Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Вклад Дж. Бьюкенена в развитие экономической мысли
Бьюкенен (Buchanan) Джеймс – (1919) – американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1986 г. «За исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений».
Бьюкенен родился в штате Теннесси) в семье фермера. Окончил педагогический колледж в Среднем Теннеси, а в 1941 – экономический факультет университета Теннесси со степенью магистра. В этом же году был призван на военную службу. Во время Второй мировой войны Бьюкенен служил в штабе флота в Перл-Харборе и на Гуаме. После войны продолжил учебу в Чикагском университете, где посещал лекции профессора экономики Ф.X. Найта. Впоследствии Бьюкенен писал, что, приехав в Чикаго, социалистом либерального содержания, через шесть недель после начала посещения курса Найта по теории цен, "превратился в ревностного адвоката рыночной экономики".
Значительное влияние на формирование взглядов и интересов Бьюкенена произвел шведский экономист К. Виксель, диссертацию которого по проблемам налогообложения (1896) Бьюкенен перевел на английский язык. К. Виксель рассматривал политику как процесс сложного, взаимовыгодного обмена между гражданами и структурами, которые они создают для организации общества. Он также утверждал, что реформа экономической политики требует изменения правил, в рамках которых действуют политические лидеры. Концепции Найта и Викселя привели к разработке Бьюкененом теорий общественного выбора и конституционной экономики. В 1948, став доктором экономики, Бьюкенен работал в университете Теннесси, а в 1951-55 – в университете Флориды. В 1955-56 учебном году, получив стипендию Фулбрайта, он едет в Рим и Перудже, где изучает классические труды итальянских экономистов в области теории общественных финансов и развивает свои идеи о взаимоотношениях между политическими структурами и экономической политикой. Вернувшись после стажировки в США, Бьюкенен получает должность профессора и декана экономического факультета в Вирджинском университете (г. Шарлоnсвилль). В 1957 вместе с профессором экономики Дж. Наттер создал Центр исследований в области политической экономии им. Томаса Джефферсона – «сообщество ученых, которые мечтали сохранить социальный строй, основанный на индивидуальной свободе, а также предотвратить рост технической специализации в экономике». С 1957 по 1969 Бьюкенен исполнял обязанности директора этого Центра. В 1963 вместе с Г. Таллоком, стажером Центра, он создал Комитет по принятию нерыночных решений, который стал предшественником Центра изучения общественного выбора.
За свою более чем 40-летнюю научную деятельность Бьюкенен получил международное признание как ученый, сфера исследований которого – теория общественного выбора и применение экономических методов к отраслям, которые традиционно относились к политологии. Главные категории Бьюкенена – индивиды, частные лица, способные принимать такие рациональные решения, которые являются выгодными для общества в целом. Теория общественного выбора Бьюкенена призвана предсказать, как поведение индивидов в определенной политической роли (как избирателей или налогоплательщиков, политиков или членов политических партий, чиновников или судей) влияет на состояние политического сообщества в целом. Экономическая теория Бьюкенена пытается совместить поведение индивидов в их экономической роли покупателей или чиновников, инвесторов или производителей с результатами, которые проявляются на уровне экономики в целом.
Изучая политику как сложный взаимовыгодный обмен, Бьюкенен выделяет два концептуально различные уровни общественного выбора – начальный конституционный уровень (до принятия конституции) и постконституционный уровень. Исследования первого предусматривают разработку экономической теории конституции, второго – разработку экономической теории политических институтов. Разница между этими уровнями выбора может быть выявлена как аналогия выбора, который люди делают во время игры, то есть сначала выбираются правила, а затем происходит определение стратегии игры в рамках этих правил. В общем виде конституция может быть представлена как набор правил для ведения политической игры, а ежедневные политические действия – результат игры в рамках конституционных правил. В своих работах Бьюкенен показал, что использование этой аналогии помогает понять многие сложные процессы. Подобно тому, как правила игры формируют вероятный результат, конституционные правила формируют результаты политики или затрудняют их достижение. Таким образом, улучшение результатов политики или результатов процесса принятия законодательных или управленческих решений, по мнению Бьюкенена, требует изменений или реформы конституции. В основу поиска лучших правил любой игры положен анализ того, в каком вероятном направлении будет происходить игра по разным правилам. Разница между конституционным и постконституцонным выбором впервые изложена Бьюкененом в совместном с Г. Таллоком труде «Исчисление согласия» («The Calculus of Concert», 1962). В нем нашли свое развитие взгляды К. Викселя на политику как процесс сложного взаимовыгодного обмена. Здесь ставится вопрос о том, каким образом могут быть организован этот обмен, чтобы все участники смогли рассчитывать на получение чистого позитивного результата на уровне конституционного выбора. Особый интерес при этом составляет поиск политических правил и процедур, которые должны управлять выбором коллективной или правительственной политики. Этот вопрос ученые анализируют с позиций отдельных индивидов, стоящих перед выбором альтернативных правил принятия решений и процедур, учитывая, что позже эти индивиды вынуждены принимать решения в рамках этих правил и процедур. Особое внимание при этом уделялось исследованию различных правил принятия решений и процедур, в частности правило квалифицированного большинства, правило простого большинства, правило взаимных услуг, база репрезентативности, двухпалатные и однопалатные законодательные органы. Применение этих правил Бьюкенен исследовал в работах «Общественные финансы и демократический процесс» (1967), «Спрос и предложение общественных товаров» (1968).
Проблемам государства и его роли в обществе Бьюкенен посвящает труд "Пределы свободы между анархией и Левиафаном" (1975). В нем он разграничивает государство-защитника и государство-производителя. Конституционный договор (или набор правил и процедур, в рамках которых существует политическая организация), по мнению Бьюкенена, предопределяет законодательное установление государства-защитника. Эта структура определяет права собственности и контроля индивидов за ресурсами, стимулирует частные контракты и ограничивает власть государства. Возникновение государства-защитника – это переход от анархии к политической организации. В экономической сфере торговля и обмен произведенными частным образом товарами и услугами могут способствовать взаимной выгоде участников этого процесса. Что касается государства-производителя, то в идеале оно стимулирует постконституционный контракт между гражданами по их спросу на товары и услуги, потребляемые совместно. Однако поведение индивидов и их деятельность в политической структуре общества как политиков, руководителей или бюрократов способствует усилению роли государства в постконституционной стадии. Это приводит к угрозе Левиафана, то есть угрозе автократического государства. Выход из этого Бьюкенен видит в том, чтобы использовать современные теории политики, управления и бюрократии для формирования институтов и правил, которые бы ограничивали определенное политическое поведение.
В следующих работах «Демократия в дефиците» (1977), «Власть облагать налогом» (1980) Бьюкенен анализирует и развивает проблему необходимости конституционной реформы, которая бы ограничивала полномочия правительства при проведении экономической политики. В частности, конституционные ограничения на полномочия правительства в области налогообложения Бьюкенен обосновывает, исходя из модели постконституционной политики, в которой правительство рассматривается как орган, имеющий целью максимизацию прибыли.
Помимо Нобелевской премии, Бьюкенен отмечен почетной премией в области политической экономии Ф.Э. Сейдмана университета Теннесси (1984). Он почетный доктор Цюрихского (Швейцария) и Гессенского (Германия) университетов, почетный член Американской экономической ассоциации и член Американской академии наук и искусств.