Денежная школа – направление в английской политической экономии

Денежная школа – это направление в английской политической экономии XIX века, согласно которому жесткая регламентация банкнотной эмиссии позволяет регулировать покупательную способность денег и предотвращает экономические кризисы. Яркие представители денежной школы – Г. Норман, Х. Клей, С. Оверстон (банкир Ллойд) и др. – в целом выражали интересы банковского капитала. В своих воззрениях они исходили из предпосылок количественной денежной теории, согласно которой понижение стоимости денег (а следовательно, с повышение цен) обесценивает их, в результате чего становится невыгодным покупать товары на внутреннем рынке, поэтому деньги будут вывозить для закупки товаров за рубежом, поэтому их количество в стране уменьшится, а стоимость возрастет. С повышением стоимости денег и снижением цен происходит обратный процесс. Итак, вывоз золота – следствие его обесценивания, а ввоз – результат подорожания.

Денежная школа приняла выводы количественной теории за основной принцип обеспечения устойчивости банкнотного обращения. Поскольку вывоз золота является следствием его обесценения, обусловленного увеличением количества денег в обращении, то каждому сокращению золотых запасов центрального банка должны соответствовать изъятия из обращения такого же количества банкнот, а ввоз золота должен сопровождаться соответствующим выпуском банкнот в обращение. Поэтому банкнотная эмиссия, превышающая уровень, ниже которого денежное обращение не может снизиться, должна полностью обеспечиваться золотыми запасами центрального банка. Таким регулированием банкнотной эмиссии центральный банк, по мнению представителей денежной школы, может влиять на общее количество золотых денег и банкнот, а следовательно, и на уровень товарных цен.

Согласно воззрениям представителей денежной школы, золото, ввозимое в страну, должно поступать в обращение, увеличивать денежную массу и способствовать повышению товарных цен. Сторонники этой теории сводили причины циклических колебаний в развитии экономики к колебаниям количества денег в обращении. В связи с этим они считали, что экономических кризисов можно избежать, выпуская банкноты на сумму, равную золотому запасу эмиссионного банка. Сторонники денежной школы были убеждены, что рост товарных цен и обесценение денег можно предотвратить, уменьшая металлический резерв эмиссионного банка.

Реализация основных идей денежной школы была положена в основу акта Пиля (1844), принятого парламентом, который регламентировал основы банкнотной эмиссии и ограничивал ее жесткими нормами металлического обеспечения. Выпуск банкнот автоматически регулировался размерами золотого запаса Банка Англии: эмиссия банкнот, обеспеченных государственными ценными бумагами, могла проводиться в пределах 14 млн. фунтов стерлингов, любая другая эмиссия на более высокую определенную сумму должна быть обеспечена золотом. Банк Англии был разделен на два департамента – эмиссионный и банковский. Банкноты, которые выпускал эмиссионный департамент, передавались банковскому департаменту, который использовал их для учета векселей и предоставления займов. Эмиссионный департамент разменивал банкноты на золото по их предъявлению. Акт предусматривал сосредоточение все большей доли банкнотной эмиссии в Банке Англии и тем самым ограничивал эмиссионные права других банков. Все это привело к денежному голоду, недостатку денег в обращении, кризисам перепроизводства и истощению резервов банкнот в банковском департаменте. Действие этого акта приостанавливали трижды ( в 1847, 1857 и 1866 гг.).

Несмотря на определенную уязвимость, практическая реализация идей денежной школы в виде акта Пиля заложила основу английской системы банкнотной эмиссии. Как и французская, немецкая и американская, она была примером прогрессивного для своего времени законодательного регулирования денежного обращения в пределах государства.

Взгляды денежной школы критиковали представители банковской школы. Выступая против законодательных ограничений выпуска банкнот, они исходили из того, что банкноты выпускают посредством кредитования в соответствии с потребностями обращения в деньгах, которые регулярно возвращаются в эмиссионные банки через возврат займов и потому их количество не может превышать потребностей обращения в деньгах. Итак, если банкноты выпускаются через учет векселей, то их количество должно полностью регулироваться потребностями товарного обращения. Отсюда вывод, что для обеспечения устойчивого банкнотного обращения достаточно лишь вексельного обеспечения. При этом абсолютизировалась зависимость цен денег от денег. Известный "12-й принцип" Тука заключался в том, что цены товаров не зависят от количества денег, а наоборот, сумма средств обращения является следствием цен. Деньги в этой схеме играют пассивную роль и не участвуют в формировании цен, что, в свою очередь, искажает роль денег в экономике. Денежная школа переоценивала значение кредитного характера банкнотной эмиссии и недооценивала роль размена банкнот на золото.

Идеи денежной школы на современном этапе развивают представители монетаризма. Они разделяют мнение сторонников денежной школы, что резервно-депозитное и денежно-депозитное соотношения достаточно устойчивы и предсказуемы. Поэтому с помощью контроля за денежной базой (деньги в обращении плюс резервы) можно контролировать весь объем предложения денег. Современные монетаристы критически относятся к политике центрального банка, как в свое время и сторонники денежной школы. Они также утверждают, что непредвиденные лаги между различными компонентами денежной массы, доходами и ценами подрывают политику "точной настройки", следовательно, дискреционная денежная политика в лучшем случае трудно осуществима, а в худшем – приводит к дестабилизации, поэтому ее следует заменить правилом устойчивого роста денежной массы.