Джевонс (Jevons) Уильям Стэнли

Джевонс (Jevons) Уильям Стэнли (1835-1882) – известный английский экономист, статистик и философ, основатель математической школы политической экономии, один из основоположников субъективной теории полезности. В 1866-76 гг. работал профессором логики, философии и политической экономии в Манчестере, в 1876-80 гг. – в Лондоне. В 1872 г. стал членом Королевского общества.

В 1871 г. вышел его главный труд «Теория политической экономии», в которой важнейшей целью этой науки Джевонс провозглашал изучение условий получения потребителями максимума наслаждений из минимума затрат. Первые наброски, которые позже стали основой его теории, были опубликованы еще в 1863 г.

В основе теории предельной полезности Джевонса – отношение человека к продукту, ее желания (потребности). Он был убежден, что экономические законы подобны законам природы, поэтому сосредоточивал внимание на сфере потребления. Главным законом этой сферы он считал сформулированный Г. Госсеном закон убывающей полезности, согласно которому величина удовольствия от потребления каждой дополнительной единицы определенного вида благ снижается. Весь запас благ, которым обладает индивид, можно разделить на любое количество частей. Полезность последнего добавления бесконечно малого количества этого запаса Джевонс назвал «конечной степенью полезности». Представители австрийской школы политической экономии рассматривали предельную полезность как полезность последней единицы имеющегося запаса экономических благ. Исходя из своего понимания полезности, меновая стоимость, по мнению Джевонса, определяется конечной полезностью (т.е. спросом). Соответственно этому он сформулировал правило, которым руководствуется потребитель, стремясь получить максимум полезности: свой доход он будет распределять так, чтобы «конечные степени полезности» всех товаров, которые потребляются, были равными. Это же правило (принцип) Джевонс ввел в теорию обмена, которую считал центральной проблемой предложенной им «науки экономии». В этом случае соотношение между товарами, которые обмениваются, равно обратному отношению конечных степеней их полезности. Но на основе этого принципа Джевонс не смог разработать теорию ценообразования. Поэтому иногда опирался на «функциональную теорию цен» и связывал величину конечной степени полезности с имеющимися рыночными ценами. Следствием этого стала сформулированная им теория, согласно которой при рациональном потреблении конечные степени полезности приобретенных товаров должны быть пропорциональны их ценам. Положительным в этой теории является то, что Джевонс определил роль труда, издержек производства в выяснении меновой стоимости товаров, в частности через влияние на величину предложения и «конечную степень полезности». Однако субъективная оценка потребителя, по его мнению, играет решающую роль. В то же время на протяжении длительного периода расходы производства превращаются в самостоятельный элемент стоимости. Эта мысль Джевонса является конструктивной.

С трудом Джевонс связывает содержание закона стоимости уравновешивания отрицательного эффекта бремени труда от последней единицы приложенного труда (например, последний час рабочего дня) с положительным эффектом полезности последней единицы блага, полученного от этой работы. Законом изменения ощущений в самом процессе труда он называет положительные эмоции (чувства) в начале трудового дня и их постепенное преобразование на бремя в процессе труда. Когда бремя труда и полезность созданного им продукта уравновешиваются, процесс труда прекращается. Эти положения теории Джевонса основываются на концепции наслаждения и страдания Бентама. Наслаждение измеряется интенсивностью и продолжительностью. В то же время Джевонс отмечал, что измерить на практике комплекс наслаждений и страданий невозможно, поскольку не существует единицы измерения. Джевонс утверждал о невозможности априори сравнить труд землекопа, плотника, педагога, юриста, то есть отличить сложную работу до простой. Поэтому стоимость труда должна, по его мнению, измеряться стоимостью созданного этим трудом продукта, а не наоборот. Сам труд Джевонс определял как страдания работника во время создания полезности.

Анализируя капитал, Джевонс доказывал, что им является, прежде всего, запас средств к существованию, запас богатства, которым владеют капиталисты и который «авансирует» рабочий. В то же время рассматривал капитал и как фонд ценностей.

Джевонс поддерживал теорию Дж. Милля о целесообразности участия рабочих в прибылях, поскольку это дает им возможность стать мелкими капиталистами. Прибыль он распределял на заработную плату за управление, страховую премию за риск и процент на капитал. Однако его мнение, что неравенство в богатстве и доходах целиком зависят от уровня индивидуальных способностей, не подтвердила практика.

Весомым является вклад Джевонса в теорию индексов. Он впервые построил индекс цен за длительный период, взвешенных по показателям базового года, ввел в экономику понятие «антитовар» и «антиполезность», обосновал закон убывающей предельной полезности на основе физиологического принципа.

При изучении политической экономии Джевонс акцентировал внимание на поведении отдельных индивидов и взаимосвязи между имеющимися ограниченными ресурсами при их альтернативном использовании и конкретными целями (в частности попыткой индивидов максимизировать полезность создаваемых благ).

Конструктивными были его взгляды о целесообразности использования обмена для обоснования сущности производства товаров. В таком аспекте следует рассматривать две другие сферы общественного воспроизводства – распределение и потребление.

В методологическом аспекте ошибочность теории Джевонса заключается в использовании принципа гиперболизации субъективно-психологических факторов в определении стоимости, труда, стимулов к труду. Оторванными от реалий капиталистической действительности были его попытки создать чистую экономическую теорию. Уровень поверхностных связей в значительной мере отражают сформулированные им законы. Внеисторический характер имеет его определение труда, поскольку таким был труд наемного работника во времена Джевонса. Аналогичный недостаток имеет его толкование сущности капитала, которому свойственно абстрагирование от социально-экономического аспекта этой категории. Несовершенна его идея о возможности преобразования наемного работника на мелкого капиталиста посредством участия в прибылях, а также попытки рассматривать конкурентный обмен как простую функцию от величины первоначального предложения.