Современные общемировые тенденции развития инноваций

1. Производство компьютеров и средств обработки информации.

Наукоемкие отрасли промышленности и, в первую очередь, индустрия ЭВМ – предмет особого внимания правящего американского истеблишмента. США постепенно уступает своим ближайшим конкурентам почти все традиционные секторы мирового рынка. Все, кроме главного – сектора информационных технологий. Отдав своим преследователям «хвост ящерицы» – первенство по целому шлейфу традиционных отраслей промышленности, США оторвались от них почти на порядок по основным показателям в информационной индустрии. Центр экономических сражений за лидерство на мировом рынке неуклонно перемещается в область средств обработки информации.

Украина в настоящее время переживает бум компьютерного производства. В 2001 году на небольших сборочных предприятиях в Украине было выпущено около 400 тысяч персональных компьютеров (ПК), что удовлетворяет около 85% потребности внутреннего рынка Украины. Прирост производства и потребления ПК в Украине в 2001 году оценивается в 22-25%, что особенно впечатляет на фоне снижения объема продаж компьютеров в США и Западной Европе. Наиболее активной является сфера производства и продаж ноутбуков, которая в 2001 году преодолела цифру в 10 тысяч проданных компьютеров. Годовой рост составил 60%.

2. Производство программных продуктов.

Для работы компьютеров необходимы средства программного обеспечения. Именно они превращают компьютер из «мертвой коробки» с экраном в «умное» средство производства, способное управлять производственными процессами, контролировать транспортные операции, обеспечивать издательскую деятельность и многое другое, включая работу жизнеобеспечивающих систем в быту, производстве, транспорте и даже в космосе.

Сегодня программный продукт стал чрезвычайно выгодным товаром, обеспечивая ведущим компаниям этого производства миллиардные прибыли.

3. Производство наукоемкой продукции.

В 1970 году специальная комиссия по научной политике, представившая свои рекомендации президенту США, отмечала: «Научные и технические ресурсы нашей страны являются наиболее мощными инструментами достижения социальных, политических и экономических целей. Соответствующее распределение этих жизненных ресурсов, контроль и управление ими в краткосрочном и долгосрочном планах для решения национальных и международных проблем является политической задачей наивысшей важности».

Год спустя президент Национальной академии наук США Ф. Хендлер сформулировал эту мысль следующим образом: «Наша экономика должна быть основана не на природных ресурсах, а на умах и применении научного знания» В 1976 году эта концепция нашла отражение в законе США о национальной научной политике, организационных принципах и приоритетах.

Информационные ресурсы, как и сельскохозяйственные, относятся к весьма ограниченному числу экономически значимых воспроизводимых ресурсов. В 70-х годах XX ст. рост сельскохозяйственного экспорта, как и рост доли наукоемких отраслей в промышленном экспорте, стал основным проявлением защитной реакции хозяйственного механизма США на резкое удорожание ввозимого сырья и энергоресурсов. Если по традиционным изделиям обрабатывающей промышленности – сталь, прокат, текстиль, одежда, обувь – дефицит внешнеторгового баланса США за эти годы увеличился в шесть раз, то актив в торговле наукоемкими изделиями – самолеты, ЭВМ, программные продукты, химические товары – вырос за тот же период в четыре раза. Наиболее быстро растет экспорт изделий и услуг отраслей индустрии информации.

4. Производство патентно-лицензионной продукции.

Кроме очевидного влияния на конкурентоспособность наукоемких отраслей промышленности, информационные ресурсы оказывают решающее воздействие и на такую важную в экономическом и политическом отношении статью внешней торговли, какой является патентно-лицензионный баланс. Так называемый «невидимый экспорт» служит одним из определяющих показателей текущего уровня «технологического отрыва». Понимание того обстоятельства, что жизнеспособность национальной экономики теперь в значительной степени зависит от качества и масштабов использования науки и техники, вызвало к жизни сопоставление технологических потенциалов государств и соответственно проблему «технологического отрыва». Этот отрыв сегодня имеет для дипломата такое же значение, какое несколько поколений назад имело сопоставление численности армий.

Известные официальные оценки патентно-лицензионного баланса, измеряемые миллиардами долларов, отражают лишь небольшую часть общего потока научно-технических решений и технологической документации, циркулирующего на мировом промышленном рынке. Значительная часть его не фиксируется официальной статистикой, т.к. проходит по внутрифирменным каналам транснациональных корпораций (ТНК).

5. Производство «умов».

Когда в 1982 году специальная комиссия по научным связям и национальной безопасности Национальной академии наук США попыталась рассмотреть возможность контроля внутрифирменных информационных потоков, это было встречено руководителями ТНК с нескрываемым раздражением. Л. Бранскомб, вице-президент по научной работе крупнейшей в мире компьютерной фирмы IBM, заявил, что любой контроль за передачей тщательно охраняемых научно-технических секретов между предприятиями этого концерна, находящимися в США и других странах, может иметь для них катастрофические последствия, поскольку около половины прибылей и доходов IBM получает от своих зарубежных филиалов: «Как это ни парадоксально, – пишет Бранскомб, – специалистом, который занял первое место среди служащих нашего концерна по числу и важности изобретений, является инженер из нашей лаборатории в ФРГ». Этот сам по себе малозначительный бюрократический инцидент высвечивает тем не менее характерные особенности тонко завуалированного этапа «информационного колониализма», который идет на смену более ранним и внешне более заметным формам промышленного неоколониализма. Проявляется он в том, что вне метрополий размещаются материалоемкие и энергоемкие производства, а также промышленные предприятия с экологически вредной технологией, а в метрополию направляется встречный поток наиболее талантливых местных специалистов («утечка мозгов»).

Около 55% всех расходов американских ТНК на НИОКР, выполняемых за пределами страны, приходится на их филиалы в Германии, Англии и Канаде. Горькая ирония истории в данном случае заключается в том, что все чаще в той или иной стране появляется утонченно воспитанный в Гарварде менеджер и по всем новейшим канонам научной организации труда подбирает в железобетонном «коралле» с максимально достижимым комфортом высокопродуктивную элиту местных интеллектуалов. Ежегодно, когда наступает «сезон сбора урожая», уже не пряности, сок гевеи, нефть, тростник или хлопок, а несопоставимо более ценный продукт – законсервированный в патентах и отчетах НИОКР результат эксплуатации национальных природных ресурсов – отправляется в кожаных контейнерах с золотым тиснением за океан.

6. Производство управленческих технологий.

Дальнейшее повышение сложности хозяйственного механизма промышленно развитых стран выдвинуло в число важнейших факторов экономического развития уровень организационной Культуры и качество управления профессиональной деятельностью людей. В последнее время к термину «технологический разрыв» прибавился «управленческий разрыв», возникла проблема сравнительной эффективности управления.

7. Производство технологий, в которых информация является основным «рабочим телом».

Примером данного направления является производство новой генетической информации (новых сортов растений или пород животных). С начала 90-х годов XX столетия ведутся работы до созданию так называемых продуктов-трансгенов – генетически измененных продуктов. А началось все в 1994 г., когда появился на свет помидор-трансген. Далее были картофель, рис, соя, кукуруза, хлопок и другие сельскохозяйственные продукты. Генные сорта культур давали больший урожай, чем обычные, в среднем в 4 раза. Сегодня в США насчитывается более 100 наименований генетически измененных продуктов В одной только Америке их производством занимаются 24 компании, в разных странах площади, на которых сегодня произрастают трансгены, составляют больше 10 млн. га. Однако это породило экологическую проблему насколько трансгены вредны для здоровья человека и окружающей среды. Пока отдаленные последствия употребления таких продуктов до конца не изучены. Другим примером является использование средств защиты растений новых поколений, основанных, например, на отпугивающих запахах.

8. Производство и использование искусственного интеллекта.

Это направление породило роботы, гибкие автоматизированные производства и в настоящее время обещает подарить самонастаивающиеся и самообучающиеся системы.

9. Посредническая деятельность в экономике.

Именно посредники, которые до сих пор считаются чуть ли не дармоедами, обрабатывая море информации, увязывают производителей и потребителей в единые экономические системы.

10. Обеспечение коммуникационных процессов.

В современном мире передача информации является основой формирования общества и осуществления процессов его жизнедеятельности. К современным средствам передачи информации относятся Интернет, электронная почта, факсимильная связь, современные телекоммуникационные технологии (мобильная, сотовая, спутниковая связь).

11. Информационные услуги.

К основным видам информационных услуг относятся радио, телевидение, кинопродукция, шоу-бизнес, различные виды туризма (развлекательный, экологический, научный, пр.), спорт, рекреация. Однако информационные технологии порождают новые, довольно неожиданные проблемы в отношениях «предприятие – потребитель» и «предприятие – предприятие».

По мнению специалистов, развитие Internet имеет дефляционный эффект США – страна с наиболее развитой сетью Internet. Объем электронной торговли, хотя и составляет пока около 1% от розничных продаж, имеет неуклонную тенденцию к росту. Internet уже влияет на экономические показатели, в частности, на инфляцию. Это влияние сказывается по двум направлениям:

на уровне отношений «предприятие – потребитель»Internet вооружил покупателей намного лучшим знанием цен. Имея информацию о ценах из Сети, потребители требуют существенных ценовых уступок от розничных торговцев;

на уровне отношений «предприятие – предприятие». Технология Internet позволяет предприятиям снижать затраты. Например, сталкиваясь с проблемой снижения цен вследствие жесткой конкуренции, предприятия разрывают связи со своими постоянными партнерами, находя более выгодных через Сеть. Кроме того торговля через Internet позволяет существенно сокращать затраты на доставку и продажу товаров, что может составлять более 20% стоимости товара.