Метод Just-In-Time

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Другое название – метод «точно в срок».

Задачи: постоянное улучшение качества и надежности процесса при минимизации времени от момента получения заказа до его выполнения, минимизации затрат от брака и минимизации необходимых площадей.

Применяемость. Впервые этот метод был применен на практике японскими корпорациями, стремившимися к нулевому уровню товарно-материальных запаси при 100% качестве продукции. В настоящее время метод «точно в срок» уступает дорогу усовершенствованной системе «точно в срок»-2.

Условия применения:

  • наличие в экономической системе надежных поставщиков на длительный срок с гарантией высокого качества обслуживания. Тесное сотрудничество между производителями и поставщиками предусматривает совместную работу в проектировании изделия, обеспечении контроля качества и стабилизированных графиков производства;
  • использование систем обмена информацией о требуемых материальных ресурсах;
  • высокая скорость физической доставки материальных ресурсов, в том числе за счет сокращения времени промежуточного хранения и ожидания грузопереработки;
  • точная информация о текущем состоянии производства, точные прогнозы на ближайшее будущее. Для этого при организации и оперативном управлении производственных процессов должны использоваться надежные телекоммуникационные системы и информационно-компьютерная поддержка.

Внедрение данного метода сдерживают такие факторы, как неудовлетворительное качество продукции, нарушение сроков поставки и оплаты за товар, ошибки и сбои в передаче информации между заказчиком и поставщиком.

Производственная система должна обладать крайне высокой реакционной способностью, поскольку все задержки сведены к минимуму и нет никаких отставаний в виде невыполненной работы. На практике короткое время цикла достигается только при точном соответствии производственных мощностей и потребностей рынка и при стабильной работе поставщиков.

Данный метод хорошо работает только в условиях стабильного и предсказуемого спроса.

Алгоритм применения. Метод «точно в срок» предусматривает полную синхронизацию материально-технического снабжения и производственных процессов. Сырье, полуфабрикаты и комплектующие подаются небольшими партиями непосредственно в нужные точки минуя склад, а готовая продукция сразу же отгружается потребителям.

Инструменты:

  • прием открытых заказов предусматривает поставку определенного количества единиц товара без права их отгрузки поставщиком до получения соответствующего требования от заказчика, при которой заказ в процессе выполнения может быть уточнен или скорректирован (как правило, в области расписания и объема текущих поставок); выполняемый заказ является контрактом на закупку;
  • прием электронных заказов предусматривает работу электронной системы заказов. Оплата производится с помощью электронного фонда перечислений за полученное количество единиц товара; используются стандартные процедуры электронных расчетов и информационного сопровождения поставок;
  • прием закупок без запасов предусматривает, что запасы для потребителей поддерживает поставщик. Поставки для конкретного заказчика осуществляются поставщиком путем выбора из имеющегося запаса требуемого продукта в нужном количестве;
  • прием закупок по стандарту: содержание и порядок закупок определяются стандартами, общими как для поставщика, так и для потребителя.

Преимущества метода:

  • упрощается осуществление связей поставщика и потребителя, поскольку устраняется бумажный документооборот и ускоряется оформление заказов и взаиморасчетов по поставкам;
  • исключается ряд операций из технологической цепи поставок;
  • сокращаются текущие запасы, так как предметы труда поступают либо в цех, либо в торговый зал;
  • сокращаются страховые запасы, так как увеличивается надежность поставок за счет перехода на долгосрочные отношения с проверенными поставщиками и с проверенными перевозчиками;
  • сокращаются запасы в пути, так как сокращается время доставки за счет использования расположенных вблизи поставщиков, либо складов этих поставщиков;
  • уменьшаются капитальные затраты на содержание складских помещений для запасов материалов и готовой продукции;
  • снижается риск морального устаревания запасов;
  • снижаются потери от брака и уменьшаются затраты на переделку;
  • уменьшается объем документации;
  • снижаются затраты на основные производственные материалы за счет повышения их качества;
  • улучшается качество товара, так как используются поставщики, качество продукции которых сертифицировано. Когда заказанное количество продукции невелико, источник проблем с качеством легко выявляется и коррективы вносятся немедленно. В этих условиях у работников многих фирм наблюдается большее понимание значения качества, что, в свою очередь, ведет к улучшению качества производства на рабочих местах;
  • увеличивается надежность поставок, так как возникает совместная заинтересованность в применении данного метода, поскольку значительно меньше времени отводится на закупку и хранение материалов. Сокращение цикла выполнения заказа и возрастание его исполнения также способствуют существенному уменьшению потребности в резервном запасе, который представляет собой дополнительные учетные единицы запасов, сохраняемые для предохранения от возможного дефицита. В этих условиях график производства в рамках планово-производственной перспективы также сокращается. Это позволяет выиграть время, необходимое для того, чтобы отреагировать на изменения конъюнктуры рынка. Производство продукции небольшими партиями благодаря ускоренному переходу в нормальное рабочее состояние также способствует достижению большей гибкости;
  • нужное количество материала в нужном месте в нужное время;
  • сокращение объемов запасов сырья и полуфабрикатов;
  • сокращение сроков выполнения работ или реализации заказов;
  • сокращение времени изготовления продукта;
  • повышение производительности и коэффициента использования оборудования;
  • упрощение процедуры планирования, т.е. процесс требует меньше бумаг и больше решений, принимающихся на месте;
  • повышение качества материалов и продукта;
  • сокращение отходов и ненужных затрат;
  • укрепление отношений с поставщиками, создание долговременных партнерских союзов;
  • упрочение отношений с потребителями и повышение качества поставки продукта;
  • укрепление морального духа коллектива и чувства причастности работников к общему делу;
  • ориентированность на решение проблем в процессе;
  • сокращение запасов (сырья, полуфабрикатов и готовой продукции);
  • сокращение площадей;
  • повышение пропускной способности;
  • активное участие и повышение мотивации работников;
  • спокойный режим работы;
  • высокое качество обслуживания;
  • высокая гибкость системы;
  • своевременная доставка.

Недостатки метода. Недостатки системы «точно в срок» количественно менее выражены, но их качественная сторона настолько значительна, что в нынешних экономических условиях в нашей стране их применение ставится под сомнение. В частности:

  • низкие запасы означают, что такие сбои, как поломка станка, могут вызвать остановку всего процесса. Необходимо придерживаться установки на техническое обслуживание всех станков, что гарантирует сведение всех проблем к минимуму;
  • введение системы может потребовать значительных изменений, достичь которых может быть достаточно трудно. Внедрение данного метода ставит серьезные задания перед всеми сотрудниками, наделяя полномочиями и ответственностью операторов, которые должны овладевать множеством навыков и охотно помогать друг другу в случае необходимости;
  • не учитывает проблем сезонности. Это означает, что как бы не велась работа в цехах, будет оставаться потребность в хранении запасов готовой продукции. Именно поэтому предприятия, внедрившие данный метод, часто имеют отдельные склады готовых товаров или даже прибегают к субподряду, когда вся продукция продается агентам, которые потом занимаются ее распределением.

Применение данного метода требует взаимных компромиссов между поставщиком и потребителем по следующим аспектам:

  • для поставщика наиболее приемлемым является график, характеризующийся стабильностью поставок по объему и во времени; потребитель же заинтересован в поставках по мере надобности, причем эта потребность в материалах, непосредственно связанная с объемами производства, изменяется вместе с ними в соответствии с изменениями спроса на производимую продукцию;
  • изменения в выпускаемой продукции и, соответственно, процессе производства у потребителя вызывают необходимость внесения изменений в графике поставок, и эти изменения у потребителя и поставщика требуют взаимного согласования;
  • потребитель всегда предъявляет высокие требования к качеству поставляемых ему товаров, поставщик же может рассматривать эти требования как завышенные, так как их удовлетворение привело бы к увеличению затрат поставщика и сделало бы его отношения с данным потребителем невыгодными;
  • часто поставщик и потребитель расходятся в оценке экономической целесообразного для каждого из них размера партий и периодичности поставки. В этом случае имеет место ситуация с перенесением затрат хранения на кого-то одного из них (как правило, на поставщика, вынужденного работать в режиме частых поставок небольшими партиями);
  • удаленность потребителя может вступить в противоречие с его требованиями о частых поставках небольшими партиями, что может оказаться экономически невыгодным для поставщика;
  • режим поставок «точно в срок» существенно экономит затраты покупателя, но увеличивает риск остановки производства; штрафные санкции при поставках «точно вовремя» на порядок выше обычных, например, опоздание машины от поставщика на один час может означать, что доставленный в ней груз отдается покупателю бесплатно;
  • данный метод предусматривает уменьшение размера обрабатываемых партий, практическую ликвидацию незавершенного производства, сведение к минимуму объема товарно-материальных запасов и выполнение производственных заказов не по месяцам и неделям, а по дням и даже по часам;
  • упрощается также система производственного учета, так как появляется возможность осуществления учета материалов и затрат на производство на одном объединенном счете. Кроме того, при применении этой системы часть затрат предприятия из разряда косвенных переходит в разряд прямых. Это, в свою очередь, увеличивает точность исчисления себестоимости единицы продукции;
  • возникают отдельные проблемы в реализации данного метода, в частности:
    1. Высокие первоначальные инвестиции и затраты на реализацию JIT (покупка качественного дорогостоящего современного оборудования, затраты на подготовку специалистов и на высокую заработную плату, повышение затрат на производство вследствие небольших партий выпуска и т.д.).
    2. Неспособность справляться с непредвиденными обстоятельствами (поломки, забастовки работников поставки и др.).
    3. Зависимость от высокого качества поставляемых материалов.
    4. Необходимость работать в стабильном производстве, хотя спрос часто колеблется.
    5. Снижение гибкости в удовлетворении меняющихся запросов потребителей.
    6. Трудность сокращения времени на переналадку и связанных с этим затрат.
    7. Неспособность отдельных поставщиков работать в режиме JIT.
    8. Проблемы привязки JIT к другим информационным системам партнеров.
    9. Необходимость изменения общей планировки сооружений.
    10. Работа сотрудников в обстановке повышенного стресса.
    11. Отсутствие духа сотрудничества и доверия между работниками.
    12. Неспособность отдельных сотрудников взять на себя большую ответственность.
Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна