Механизм управления инвестиционным климатом и инвестиционной политикой в регионе

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. Основные её направления - меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.

Прежде всего, инвестиционная политика должна быть направлена на поддержку приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса. Государство гарантирует защиту инвестиций независимо от форм собственности, а также иностранных инвестиций. Защита инвестиций обеспечивается законодательством Украины, а также международными договорами Украины. Государственная инвестиционная политика Украины создавать благоприятные условия к которым можно отнести:

  • необходимость увеличения внутренних (собственных) средств субъектов хозяйствования в финансировании инвестиционных проектов;
  • выделение бюджетных средств, преимущественно для реализации государственных, программ (проектов), направленных на осуществление структурной перестройки экономики, по адресному принципу;
  • финансирование объектов, строительство которых начинается за счет бюджетных средств, осуществлять на конкурсной основе (проводить тендеры);
  • предоставление преимуществ в завершении начатых строений, техническому переоснащению и реконструкции действующих предприятий;
  • осуществление государственными органами контроля за целевым использованием централизованных инвестиций;
  • внедрение системы страхования инвестиций.

Обoбщeннaя oцeнкa ypoвня инвecтициoннoгo климaтa oтpaжaeт cocтoяниe дeл пo oтдeльным cocтaвляющим, xapaктepизyющим paзвитиe peгиoнaльнoй oбщecтвeннoй cиcтeмы, кaждaя из кoтopыx oцeнивaeтcя c yчeтoм cooтвeтcтвyющeгo нaбopa пoкaзaтeлeй (фaктopoв pиcкa). К ним, пpeждe вceгo, oтнocятcя: чeлoвeчecкий пoтeнциaл peгиoнa, ypoвeнь мaтepиaльнoгo блaгococтoяния нaceлeния peгиoнa, мaтepиaльнo-тexничecкий пoтeнциaл, кyльтypнo-тexничecкий и инфopмaциoнный пoтeнциaлы. В oцeнкax инвecтициoннoгo pиcкa yчитывaeтcя тaкжe ypoвeнь opгaнизoвaннocти в oбщecтвe, ypoвeнь yпpaвлeния нapoдным xoзяйcтвoм, cocтoяниe зaкoнoдaтeльcтвa (в тoм чиcлe инвecтициoннoгo) и дp.

Иcпoльзoвaниe мeтoдики peйтингизaции пoзвoляeт в peзyльтaтe cpaвнитeльнoгo aнaлизa выявлять cлaбыe и cильныe cтopoны peгиoнoв c yчeтoм oтдeльныx пoкaзaтeлeй, yчитывaeмыx в oбoбщeнныx oцeнкax. Инвecтициoннaя пpивлeкaтeльнocть peгиoнoв oцeнивaeтcя кaк c тoчки зpeния oтeчecтвeнныx, тaк и инocтpaнныx инвecтиций. Сpaвнeниe oтдeльныx peйтингoв мeждy coбoй дaeт вoзмoжнocть выявить взaимocвязи мeждy ypoвнeм инвecтициoннoгo климaтa и ypoвнeм фaктичecкoй инвecтициoннoй пpивлeкaтeльнocти oдниx и тex жe peгиoнoв. Анaлиз пoкaзывaeт, чтo мeждy этими пoкaзaтeлями cyщecтвyeт тecнaя кoppeляциoннaя зaвиcимocть, чтo дaeт вoзмoжнocть иcпoльзoвaть yкaзaннyю зaкoнoмepнocть для yпpaвлeния инвecтициoнными pиcкaми.

Инвестиционный климат определяется условиями создания для осуществления инвестиционной деятельности. На макро уровни эти условия создаются государством. Они имеют правовую и социальную характеристику.

  • Инвестиции, привлеченные на макроуровне, определяются при помощи анализа следующих показателей:
    • политическая стабильность и предсказуемость политики государства;
    • величина экономических показателей (ВВП, НД);
    • темп роста и прироста макро экономических показателей;
    • уровень инфляции;
    • процентная ставка рефинансирования центрального банка;
    • величина бюджетного дефицита государственного бюджета;
    • совершенство нормативно-правовой базы;
    • социальная стабильность и криминализация общества, в частности, экономической сферы;
    • уровень инвестиционного риска в экономике.
  • Инвестиционная привлекательность на региональном уровне определяется следующими показателями:
    • социальная и производственная инфраструктура;
    • региональные возможности по привлечению инвесторов;
    • налоговые и другие льготы в регионе.
  • Инвестиционная привлекательность на микроуровне (на уровне предприятий):
    • эффективность работы предприятий (рентабельность);
    • ликвидность (способность покрывать краткосрочные обязательства);
    • платежеспособность;
    • финансовая устойчивость (определяется соотношение собственных и заемных средств);
    • перспектива сбыта продукции;
    • эффективность акционерного капитала (величина дивидендов, а также размер чистой прибыли на одну акцию).

Таким образом, пoнятиe «инвecтициoнный климaт» oтpaжaeт cтeпeнь блaгoпpиятнocти cитyaции, cклaдывaющeйcя в тoй или инoй cтpaнe (peгиoнe, oтpacли) пo oтнoшeнию к инвecтициям, кoтopыe мoгyт быть нaпpaвлeны в cтpaнy (peгиoн, oтpacль). Оцeнкa инвecтициoннoгo климaтa ocнoвывaeтcя нa aнaлизe фaктopoв, oпpeдeляющиx инвecтициoнный климaт cпocoбcтвyющиx экoнoмичecкoмy pocтy.

Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны.

Выделяют четыре основные группы льгот:

  • Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций.
  • Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.
  • Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.
  • Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые свободным экономическим зонам, не всегда являются главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем, при таких равных условиях на первый план выступают предоставляемые зоной льготы.

Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития. Функционирование свободных экономических зон в промышленно развитых странах свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее планирование начальных стадий их развития, а с другой - гибкость управления зонами. Изменяющаяся ситуация в мировом хозяйстве (научно-техническая революция, конкуренция между международными корпорациями, изменения в курсах валют, в системе международного обмена и др.), влияет на развитие свободных экономических зон и, соответственно, требует адекватного реагирования на эти изменения.

Социально-экономические выгоды от создания зон (внешнеторговых в США, «Шеннон» в Ирландии и др.) достаточно весомы. Эти зоны создали значительное число рабочих мест, оживили международный торговый обмен, повысили внешнеторговую результативность, научно-производственный потенциал этих стран и др. Важным аспектом деятельности СЭЗ в промышленно развитых странах является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок.

Свободные экономические зоны, функционирующие в развивающихся странах, имеют ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в этих странах получили, во-первых, экспортно-производственные зоны. Как было сказано выше, целесообразность создания экспортно-производственных зон определяется рядом экономических причин и, прежде всего: потребностью развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечением в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии, современной технической информации.

Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭЗ развивающихся стран становится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Это связано с усилением международной конкуренции между зонами и, соответственно, попытками продемонстрировать ее сравнительные преимущества перед другими подобными свободными экономическими зонами.

В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. Современная научно-техническая революция на первый план выдвигает такие экономические зоны, в которых сосредоточиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработками новой и высокой технологий.

Среди развивающихся стран весьма заметное развитие и резонанс получили свободные экономические зоны Китая. Начав с небольших территорий, объединенных специальными зонами в начале 80-х годов, китайское руководство к середине 90-х годов распространило их режим на сотни квадратных километров. Помимо наиболее известных в стране и за рубежом свободных экономических зон – «Шэньчжень», «Чжухай», «Сямэнь», «Шаньтоу», имеющих многолетнюю историю, а также зоны «Хайнань», существующей с 1988 г., в стране заметное развитие получили зоны технико-экономического развития (более двух десятков) и зоны развития новой и высокой технологии - технопарки. Особая роль отводится шанхайской зоне экономического развития «Пудун». Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий, определяется не только тем, что зона «Пудун» должна стать в перспективе крупным центром промышленного производства Китая, но и призвана способствовать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского региона.

Создание специальных экономических зон (СЭЗ) стало важной составной частью проведения открытой внешнеэкономической политики, провозглашенной китайским руководством в конце 70-х годов. При выборе модели развития СЭЗ китайское руководство исходило из текущих потребностей страны и опыта функционирования таких зон в других странах. Наиболее детально изучался опыт Сингапура, Тайваня, США. В ходе подготовки организации специальных экономических зон было предложено несколько вариантов режима их функционирования и в результате был избран путь создания в их рамках структуры хозяйства, ориентированного на экспорт, всемерное привлечение иностранного капитала, а также существенное улучшение технологии производства. Специальные экономические зоны стали играть связующую (буферную) роль с другими районами страны, реализуя политику «открытых дверей».

С начала 90-х годов в портовых городах, специальных экономических зонах КНР начинают возникать свободные таможенные территории- зоны свободной (беспошлинной) торговли (ЗСТ). Зоны свободной торговли, как утверждают китайские специалисты, будут развиваться по моделям, сходным с теми, которые существуют в других странах. По свидетельству китайского руководства развитие зон свободной торговли явится одним из магистральных направлений реализации открытой внешнеэкономической политики вплоть до 2000 года.

Практика функционирования китайских свободных экономических зон и других районов со льготным инвестиционным климатом продеменстрировала несомненные успехи. К числу достижений СЭЗ как китайские, так и зарубежные специалисты относят прежде всего высокие, устойчивые темпы экономического роста, большие объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций, значительное повышение производительности труда и, наконец, существенный рост уровня жизни населения.

При многочисленных примерах успешного функционирования свободных экономических зон, имеют место и неудачные попытки их организации. Так, создание в Шри Ланке, Гватемале, Либерии, Сенегале и других странах разного рода свободных экономических зон не только не увенчалось успехом, но многие из них вообще перестали функционировать. Позднее были предприняты попытки их реанимации, в той или иной степени успешные. К основным причинам неудач в работе СЭЗ в этих странах можно отнести политические, экономические, организационные.

Политические причины связаны с общеполитической нестабильностью в стране, гражданскими волнениями, вплоть до военных действий. К экономическим причинам, прежде всего, следует отнести чрезмерно усложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательство об инвестиционном режиме в Зоне. Бюрократическая заорганизованность управления свободными экономическими зонами, наличие многочисленных малооправданных процедур для регистрации иностранного инвестора в зоне, плохая пропаганда и реклама преимуществ специальной зоны – все это также заметно отражается на ее судьбе. К сожалению, к числу стран и регионов, где свободные экономические зоны не только не дают пока заметного эффекта для народного хозяйства, но и их собственное развитие оставляет желать лучшего, относится и Украина.

Изменения, вызываемые процессами глобализации, обостряют конкуренцию между субъектами мировой экономики, которая разворачивается, прежде всего, на региональном уровне. При этом одна из важнейших проблем эффективного развития региона заключается в ограниченности инвестиционных ресурсов для реализации его стратегических целей и задач. От того, как она решается, во многом зависит эффективность производства, модернизация и обновление производственных мощностей и ряд других условий развития региона, позволяющих существенно повысить его инвестиционную привлекательность.

Обеспечить приток инвестиций в экономику региона можно двумя способами: посредством прямого – нормативно-правового регулирования инвестиционной активности, и посредством косвенного регулирования, основанного на управлении инвестиционной привлекательностью региона. Как показывает практика, в условиях современной экономики предпочтение следует отдать косвенному регулированию, поскольку оно одновременно способствует активизации инвестиционной деятельности и стимулирует социально-экономическое развитие региона.

Таким образом, возникает необходимость в эффективном управлении инвестиционной привлекательностью региона, на основе корректировки системы распределения инвестиционных ресурсов в зависимости от его социально-экономического положения, как самостоятельного хозяйствующего субъекта, определяющего благосостояние и социально-экономическое развитие Украины в целом. Однако одной из проблем украинской экономики в современных условиях является проблема привлечения инвестиционных ресурсов. В большей степени это связано с ослаблением роли государства в инвестиционной сфере. Так как именно активизация государственной инвестиционной политики является ключевым условием перехода украинской экономики к устойчивому росту, но в сложившихся экономических условиях государство пока неспособно в полной мере решить данную проблему. В связи с этим актуальным является процесс активизации инвестиционной политики регионов Украины.

Комплексное исследование проблем, связанных с поиском путей активизации инвестиционной деятельности на региональном уровне позволило выявить основные факторы, влияющие на привлечение инвестиционных ресурсов в регион, а также предложить конкретные рекомендации по повышению эффективности региональной инвестиционной политики.

Принимая во внимание достаточно значительные различия в исходных экономических условиях и направлениях развития различных регионов Украины, целесообразно использовать аналитический метод познания конкретных условий деятельности инвесторов на территории региона в зависимости от стратегии социально-экономического развития и геополитического положения региона.

Именно активизация региональной инвестиционной политики на современном этапе является ключевым условием перехода украинской экономики к устойчивому росту. При этом решающим фактором в разрешении проблемы экономического роста в регионах является стимулирование их инвестиционной деятельности.

Одной из институциональных основ задающих вектор инвестиционных процессов в регионе является законодательство, регулирующее вопросы, связанные с осуществлением и регулированием инвестиционной деятельности данной административно-территориальной единицы. Поэтому представляется рациональным изучение взаимосвязей между показателями, характеризующими инвестиционную активность, уровнем социально-экономического развития региона и состоянием правового поля инвестиционной деятельности регионов Украины.

В ходе исследования было определено, что основным нормативным актом, регулирующим инвестиционные правоотношения на региональном уровне, возникающие при участии региональных органов государственной власти, является закон о региональной инвестиционной деятельности. Данный закон регулирует инвестиционный процесс на определенной территории, устанавливает дополнительные гарантии для инвесторов, внедряющих инвестиционные проекты, а также преследует цель снижения рисков инвестирования в экономику региона.

В связи с необходимостью формирования активной инвестиционной политики предложен ряд подходов позволяющих сбалансировать принимаемые решения относительно выбора направлений и форм государственной поддержки инвесторов как в плане согласования интересов различных социальных групп, так и в плане баланса доходов и расходов региональных бюджетов.

В рамках проведенного исследования выделим формы участия региональных администраций в реализации инвестиционных проектов на территории региона:

  • финансирование за счет средств, полученных от выпуска муниципальных облигаций;
  • льготы по различным видам налогов (в пределах компетенции региональных администраций);
  • финансирование за счет бюджетных средств региона;
  • предоставление бюджетных средств на возвратной и платной основе;
  • предоставление имущественных гарантий.

Проведенное исследование позволило разработать научно-обоснованные методические предложения по повышению эффективности формирования и реализации инвестиционной политики регионов на основе совершенствования принципов, способов, инструментов и технологий анализа, оценки и моделирования инвестиционной деятельности в экономических системах. В связи с этим определились приоритетные направлениями инвестиционной политики:

  • развитие и углубление регионального инвестиционного законодательства;
  • развитие системы гарантий и поручительств по обеспечению возвратности заемных средств, включая разработку системы страхования инвестиционных рисков;
  • активизация использования лизинговых форм в инвестиционном процессе путем развития нормативно-методологического обеспечения;
  • создание механизма, стимулирующего финансирование инвестиционных проектов с использованием собственных средств предприятий (амортизационный фонд и прибыль);
  • методологическая поддержка разработки инвестиционных проектов инвесторами, а также отбор и продвижение инвестиционных проектов на основе анализа их комплексной бюджетной эффективности для региона;
  • создание схем привлечения и использования финансовых ресурсов; стимулирование участников инвестиционного проекта к расширению использования принципов проектного финансирования.

Выполнение перечисленных выше мероприятий позволит, во-первых, повысить инвестиционную привлекательность, что обеспечит приток инвестиций в экономику региона, во-вторых, обусловит устойчивые позиции региона на внутреннем и внешнем рынках, в-третьих, будет способствовать развитию региона во всех направлениях деятельности.