Управленческий учет инвестиций

Актуальность управленческого учета инвестиций

Система управленческого учета в современных условиях рассматривается как совокупность процессов, оказывающих целенаправленное воздействие на финансово-хозяйственную деятельность такого объекта управления, каким является хозяйствующий субъект. Выделяемое в российской теории отличие управленческого учета от финансового основано на том, что управленческий учет является информационным обеспечением управленческих систем. Однако при переходе к рыночным условиям, к принципиально иным формам распределения прибыли и финансовой ответственности за поддержание конкурентной способности выпускаемой продукции все виды деятельности включены в единый процесс производственно-хозяйственной деятельности организаций.

Это свидетельствует о том, что управленческим учетом должны быть охвачены все виды деятельности современного хозяйствующего субъекта как входящие в его управленческую систему. В первую очередь, в управленческую систему следует включить инвестиционную деятельность и осуществляемые капитальные вложения. Данное предложение неразрывно связано с выделением таких принципиально различных понятий, как инвестиции и капитальные вложения.

Сущность инвестиций и капитальных вложений

Дефиниция «инвестиции» не существовала в экономике нашей страны много лет. Вызвано это действующей в административно-хозяйственной системе методикой распределения прибыли через государственный бюджет, в котором определенная часть прибыли страны направлялась на осуществление капитальных вложений и наделение оборотными средствами организаций. Целевой характер такого выделения средств подкреплялся изолированным учетом капитальных вложений на отдельном балансе (отдельном его разделе), содержанием выделенных денежных средств на специальном счете в специальном банке и наделением оборотными денежными средствами вновь создаваемых предприятий в размере их норматива. Вполне понятно, что в таких условиях функции инвестирования, то есть выделения свободных средств в качестве уставного фонда (первичного капитала) осуществляло государство. Его же интересовали и вопросы рационального вложения выделенных средств, сроки осуществления капитальных вложений, степень развития отраслей и подотраслей народного хозяйства.

Кардинальное изменение экономических отношений привело к объединению в хозяйственном процессе всех видов деятельности – текущей, финансовой и инвестиционной, повышению ответственности собственника за результаты своего бизнеса, гармоничного поступательного развития которого практически невозможно добиться без экономически обоснованного управления временно свободными средствами – собственными инвестициями, процессом изыскания источников средств для осуществления собственных капитальных вложений и их направления в программы, выполнение которых приведет к росту прибыли, при котором расчеты с кредиторами по процентам за использованный кредит не снизят уровень дивидендов инвесторов, вложивших свои свободные средства в деятельность конкретного хозяйствующего субъекта. Выделение государственных целевых средств на осуществление капитальных вложений, как и в оборотные средства, практически прекратилось. Данное утверждение в полной мере может быть отнесено к деятельности средних и малых организаций, то есть поиски инвесторов стали прерогативой самих хозяйствующих субъектов.

К сожалению, не только в практической деятельности, но и в нормативно-специальной литературе произошел сдвиг понятий. Термин «инвестиции» все в большей степени стал применяться к любым источникам капитальных вложений. Например, даже в самом названии федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» соединены как единые понятия инвестиции в деятельность других организаций и капитальные вложения – вложения в собственную деятельность различных источников. В их состав могут входить собственные и заемные средства, целевое и бюджетное финансирование, безвозмездно переданные средства. В конечном итоге данные источники, кроме собственных и целевых, являются временными, которые по истечении определенного времени возвращаются собственникам в соответствии с условиями договоров и формой бюджетного финансирования.

Практика учетного обобщения информации об инвестициях для принятия управленческих решений

В настоящее время не раскрыта методика определения размера инвестиций на уровне государственного обобщения. Статистические данные об их составе делают реальными опасения, что при их определении происходит повторный счет. Данные опасения вытекают из того, что финансовые вложения в деятельность других организаций (истинные инвестиции) превращаются в собственный капитал организаций, поглотивших данные инвестиции. Последние направляют их на формирование долгосрочных (внеоборотных) и текущих (оборотных) активов.

Из сказанного вытекает, что существующее в настоящее время вольное использование понятия «инвестиций» не так безобидно, как кажется на первый взгляд, из чего можно сделать вывод о необходимости разграничения понятий «инвестиции» и «капитальные вложения». Разграничение этих понятий должно сопровождаться созданием методик управленческого учета и анализа инвестиций. Одной постановки вопроса о создании методики, необходимой для управления инвестиционным процессом, явно недостаточно. В круг решаемых задач необходимо включить и сбор информации, и она должна стать основой при выполнении целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах», в которой отмечено, что «повышается актуальность использования бухгалтерской отчетности организаций для формирования качественной информационной основы при проведении статистических наблюдений … и достоверности разрабатываемой официальной статистической информации».

Решение данного вопроса должно основываться на выборе метода определения размера инвестиций: по данным осуществленных финансовых вложений или по данным использованных источников.

Определение инвестиций по данным финансовых вложений, на первый взгляд, кажется более обоснованным, поскольку именно здесь можно с точностью сказать, какие из финансовых вложений оцениваются как инвестиции. Например, в качестве инвестиций расцениваются: приобретение акций других организаций, участие в формировании чужих уставных капиталов и участие в инвестиционных программах в качестве соинвесторов. Однако этим далеко не полностью охватываются все инвестиционные процессы, все средства, вложенные в формирование не собственных хозяйствующих субъектов. Часть акционеров, учредителей и соинвесторов могут быть физическими лицами. По данным о финансовых вложениях юридических лиц степень участия населения в формировании инвестиций проследить невозможно.

Немногим лучше и совместное использование информации о финансовых вложениях в инвестиционный процесс и участии в нем средств населения. Для такого подхода нужна не только выборка из финансовых вложений организации, но и выборка из уставных капиталов и аналогичных показателей организаций разной формы собственности. Такая же задача будет стоять и в организациях, основным видом деятельности которых является инвестиционная деятельность. Сложность появится при наличии других видов деятельности, обусловленных учредительными документами. Поэтому все виды инвестиций удобнее посчитать по данным собственного капитала юридических лиц. Для этого следует взять весь размер уставного капитала и сумму целевого финансирования, состоящую из бюджетного финансирования и взносов соинвесторов. Для инвестиционных компаний рационально законодательно закрепить учет инвестиционной деятельности на отдельном балансе, если имеются другие виды деятельности, вне зависимости от их масштабов.

Нерешенным остается вопрос, как расценивать участие других частей собственного капитала и заемных средств в развитии ресурсного потенциала хозяйствующего субъекта? Воспользоваться информацией, имеющейся в балансе организации, практически невозможно.

Произведенное реформирование отчетных показателей в связи с требованиями МСФО привело к нарушению экономической взаимосвязи разделов актива баланса с соответствующими разделами пассива. Наиболее значимыми из них являются указания о необходимости переноса долгосрочных кредитов, выдаваемых для выполнения долгосрочных программ по осуществлению капитальных вложений, в разряд краткосрочных в последний год их погашения. Вряд ли чисто формальный подход к определению экономического значения выданного кредита способствует правильному чтению баланса, определению оборотной части собственного капитала, степени его участия в формировании оборотных средств.

Уже давно при составлении баланса для аналитических целей к собственному капиталу прибавляются доходы будущих периодов, информация о которых находится в пятом разделе. Как показывает практика, сумма этих доходов не бывает значительной. Более значимой становится кредиторская задолженность, образованная за счет несвоевременной оплаты счетов поставщиков оборудования, требующего или не требующего монтажа, а также подрядчиков по выполненным и переданным заказчику строительно-монтажным и монтажным работам. Данная задолженность является именно источником формирования долгосрочных вложений.

Следует обратить внимание и на актив баланса. В состав текущих активов все в большей степени стали включаться оборотные средства, относящиеся к капитальным вложениям. Это строительные материалы и строительные материалы, переданные в переработку. Оставив в стороне правомерность названия соответствующих субсчетов с точки зрения русского языка, остановимся на экономическом значении отражаемых на них хозяйственных операций.

При переходе к рыночным отношениям собственники все в большей степени заинтересованы в производстве любых работ, включая капитальные, при наименьших затратах. В себестоимости рассматриваемых затрат наибольший удельный вес занимают строительные материалы, из чего можно сделать вывод о том, что и экономию в большей степени можно достигнуть в процессе приобретения этого элемента себестоимости. Сегодня заказчик пользуется положением ГКРФ, согласно которому функция заготовления строительных материалов по договору подряда может осуществляться как подрядчиками, так и заказчиками, что закрепляет в договорах свое право на приобретение материалов. Выполнение данных условий договора приводит к увеличению текущих активов заказчиков на сумму приобретенных ими строительных материалов до момента сдачи строительной продукции подрядчиком и списанию материалов, вместе со стоимостью выполненных строительно-монтажных работ без стоимости материалов, в состав незавершенного строительства.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что выбранный формальный подход к группировке показателей баланса вызывает неожиданно значимые искажения информации, содержащейся в отчетности. Исправить данное положение можно путем реформирования отчетности, расширив количество аналитических показателей, дающих возможность учесть все нюансы при построении баланса для целей анализа, или получать соответствующую информацию в управленческом учете. Последнее, с нашей точки зрения, более рационально.

Перевод учета и отчетности об уровне и направлении инвестиций и капитальных вложений в разряд управленческих вызван вопросами, связанными с коммерческой тайной конкретного хозяйствующего субъекта. Важность данного решения подтверждается выходом в свет Федерального закона «О коммерческой тайне», часть положений которого касается бухгалтерского учета. Следует отметить, что в статье 5 данного Закона предусмотрена возможность определения списка засекреченных данных о деятельности организации за исключением, как правило, незначительных данных, характер информации по которым в принципе не может быть использован для раскрытия ее коммерческой тайны.

Выводы

Таким образом, почти все показатели деятельности коммерческих организаций являются коммерческой тайной. Исключение составляют данные, подлежащие обязательному раскрытию согласно другим федеральным законам. К ним относится закон «О бухгалтерском учете» в части обеспечения публичности бухгалтерской отчетности. В ней предусмотрена публикация годовой бухгалтерской отчетности ОАО, банков, кредитных организаций, бирж, инвестиционных и других фондов, созданных за счет частных, общественных и государственных взносов. Таким образом, возникает ситуация, при которой для различных собственников одна и та же отчетная информация является коммерческой тайной или не является таковой.

Поскольку расширение бухгалтерской отчетности может привести к включению в публичную отчетность данных, составляющих коммерческую тайну организации, вполне обоснованным становится предложение об организации соответствующего управленческого учета и формировании управленческой отчетности. Данная отчетность будет употребляться самим хозяйствующим субъектом и послужит основанием для создания достоверной статистической информационной системы об инвестициях и капитальных вложениях, пользуясь которой можно будет осуществлять государственный контроль над отраслевой переориентацией экономики страны.

Список использованных источников

  1. Жданкина Н.А. Методологические особенности учёта и налогообложения прибыли, направленной на финансирование инвестиций в форме капитальных вложений // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2012. – Т. 33. – № 1-1. – С. 169-171.
  2. Малыхина Т.Н. Учет инвестиций в основные средства хозяйствующих субъектов // Вестник Новосибирского государственного аграрного университета. – 2012. – Т. 4. – № 25. – С. 101-107.
  3. Рощина Т.И. Управленческий учет инвестиций в период становления рыночных отношений // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. – 2007. – № 2. – С. 18-21.
  4. Сорокин М.А. Бухгалтерский управленческий учет инвестиций в форме капитальных вложений // Проблемы учета и финансов. – 2011. – № 2. – С. 18-21.
  5. Юдина Г.А., Черных М.Н. Бухгалтерский учет финансирования инвестиций // Аудит и финансовый анализ. – 2010. – № 2. – С. 114-119.