Инновационный форсайт

Проблема повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности и усиление конкурентоспособности является ключевой задачей каждого предприятия. В настоящее время конкурентоспособность предприятия уже не может характеризоваться только владением факторов производства (труд, капитал, земля). Для получения устойчивых и отличительных конкурентных преимуществ предприятию необходимо формировать и конструировать собственную траекторию развития на основе инновационной составляющей.

Одним из эффективных и оптимальных качественных инструментов стратегического планирования является инновационный форсайт. На микроуровне форсайт позволяет определять незначительные тренды, которые впоследствии будут влиять на стратегическую конкурентоспособность изучаемой предпринимательской структуры. Форсайт позволяет определить, что наиболее эффективная стратегия развития предприятия в будущем значительно зависит от предпринимаемых действий в текущем периоде и способности предприятия внедрять инновации.

Данный метод прогнозирования необходим ни как пассивное представление прогноза будущего развития, но позволяет активно конструировать вектор развития с учетом возможных изменений долгосрочных трендов, т.е. позволяет обрисовывать возможные варианты развития событий. Кроме этого, форсайт дает возможность учитывать стратегические направления социального, технологического, политического и экономического характера, определяющие общую и частную специфику развития микросреды. Формирование форсайта как ключевого метода, применяемого в повышении конкурентоспособности предприятия, подразумевает разработку соответствующих теоретико-методологических основ его практической реализации.

Проведение форсайт-исследования на предприятии состоит из следующих взаимосвязанных этапов: исследование будущего, создание информационной базы, планирование и применение полученных результатов. Для оценки эффективности и результативности реализации форсайта необходимо провести анализ достижения первоначально заданных целевых показателей. При проведении инновационного форсайта на микроуровне в качестве целевых показателей можно рассматривать достигнутые конкурентные позиции предприятия и уровень использования инновационного потенциала.

Источник:

Климук Е.В. Применение инновационного форсайта с целью повышения конкурентоспособности предприятия // Actualscience. – 2016. – Т. 2. – № 3. – С. 88-89.