции и занятость.

Показатели прибыльности используются для измерения эффективности капиталовложений, а также при выборе и экономическом обосновании проектных и плановых решений инвестиционной деятельности. Прибыль характеризует конечные результаты деятельности предприятия и поскольку поступает лишь в результате реализации продукции, то в ней выражена связь между производством и обращением. Прибыль оказывает стимулирующее влияние на общественное развитие. При нормальном течении хозяйственной деятельности стремление получать прибыль заставляет руководителей предприятий искать различные технические и организационные нововведения.

Прибыль является источником расширенного воспроизводства и материального стимулирования. В прибыли сочетаются экономические интересы предприятия, каждого его работника и всего общества, поскольку последнее заинтересовано в увеличении государственных доходов. Из всего сказанного вытекает, что прибыль выполняет различные функции, но наиболее характерными из них являются:

  1. Оценочная, т.е. критерием оценки хозяйственной деятельности предприятия, обобщающим показателем его финансовых результатов.
  2. Стимулирующая, т. е. стимулирует нововведения на предприятиях, выпуск конкурентоспособной продукции, снижение издержек производства и т.д.
  3. Распределительная, т. е. позволяет распределить ограниченные ресурсы среди альтернативных видов продукции, тем самым увеличить размеры доходов предприятия и государства. Наличие убытков сигнализирует предприятию о желании, о необходимости принятия мер по сокращению того или иного производства продукции.