Австрийская школа как направление в экономической теории

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Австрийская школа – направление в экономической теории, которое основой ценообразования считает концепцию «предельной полезности», но игнорирует теорию трудовых затрат. Возникла в 80-х годах XIX в. в Австрии. К началу XX в. известнейшими представителями австрийской школы были Г. Госсен, К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк и др. В XX в. она была представлена, прежде всего, именами Л. Мизеса, Ф. Хайека, Г. Хаберлена,. Значительную роль в развитии австрийской школы сыграли английские экономисты В. Джевонс, А. Маршалл, швейцарский экономист Л Вальрас и др.

Методологическая основа австрийской школы – абстрактно-дедуктивный метод исследования в политической экономии, предусматривающий абстрагирование от усложняющих обстоятельств. Так, рассматривая движущие силы общества, представители этой школы считали, что человек в своей деятельности руководствуется только мотивом эгоизма, а все остальные мотивы игнорируются.

Целью австрийской школы, как отмечал М. Туган-Барановский, было установление общих типов хозяйственных явлений и открытие точных экономических законов, характеризующих хозяйственный процесс в идеальном виде.

Австрийская школа отрицала общественно необходимые затраты – объективную основу ценообразования – и считала такой основой субъективную полезность «последнего, или предельного, экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную или предельную, потребность в определенном продукте. Ценность блага зависит от соотношения запаса этого блага и потребностей в нем, с ростом запаса при определенной величине потребности предельная полезность и ценность блага снижаются, а с уменьшением запаса – растут. Таким образом, ценность блага зависит от степени насыщенности потребности в нем, от интенсивности потребностей.

По мнению Менгера, стоимость товаров формируется в процессе взаимосвязи потребностей человека и экономических благ, которые способны их удовлетворить. Он первым разработал теорию предельной полезности, пытаясь раскрыть зависимость полезности от редкости предметов потребления. Человеческие потребности (как исходный пункт исследования) рассматривал как разновидность неудовлетворенных желаний или неприятных ощущений, которые нарушают физиологическое равновесие человека. Менгер первым сформулировал принцип убывающей полезности. Ценность товара, по его мнению, вне сознания человека не существует, не зависит от совокупной полезности, а является субъективной, зависит от предельной полезности, рождается с использованием товара в потреблении. По мнению Визера, затраты на изготовление товаров являются своеобразной полезностью, а ценность товаров определяется ценностью издержек производства. Ценность последних определяется предельной полезностью предельного потребительского блага. Следуя концепции трех факторов производства (все три фактора он назвал производственными благами), Визер утверждал, что труд, как и другие факторы, заложенные в ценность (стоимость) товаров не определяет стоимости и не является ее создателем. Поскольку существует постоянное противоречие между потребностями людей и ограниченными запасами предметов для их удовлетворения, то отсюда следует частная собственность, умение людей ценить предметы и стремление владеть ими. Обмениваться должны лишь полезности, которые есть в ограниченном количестве, что превращает их в ценности. Самый известный представитель австрийской школы Бем-Баверк утверждал, что для создания ценностей необходимо, чтобы с полезностью блага сочеталась его относительная редкость (по сравнению с размерами существующей потребности). Он считал, что понятие "ценность" выражает связь между общественным явлением цены и психологической оценкой со стороны отдельного индивида. Одновременно он различает и объективную ценность, которая формируется в процессе стихийного колебания спроса и предложения, в частности вследствие выравнивания субъективных оценок в процессе свободной конкуренции и возникновения средней ценности. Каждому фактору производства, по мнению Бем-Баверка, должна вменяться определенная доля потребительских благ с учетом предельной полезности производственных благ. Однако заработная плата должна быть меньше по сравнению с созданной рабочим ценностью. Это обусловлено тем, что он может купить сразу необходимые материальные блага, а ценность нынешних благ выше ценности будущих, которые должны быть созданы в процессе труда.

Положительным аспектом в австрийской школе является, во-первых, попытка определить ценность товара или услуги степенью полезного эффекта. Во-вторых, заявлена необходимость учета редкости блага при определении его стоимости. Эту идею представители австрийской школы позаимствовали у Д. Рикардо о редкости как факторе определения стоимости товара наряду с фактором количества труда, затраченного на его изготовление. В-третьих, Бем-Баверком выделены абстрактная полезность (возможная общая полезность определенных благ, независящая от величины их запаса) и конкретная полезность (реальная полезность конкретного блага, которая с насыщением потребности в нем для каждой последующей единицы запаса будет меньше предыдущей). В-четвертых, выяснено влияние на цену товаров колебаний спроса и предложения с насыщением соответствующей потребности в каждом благе. В-пятых, Визером и Джевонсом обосновано понятие «предельная полезность», ее величины, а шире – введение в экономическую теорию основ предельного (маргинального) анализа. В-шестых, определено влияние субъективной оценки индивидов на ценообразование. Вместе с тем представители австрийской школы не могли объяснить, почему многие из полезных веществ (вода, воздух) не имеют цены, почему средние цены товаров значительно различаются между собой, каким образом ценность созданного продукта обусловлена отдельным фактором производства, как сопоставить полезность и затраты общественно необходимого труда, или результаты с затратами. Спорным был тезис о полной зависимости ценности блага от субъективной полезности, а так же попытки объяснить процесс ценообразования лишь субъективно-психологической оценкой товаров и услуг отдельными индивидами. Это обусловлено тем, что такие субъективные оценки многих лиц очень разные и часто несопоставимые между собой. Хотя полезность вещей является основой стоимости, но степень полезности не может быть мерой стоимости.

Недостатком австрийской школы, в частности школы Менгера, является то, что механизм уравнивания предельной полезности действует при условии уже имеющейся цены и дохода потребителя. А это означает сомнительность тезиса об определении цены предельной полезностью благ на основе субъективных оценок, которые, в свою очередь, зависят от цен. Американский экономист М. Кларк справедливо критиковал эту теорию за тавтологичность. Кроме того, при измерении многих субъективных оценок отсутствует объективная единица их измерения. Поэтому Бем-Баверк считал, что ценность запаса равна сумме абсолютных полезностей, а Визер утверждал, что такая ценность определяется умножением предельной полезности на количество экземпляров определенного запаса. Австрийскую школу критикуют за оторванность теории от практики ценообразования. Немало оппонентов имеет и определение представителями австрийской школы предмета политической экономии (как науки, изучающей сознание хозяйствующего субъекта, являющейся прикладной психологией) и сведение экономических отношений только к рыночным связям, к отношениям обмена, отождествлению труда со средствами производства, с материальной вещью (а не процесса, происходящего между человеком и природой). Объяснение причин возникновения частной собственности представителями австрийской школы недостаточно согласуется с практикой исторической действительности и может быть признано лишь одним из факторов. Слишком уязвим тезис австрийской школы о приоритете потребления над производством, в соответствии с теорией распределения. Представители современной австрийской школы анализируют рыночные процессы и относительные цены. Хайек, в частности, использовал теорию долгосрочного равновесия Бем-Баверка для объяснения цикла, в котором производство изменяется прямо пропорционально относительно реальной заработной платы и обратно пропорционально относительно ставки процента и в результате этого сокращается во время подъема и растет вовремя спада.

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна