Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Какова роль грантов в финансировании инновационной деятельности?
Роль грантовой поддержки в финансировании инновационной деятельности становится все более значимой.
В соответствии с положением о программе «СТАРТ» грантом является «государственная поддержка малых инновационных предприятий, стремящихся разработать и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов своих научно-технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих большой потенциал коммерциализации». Здесь нужно отметить, что малые предприятия – это субъекты малого предпринимательства, соответствующие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В данном определении учитывается, что финансируемое предприятие должно обладать большим потенциалом коммерциализации. Однако коммерциализация не означает окупаемость бюджетных инвестиций в виде налоговых поступлений в течение определенного временного периода. Соответственно, критерии окупаемости бюджетных затрат не заложены в оценку заявок участников программы «СТАРТ».
В законе «О грантах Нижегородской области в сфере науки, технологий и техники» дано следующее определение понятия «грант» – это «денежные средства, передаваемые на конкурсной основе безвозмездно и безвозвратно гражданам и юридическим лицам для осуществления научной и (или) научно-технической деятельности, экспериментальных разработок в целях социально-экономического развития Нижегородской области». В этом определении косвенно учитывается требование к окупаемости бюджетных затрат на грантовую поддержку инновационных проектов юридических и физических лиц. Социально-экономическое развитие региона предполагает рост налоговых поступлений от предприятий, но не ограничивается им. Это означает, что высокие темпы роста выручки от продаж инновационной продукции при отсутствии чистой прибыли также способствует экономическому развитию региона. В метод оценки эффективности инновационных проектов по данной программе не заложены однозначные критерии окупаемости суммы гранта.
В Постановлении правительства Нижегородской области «О порядке оказания государственной поддержки в виде грантов начинающим малым предприятиям» не обозначено понятие «грант», но определено целевое назначение грантовых средств – долевое финансирование целевых расходов по регистрации юридического лица, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности. В данном определении нет никаких требований к коммерческой составляющей проекта.
По мнению Е.А. Коврижина (см. список источников), под грантом следует понимать безвозмездное финансирование инновационных проектов, реализация которых способствует социальному и научно-техническому развитию страны, формированию доходной части федерального и региональных бюджетов в объеме, превышающем размер финансирования. Этом понятии, несмотря на условие безвозмездного финансирования поддержки, учитываются интересы государства в эффективной инвестиционной деятельности с экономической точки зрения, а не только с позиции социального или научно-технического развития. Это условие соответствует стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года в отношении «прозрачности распределения бюджетных средств и оценки достигнутых результатов».
Проанализированные определения понятия «грант» в качестве одной из целей поддержки определяют увеличение коммерциализации проектов, что также соответствуют стратегии инновационного развития РФ, а именно – «увеличению доли валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до17-20 процентов к 2020 году». Однако коммерциализация не означает увеличение объема налогооблагаемой базы, формирующей доходную часть бюджета РФ, что противоречит условиям прозрачности оценки эффективности достигнутых результатов. Это означает, что требования к высокой коммерциализации проектов недостаточно для соответствия понятия «грант» условиям стратегии инновационного развития РФ. Уточненное определение понятия «грант» устраняет этот недостаток и в полной мере соответствует современным задачам развития российской экономики.
Литература
- Бармина Е.Ю., Гаврилова О.А. Фандрайзинг как антикризисный способ привлечения ресурсов для реализации некоммерческих проектов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2013. – №1. – С. 22-28.
- Гусейнов Э.К. Инновационные механизмы социального инвестирования // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2012. – №2-1. – С. 84-88.
- Долина О.Н. Фандрайзинг как инструмент диверсификации источников финансирования некоммерческих организаций // Аудит и финансовый анализ. – 2014. – № 6. – С. 296-299.
- Коврижин Е.А. Совершенствование действующих определений понятия «грант» // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. – 2014. – №4. – С. 60-62.
- Коробова Т.С. Инфраструктурный фандрайзинг как форма привлечения социальных инвестиций в российские благотворительные организации: на пути к преодолению ценностного и профессионального лага // Лизинг. – 2014. – №10. – С. 46-52.
- Секерин В.Д., Горохова А.Е. Перспективы использования фандрайзинга для финансирования региональных и муниципальных программ развития // Вопросы региональной экономики. – 2013. – №4. – С. 56-61.
- Стрельцова Е.А. Исследовательские гранты: социологический анализ понятия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014. – №7-2. – С. 186-188.