Основы формирования национальной модели регулирования инновационной деятельности

Инновационным процессам принадлежит определяющая роль в экономике как отдельного государства, так и в мировом экономическом пространстве. В современных условиях инновационное направление развития является базовой стратегией бизнеса, в которой накопленные знания и опыт в процессе реализации создают конкурентные преимущества стран и отдельных регионов.

Источниками конкурентных преимуществ промышленно развитых государств являются успешно реализуемые инновационные стратегии, которые в свою очередь обусловлены увеличением производительных сил на основе коренной технологической модернизации, развитием высокотехнологических секторов на стратегическом уровне и взвешенной государственной политикой.

Стратегии инновационного развития определяются моделями рыночной экономики, которые присущи отдельным государствам мира. Среди них следующие модели: американская, немецкая, английская, шведская, японская, модели новых индустриальных стан.

Как известно, национальный инновационный процесс характеризуется набором макроэкономических показателей (в совокупности определяющих ту или иную модель), соотношение которых раскрывает потенциал и проблемные направления инновационного развития. Такие сопоставления рассматриваются, к примеру, экспертами Мирового банка (рейтинг конкурентоспособности, который публикуется в «Глобальном отчете о состоянии конкурентоспособности»).

Разноплановость показателей научно-технологического и социально-экономического развития раскрывается, например, в оценке России:

  1. Страна является одной из ведущих в мире по уровню образования населения и, наряду с этим, одной из наиболее бедных стран.
  2. Россия входит в 25% ведущих стран по количеству инженеров на душу населения, однако доля высокотехнологической продукции составляет только 8% экспорта страны.
  3. Страна входит впервые 40% государств по показателю нормы сбережений и в то же время, является одной из наименее инвестиционно привлекательных стран мира.
  4. Россия входит в 3% наиболее образованных наций в мире, занимает 10-ю позицию в мире по показателю занятости женщин (отечественный индекс человеческого развития ООН выше среднего).

Глобализация экономики проявляется в качественных трансформационных процессах, заостряет конкурентную борьбу в сфере инновационной деятельности, интеллектуализации производства и новых информационных технологий.

Инновационное развитие в России происходит при крайне неблагоприятных условиях, даже невзирая на четырехлетний экономический рост. Структура нынешнего роста не отвечает структуре «экономических знаний», которая главенствует в мире – научно-технический прогресс и, соответственно, инновации – не стали фактором роста в России. Интеллектуальный потенциал – это единственный источник, способный обеспечить стабильный экономический рост без пропорционального увеличения расходования сырьевых ресурсов.

Достигнуть постоянного экономического роста России может лишь благодаря внедрению собственной модели экономики одновременно с формированием рациональной внутренней экономической структуры как основы внешней конкурентоспособности.

В сфере реформирования экономики России и создания социально-экономической модели основными приоритетами должны выступать следующие пункты:

  • Поддержка отечественного производителя путем использования возможностей международно-правового механизма защиты их интересов как на отечественном, так и на мировом рынке.
  • Ускорение экономических реформ путем гармонизации экономического законодательства с общепризнанными международными стандартами.
  • Взаимное уменьшение технических барьеров в торговле с ведущими торговыми партнерами России.

Таким образом, наиболее перспективной для России является концепция инвестиционно-инновационной модели, главными отличительными чертами которой являются:

  • Увеличение капиталовложений в информационные технологии и человеческий фактор.
  • Переход на новые высокопроизводительные и гибкие виды интеллектуального производства.
  • Способность национальных компаний повышать эффективность экономической деятельности.
  • Развитие финансовых рынков.
  • Формирование нового торгового режима, ориентированного на мировое экономическое пространство.

Успех любой страны в инновационном развитии во многом зависит от взаимодействия его основных факторов. В свое время М. Портер сформулировал концепцию «национального ромба» – экономической системы, которая саморазвивается, базируется на четырех основных детерминантах и определяет конкурентные преимущества страны на мировом рынке. Это: параметры факторов производства, куда входит и человеческий капитал; стратегия фирмы; наличие отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке; характер спроса на внутреннем рынке. Взаимная связь между этими детерминантами образует «ромб» основана на синергетике. Принцип синергетики является одним из главных для современных методов управления инновационным процессом, как на уровне фирм, так и на уровне государства и реализуется в сфере управления знаниями.

Поэтому поддержка инноваций должна стать приоритетом и стержнем экономической стратегии развития. Она предусматривает разработку механизмов и инструментов государственного стимулирования научно-технической деятельности с целью широкого воплощения научных исследований и разработок в конечный производственный результат – в новые конкурентоспособные виды продукции, новые технологические процессы, новые организационные решения. Конкурентоспособность промышленной продукции на внутреннем и мировом рынках является основным фактором устойчивого экономического роста, но только в том случае если основана на инновационной активности бизнеса.

Сегодня достойный внимания опыт новых индустриальных стран (Чили, Юж. Корея, Израиль, Мексика и др.), которые сделали значительные шаги в росте инновационной активности и повышении конкурентоспособности своих национальных экономик, несмотря на недостаточно благоприятный экономический климат, сопротивление традиционных институтов и нехватку ресурсов. Эти страны использовали нестандартные инструменты государственной поддержки, значительно дешевле, чем в «старых индустриальных странах», но при этом они были лучше и успешнее в условиях несовершенного рынка. Так, благодаря созданию системы «институтов развития» Чили в течение последних двадцати лет удалось обеспечить среднегодовой темп прироста ВВП на уровне 6% при одновременном существенном расширении несырьевого экспорта. Израиль превратился из страны с «военно-аграрной экономикой» в один из центров глобальной «новой экономики» на основе реализации программ развития венчурной индустрии и поддержки высокотехнологических компаний. Южная Корея, в результате пересмотра своей промышленной политики и адаптации ее к новым условиям смогла в короткие сроки преодолеть последствия кризиса 1997 – 1998 гг. и обеспечить траекторию устойчивого роста. Взаимодействие старых больших промышленных компаний и государственных научно – исследовательных институтов с высшими учебными заведениями и инновационными малыми предприятиями привело к формированию инвестиционных кластеров вокруг университетов.

Использование опыта новых индустриальных стран, достигших значительного успеха в повышении конкурентоспособности показывает, что данный процесс связан с риском, который невозможно избежать, но возможно минимизировать. И значительная роль в этом принадлежит государству, его политике и модели организации «институтов развития». В странах, где очевидна стойкая корреляция между высоким уровнем коррупции и экономическими неудачами, государство играло и играет большую роль в становлении рыночных институтов и в целом в экономической жизни. Но в 1980 – 1990 гг. стал наглядным тот факт, что сокращение государственных расходов и лишних социальных программ способствует экономическому росту. Удачным является пример Ирландии, которая резко сократила государственные расходы и за 10 лет превратилась из самой бедной страны Западной Европы в одного из лидеров экономического развития. Тем не меньше к числу наиболее конкурентоспособных экономик мира относятся экономики Финляндии и Швеции с государственными расходами в ВВП в размере » 45 – 50%. Повышение конкурентных возможностей страны, усиление ее позиций на внутреннем и внешнем рынках возможно при поддержке научно-технического и образовательного потенциала на высоком уровне. Одним из главных показателей развития научной и технологической сфер страны является ее технологическая конкурентоспособность.

Фундаментальной базой инновационной деятельности является достижение науки. Россия принадлежит к числу стран с высоким научным потенциалом. Научные школы страны известны уникальными достижениями в сферах разработки новых материалов, исследованиями в отрасли физики низких температур, электросварки, информатики и др. Но сегодня нужно не только обеспечивать увеличение этого потенциала, а и максимально реализовать его в интересах общества. Цепочка «наука – техника – производство» фактически разорвана, поскольку технологический и производственный потенциал промышленности России очень низкий. Россия обогащает другие страны, покупая оборудование и программное обеспечение по высоким ценам. Это также связано с тем, что в России практически отсутствует рынок интеллектуальной собственности, с процессом передачи которой связанно развитие инноваций, даже при наличии готовых результатов научно-исследовательской деятельности в виде патентов, лицензий и т.д. Усовершенствовать процесс передачи интеллектуальной собственности и повысить коммерческий эффект исследований и разработок можно с помощью упрощения патентных процедур, правил передачи и управления интеллектуальной собственностью, их унификации.

Мировой практикой наработано несколько стратегий инновационного развития:

  • поддержка диффузии инноваций, в частности путем купли патентов и технологий за границей с целью их последующего самостоятельного усовершенствования;
  • поддержка высокотехнологической экспансии и интеграции в транснациональные корпорации с целью копирования передовых технологий и повышения квалификации трудовых ресурсов;
  • поддержка отраслей и предприятий достигших определенных успехов в научно – технических разработках, имеющих человеческий и инфраструктурный потенциал для эффективного инновационного развития.

Для России инновационное развитие связано с отсутствием достаточных средств финансирования новейших исследований, свободы маневра на рынке, с невозможностью осуществлять узкое позиционирование, присущее малым странам, поскольку его маловато для благосостояния нации.

Страны, которые осуществляли успешное финансирование инновационных изменений, используют достаточно большой арсенал средств обеспечения, накопления и размещения капитала для стратегических интересов страны. Благодаря этому мировая практика владеет разными приемами поощрения долгосрочного вложения капитала. Среди них – послабление налогового давления на учреждения, что осуществляют технологические изменения, предоставление им льгот и установления квот для организации научно-технологической сферы, которые распределяются с обеспечением их беспроцентного погашения, широкое применение нетрадиционных методов инвестирования.

В основу формирования национальной модели регулирования инновационной деятельности целесообразно включить следующие направления, требующие всесторонней поддержки государства:

  1. Производство компьютеров и средств обработки информации. Наукоемкие отрасли промышленности и, в первую очередь, индустрия ЭВМ – предмет особого внимания правящего американского истеблишмента. США постепенно уступает своим ближайшим конкурентам почти все традиционные секторы мирового рынка. Все, кроме главного – сектора информационных технологий. Отдав своим преследователям «хвост ящерицы» - первенство по целому шлейфу традиционных отраслей промышленности, США оторвались от них почти на порядок по основным показателям в информационной индустрии. Центр экономических сражений за лидерство на мировом рынке неуклонно перемещается в область средств обработки информации.
  2. Производство программных продуктов. Для работы компьютеров необходимы средства программного обеспечения. Именно они превращают компьютер из «мертвой коробки» с экраном в «умное» средство производства, способное управлять производственными процессами, контролировать транспортные операции, обеспечивать издательскую деятельность и многое другое, включая работу жизнеобеспечивающих систем в быту, производстве, транспорте и даже в космосе. Сегодня программный продукт стал чрезвычайно выгодным товаром, обеспечивая ведущим компаниям этого производства миллиардные прибыли.
  3. Производство наукоемкой продукции. В 1970 году специальная комиссия по научной политике, представившая свои рекомендации президенту США, отмечала: «Научные и технические ресурсы нашей страны являются наиболее мощными инструментами достижения социальных, политических и экономических целей. Соответствующее распределение этих жизненных ресурсов, контроль и управление ими в краткосрочном и долгосрочном планах для решения национальных и международных проблем является политической задачей наивысшей важности». Год спустя президент Национальной академии наук США Ф. Хендлер сформулировал эту мысль следующим образом: «Наша экономика должна быть основана не на природных ресурсах, а на умах и применении научного знания» В 1976 году эта концепция нашла отражение в законе США о национальной научной политике, организационных принципах и приоритетах (Нижегородцев, 1994). Информационные ресурсы, как и сельскохозяйственные, относятся к весьма ограниченному числу экономически значимых воспроизводимых ресурсов. В 70-х годах XX ст. рост сельскохозяйственного экспорта, как и рост доли наукоемких отраслей в промышленном экспорте, стал основным проявлением защитной реакции хозяйственного механизма США на резкое удорожание ввозимого сырья и энергоресурсов. Если по традиционным изделиям обрабатывающей промышленности - сталь, прокат, текстиль, одежда, обувь – дефицит внешнеторгового баланса США за эти годы увеличился в шесть раз, то актив в торговле наукоемкими изделиями – самолеты, ЭВМ, программные продукты, химические товары - вырос за тот же период в четыре раза. Наиболее быстро растет экспорт изделий и услуг отраслей индустрии информации.
  4. Производство патентно-лицензионной продукции. Кроме очевидного влияния на конкурентоспособность наукоемких отраслей промышленности, информационные ресурсы оказывают решающее воздействие и на такую важную в экономическом и политическом отношении статью внешней торговли, какой является патентно-лицензионный баланс. Так называемый «невидимый экспорт» служит одним из определяющих показателей текущего уровня «технологического отрыва». Понимание того обстоятельства, что жизнеспособность национальной экономики теперь в значительной степени зависит от качества и масштабов использования науки и техники, вызвало к жизни сопоставление технологических потенциалов государств и соответственно проблему «технологического отрыва». Этот отрыв сегодня имеет для дипломата такое же значение, какое несколько поколений назад имело сопоставление численности армий. Известные официальные оценки патентно-лицензионного баланса, измеряемые миллиардами долларов, отражают лишь небольшую часть общего потока научно-технических решений и технологической документации, циркулирующего на мировом промышленном рынке. Значительная часть его не фиксируется официальной статистикой, т.к. проходит по внутрифирменным каналам транснациональных корпораций (ТНК).
  5. Производство «умов». Когда в 1982 году специальная комиссия по научным связям и национальной безопасности Национальной академии наук США попыталась рассмотреть возможность контроля внутрифирменных информационных потоков, это было встречено руководителями ТНК с нескрываемым раздражением. Л. Бранскомб, вице-президент по научной работе крупнейшей в мире компьютерной фирмы IBM, заявил, что любой контроль за передачей тщательно охраняемых научно-технических секретов между предприятиями этого концерна, находящимися в США и других странах, может иметь для них катастрофические последствия, поскольку около половины прибылей и доходов IBM получает от своих зарубежных филиалов: «Как это ни парадоксально, -пишет Бранскомб, - специалистом, который занял первое место среди служащих нашего концерна по числу и важности изобретений, является инженер из нашей лаборатории в ФРГ». Этот сам по себе малозначительный бюрократический инцидент высвечивает тем не менее характерные особенности тонко завуалированного этапа «информационного колониализма», который идет на смену более ранним и внешне более заметным формам промышленного неоколониализма. Проявляется он в том, что вне метрополий размещаются материалоемкие и энергоемкие производства, а также промышленные предприятия с экологически вредной технологией, а в метрополию направляется встречный поток наиболее талантливых местных специалистов («утечка мозгов»). Около 55% всех расходов американских ТНК на НИОКР, выполняемых за пределами страны, приходится на их филиалы в Германии, Англии и Канаде. Горькая ирония истории в данном случае заключается в том, что все чаще в той или иной стране появляется утонченно воспитанный в Гарварде менеджер и по всем новейшим канонам научной организации труда подбирает в железобетонном «коралле» с максимально достижимым комфортом высокопродуктивную элиту местных интеллектуалов. Ежегодно, когда наступает «сезон сбора урожая», уже не пряности, сок гевеи, нефть, тростник или хлопок, а несопоставимо более ценный продукт – законсервированный в патентах и отчетах НИОКР результат эксплуатации национальных природных ресурсов – отправляется в кожаных контейнерах с золотым тиснением за океан.
  6. Производство управленческих технологий. Дальнейшее повышение сложности хозяйственного механизма промышленно развитых стран выдвинуло в число важнейших факторов экономического развития уровень организационной Культуры и качество управления профессиональной деятельностью людей. В последнее время к термину «технологический разрыв» прибавился «управленческий разрыв», возникла проблема сравнительной эффективности управления.
  7. Производство технологий, в которых информация является основным «рабочим телом». Примером данного направления является производство новой генетической информации (новых сортов растений или пород животных). С начала 90-х годов XX столетия ведутся работы до созданию так называемых продуктов-трансгенов – генетически измененных продуктов. А началось все в 1994 г., когда появился на свет помидор-трансген. Далее были картофель, рис, соя, кукуруза, хлопок и другие сельскохозяйственные продукты. Генные сорта культур давали больший урожай, чем обычные, в среднем в 4 раза. Сегодня в США насчитывается более 100 наименований генетически измененных продуктов. В одной только Америке их производством занимаются 24 компании, в разных странах площади, на которых сегодня произрастают трансгены, составляют больше 10 млн. га. Однако это породило экологическую проблему насколько трансгены вредны для здоровья человека и окружающей среды. Пока отдаленные последствия употребления таких продуктов до конца не изучены. Другим примером является использование средств защиты растений новых поколений, основанных, например, на отпугивающих запахах.
  8. Производство и использование искусственного интеллекта. Это направление породило роботы, гибкие автоматизированные производства и в настоящее время обещает подарить самонастаивающиеся и самообучающиеся системы.
  9. Посредническая деятельность в экономике. Именно посредники, которые до сих пор считаются чуть ли не дармоедами, обрабатывая море информации, увязывают производителей и потребителей в единые экономические системы.
  10. Обеспечение коммуникационных процессов. В современном мире передача информации является основой формирования общества и осуществления процессов его жизнедеятельности. К современным средствам передачи информации относятся Интернет, электронная почта, факсимильная связь, современные телекоммуникационные технологии (мобильная, сотовая, спутниковая связь).
  11. Информационные услуги. К основным видам информационных услуг относятся радио, телевидение, кинопродукция, шоу-бизнес, различные виды туризма (развлекательный, экологический, научный, пр.), спорт, рекреация. Однако информационные технологии порождают новые, довольно неожиданные проблемы в отношениях «предприятие – потребитель» и «предприятие – предприятие».

По мнению специалистов, развитие Internet имеет дефляционный эффект США – страна с наиболее развитой сетью Internet. Объем электронной торговли, хотя и составляет пока около 1% от розничных продаж, имеет неуклонную тенденцию к росту. Internet уже влияет на экономические показатели, в частности, на инфляцию. Это влияние сказывается по двум направлениям:

  • на уровне отношений «предприятие – потребитель» Internet вооружил покупателей намного лучшим знанием цен. Имея информацию о ценах из Сети, потребители требуют существенных ценовых уступок от розничных торговцев;
  • на уровне отношений «предприятие – предприятие». Технология Internet позволяет предприятиям снижать затраты. Например, сталкиваясь с проблемой снижения цен вследствие жесткой конкуренции, предприятия разрывают связи со своими постоянными партнерами, находя более выгодных через Сеть. Кроме того торговля через Internet позволяет существенно сокращать затраты на доставку и продажу товаров, что может составлять более 20% стоимости товара.