Древнеримская экономическая мысль

Древнеримская экономическая мысль представляет собой экономические представления мыслителей античного Рима. По сравнению с древнегреческими учеными римляне в общетеоретическом плане оставили значительно меньшее наследство, их мало интересовали вопросы обмена, торговли, денег, ценности, капитала, процента и т.п. Такое положение вещей имело место в силу того, что Древний Рим на протяжении своей истории (от патриархальных времен завоевания Греции во II-I вв. до н.э. и до окончательного краха Римской империи в 476 г. н. э.) был сельскохозяйственной страной, которая, несмотря на значительный объем торгового оборота, не смогла выйти за пределы замкнутого хозяйства. Из-за недостаточного развития промышленность обслуживала преимущественно потребности сельского хозяйства. Римское государство почти ничего не производило для мирового оборота, его торговля имела пассивный характер, а деньги выполняли преимущественно функцию номинальной расчетной единицы. Огромные капиталы римских земельных и денежных магнатов направлялись на новые завоевания и беспощадную эксплуатацию провинций через откуп, ростовщичество и т.д. Сохранился значительный объем натурального обмена. Все шире использовался труд рабов. Это тормозило процесс общественного разделения труда. Промышленность и торговля отделились от сельского хозяйства практически только в начале III в. н.э., но, по сути, без смены собственника – римской плутократической олигархии. Единственным продуктивным использованием этих капиталов было сельское хозяйство плантаторськой модели, сосредоточенное в огромных латифундиях и до конца I в. н.э. базировавшееся исключительно на использовании рабского труда. Именно эта отрасль хозяйства, которая во II в. до н.э. – II в. н.э. достигла высокой степени развития и совершенства. Вместе с тем именно в этой сфере все отчетливее проявлялись признаки кризиса, вызванного непомерным ростом латифундий, недостаточной для их нужд производительностью рабского труда, разорением мелких землевладельцев, упадком земледелия и т.д. Эти факты и объясняют то, что именно сельское хозяйство стало предметом особого внимания древнеримских мыслителей.

Достопримечательностями аграрно-экономической мысли (а вместе с ней с римского права, являющегося культурным достоянием всех цивилизованных народов, отличительной чертой которого было четкое разграничение частно-правовых и публичных отношений и гарантия неприкосновенности личных прав граждан) стали модели аграрного и социального законодательства. Развитие этих отраслей законодательства (со времен вступления римлян на путь завоеваний и преобразования завоеванных территорий в собственность римского народа) объясняется попыткой урегулировать земельные отношения, обеспечить более равномерное распределение земельной собственности, предоставить ее плебеям, защитить интересы землевладельцев и ограничить возможности захвата земель римскими магнатами. На это были направлены реформы и законы Спурия Кассия, Манлія Капитолийского в V в. до н. э., Гая Лициния Столона и Люция Секстия, а также Петелия (в частности, закон Петелия отменил продажу должников-итальянцев в рабство) в IV в. до н. э., братьев Тиберия и Гая Гракхов и Апулея Сатурнина во II в. до н. э., Рулла, Флавия и Юлия Цезаря в I в. до н.э. Далее новые попытки аграрного реформирования со стороны государства появляются лишь более как через три века после глубокого упадка земледелия (в III в. н.э.) и первых признаков его возрождения с распространением колонату как формы феодальных отношений. Эта форма феодальных отношений приобрела правовой статус в кодексе Юстиниана Великого в VI в. н.э.

Анализ социально-экономического быта римлян в период наивысшего подъема римского земледелия, уровня развития плантаторського латифундарного хозяйства в условиях полного перехода его к эксплуатации рабского труда, сравнительного состояния возможностей мелкого земледелия, влияния торговли и ростовщичества на сельское хозяйство, кризисные явления рабовладельческого хозяйства и т.д содержится в произведениях выдающихся римских мыслителей: Катона старшего, Варрона, Цицерона, Колумелли, Алания старшего, Сенеки (II в. до н.э. – начало I в. н.э.). В своих трудах Катон, Варрон и Колумелла впервые подняли проблему научной организации латифундарного хозяйства, что было предметом их особого внимания. По их мнению данная организация должна была быть построена на основе учета агрономических, организационно-технических, рыночных и других факторов и наиболее рационального их сочетания для достижения наибольшей эффективности (доходности) имений. Данные ими рекомендации заложили основы сельскохозяйственной экономии и, в частности, ее организационно-производственного направления.