Методы государственного управления инновационными процессами

Решение задачи опережающего развития экономики России связано как с полным задействованием промышленного потенциала, оставшегося со времен бывшего СССР, так и созданием новых рыночных секторов с использованием результатов научно-технического прогресса.

Если рассматривать текущее состояние основных производственных фондов, то необходимо отметить, что оно находится в состоянии предела физического износа. Процессы реконструкции и модернизации, которые получили в последнее время довольно широкое распространение, не в состоянии в полной мере удовлетворить потенциальные потребности в расширении производительных производственных мощностей в условиях благоприятной внешней конъюнктуры на ряд продуктов российского экспорта и роста внутреннего потребления. Процессы, связанные с резким падением ВВП в 90 годы 20-го века в России, породили проблему технологического отставания в производстве продукции ряда отраслей народного хозяйства, а, как следствие, произошло общее снижение производительности экономики. Данная проблема требует как можно более быстрого разрешения, в связи с быстрой потерей конкурентоспособности российских товаров, как на национальном, так и на мировых рынках. Еще одной, на наш взгляд, не решенной задачей является модернизация системы управления предприятиями и их объединениями, направленных на создание устойчивых социально-экономических систем в условиях динамической трансформации. Необходимо отметить, что самостоятельно коммерческий (предпринимательский) сектор в России не способен справится с решением таких масштабных задач, это связано, как с недостатком собственных средств, так и дороговизной их привлечения из внешних источников. Поэтому перед государством стоит важная задача, связанная со стимулированием процессов технико-технологического обновления существующих производственных фондов, систем управления и развитием новых секторов экономики. С нашей точки зрения, с учетом состояния основных производственных фондов, практически любая деятельность относительно их обновления является инновационной. Целью данной работы является определение наиболее эффективных инструментов государственной поддержки инновационных компаний в России.

Изучая опыт государственной поддержки инновационных секторов, как отечественной экономики, так и ведущих развитых стран мира, необходимо отметить, что она реализуется на основе использования нескольких взаимосвязанных подходов:

  • предоставление прямых государственных инвестиций (часто на безвозвратной основе) в инновационные компании приоритетных национальных отраслей экономики;
  • создание эффективной институциональной среды, способствующей повышению эффективности организации, формирования и развития новых инновационных компаний;
  • реализация инфраструктурных проектов, связанных с обеспечением новых компаний всеми необходимыми коммуникационными услугами и услугами энергообеспечения;
  • налоговое стимулирование инновационной деятельности, как небольших венчурных инновационных компаний, так и научно-исследовательских подразделений крупных корпораций.
    • Инициативы государства относительно единоличного финансирования компаний-новаторов показатели свою не состоятельность в России, связанную с нецелевым использованием средств государственных инновационных фондов, поэтому необходима разработка новых инструментов и механизмов их внедрения.

      Так, основными компонентами механизма обеспечения государственной поддержки инновационных компаний с учетом использования потенциала коммерческого (частного) сектора могут являться:

      • компенсация процентной ставки кредитования субъектов хозяйствования – новаторов, осуществляющих разработку и внедрение новых продуктов и технологий,
      • участие государства, как соинвестора в венчурных проектах по разработке и производству наукоемкой продукции в отраслях приоритетного государственного развития;
      • создание инфраструктурной составляющей (транспортная, коммуникационная, энерго и водообеспечение и др.) в реализуемых инновационных проектах (создание промышленных площадок, бизнес-инкубаторов, кластеров высоких технологий, бизнес-центров при университетах и так далее). В случае создания промышленных площадок и бизнес-инкубаторов государство должно получать заранее оговоренную долю в создаваемых инновационных компаниях как плату за обеспечение инфраструктурных компонентов реализации проектов.

      Еще одним важной проблемой, возникающей в процессе формирования государственной инновационной политики, является нереализованные права государства на объекты интеллектуальной собственности при приватизации промышленных активов. Кроме того, в ведущих отраслевых научно исследовательских институтах все еще остается не задействованным довольно значительный интеллектуальный потенциал – это нематериальные активы в виде инновационных технологических процессов, опытных разработок новых продуктов, других объектов интеллектуальной собственности. Включение которых в хозяйственный оборот, может привести к росту капитализации соответствующих государственных активов. Дальнейшее внесение этих активов, в виде вклада государства в уставной капитал инновационных компании, будет способствовать как стимулированию инновационной составляющей в структуре ВВП, так и возможности получения значительного финансового результата от их реализации.