Группировка логистических показателей

Существуют различные группировки логистических показателей.

Прежде всего, логистические показатели группируют в зависимости от задач, которые могут быть решены с их помощью. Применение систем оценки результатов логистической деятельности призваны решить три основные задачи: мониторинг логистических операций, контроль над ними и оперативное управление. Для этого должны использоваться соответствующие логистические показатели. Мониторинговые показатели позволяют проследить за динамикой работы логистических систем. К типовым мониторинговым логистическим показателям можно отнести уровень сервиса и элементы структуры расходов. Контрольные показатели отражают текущие результаты деятельности и служат для корректировки логистического процесса в тех случаях, когда он отклоняется от установленных нормативов (например, отслеживание поврежденных грузов во время транспортировки). Показатели оперативного управления предназначены для мотивации персонала.

Показатели, которые связаны с оценкой вклада логистики в деятельность предприятия, можно разделить на следующие группы:

  • показатели, характеризующие логистическую систему;
  • показатели, характеризующие работу логистической системы.

К первой категории можно отнести количественные показатели логистических активов (складов, транспорта, оборудования, запасов). Логистические активы могут составлять львиную долю активов предприятия. Например, в дистрибьюторов они превышают 90% от общих активов. Показатели управления активами показывают, насколько быстро обращаются ликвидные активы (запасы) и насколько успешно окупаются инвестиции, вложенные в основные средства. Соответствующими показателями, которые характеризуют мощности логистических активов (основных средств), являются:

  • площадь, кв. м;
  • вместимость, куб. м или количество товара в тоннах;
  • пропускная способность, т/сутки;
  • количество, ед.

Ко второй категории можно отнести такие показатели, как:

  • эффективность логистической системы;
  • производительность логистической системы;
  • надежность логистической системы;
  • гибкость логистической системы.

Показатели эффективности логистической системы характеризуют способность приносить эффект, результативность процесса, проекта. Показатели производительности логистической системы характеризуют эффективность деятельности людей в логистических процессах. Производительность измеряется соотношением между окончательным результатом работы системы «на выходе» и объемом человеческих ресурсов «на входе». Показатели надежности логистической системы дают возможность сопоставить фактические результаты работы системы с задекларированными или установленными показателями. Показатели гибкости логистической системы отражают способность приспособления всех звеньев логистической системы до времени, величины, ассортименту и способу доставки к индивидуальным запросам потребителей.

Показатели продуктивности логистической системы могут быть представлены следующим перечнем:

  1. количество разгрузок/погрузок на одного работника характеризует эффективность деятельности людей в логистических процессах;
  2. количество укомплектованных заказов на одного работника характеризует количество логистических операций, выполненных одним работником в единицу времени (год, месяц, неделю и пр.);
  3. количество заказов на одного торгового агента также характеризует относительную величину логистических операций.

Показатели эффективности логистической системы:

  1. оборачиваемость логистических активов рассчитывается как отношение чистой выручки от продаж к средней стоимости логистических активов. Данный показатель является основной характеристикой эффективности использования логистических активов;
  2. рентабельность инвестиций в логистическую инфраструктуру – это отношение суммы чистой прибыли к сумме инвестиций в логистические активы;
  3. загруженность мощностей логистических объектов – это отношение фактической и нормативной загрузки мощностей, выраженное в процентах;
  4. оборачиваемость запасов – это отношение реализованной продукции к средней сумме запасов за определенный период времени;
  5. продолжительность одного оборота запасов – это отношение количества дней периода к количеству оборотов, совершаемых оборотными средствами;
  6. доля логистических расходов в структуре общих расходов;
  7. рентабельность каналов сбыта – это отношение суммы валовой прибыли к суммарным расходам на реализацию продукции.

Показатели, характеризующие надежность логистической системы:

  1. надежность поставок – это отношение своевременно выполненных заказов к общему количеству заказов, выраженное в процентах;
  2. готовность к осуществлению поставок (вероятность дефицита) – это отношение количества заказов, реализованных со склада, к общему количеству заказов, выраженное в процентах;
  3. качество поставки – это отношение количества рекламаций к общему количеству заказов, выраженное в процентах.

Показатели, характеризующие гибкость логистической системы:

  1. уровень гибкости выполненных заказов – это отношение количества выполненных специальных заказов к общему количеству специальных заказов, выраженное в процентах;
  2. уровень гибкости оплаты – это отношение суммы, оплачиваемой после получения товара, к общей стоимости поставки, выраженное в процентах.

Кроме того, существует группировка логистических показателей с учетом ключевых факторов эффективности логистической системы предприятия.

Первым ключевым фактором эффективности является качество обслуживания, что обеспечивает совершенное исполнение заказа. С позиций процессного управления, для обеспечения безупречного выполнения заказа необходимым и достаточным является выполнение всех операций, входящих в процесс с уровнем ошибок не ниже определенного. Если все операции, из которых состоит бизнес-процесс, будут выполнены с минимальным уровнем ошибок, то и показатель качества выполненного заказа будет соответствовать стандарту. Этот подход соответствует положениям действующего стандарта, которым регулируются системы управления качеством. Следовательно, для определения уровня качества обслуживания в этой методике предлагается использовать измерение фактического уровня качества выполнения логистических операций, а для прогнозного уровня качества обслуживания – вероятность достижения заданного уровня точности выполнения логистических операций.

Вторым ключевым фактором эффективности является время, которое определяет продолжительность логистической цепи предприятия. Для оценки эффективности логистического бизнес-процесса по времени предлагается использовать показатель фонда рабочего времени на выполнение операций. Эта величина является суммой всех операций, выполняемых в бизнес-процессе всеми исполнителями и измеряется в человеко-часах.

Третьим ключевым фактором эффективности являются логистические издержки. Для оценки эффективности логистического бизнес-процесса предлагается сопоставлять фактический и бюджетный уровень логистических затрат.

Чтобы учесть взаимное влияние трех ключевых факторов эффективности, используют синтетический показатель общей эффективности логистического бизнес-процесса в виде произведения значений показателей эффективности по каждому из этих факторов. Следовательно, синтетический показатель эффективность логистических бизнес-процессов можно определить таким образом:

Ксинт=Кт*Кп*Кз,

где Ксинт – эффективность отдельного логистического бизнес-процесса;

Кт – коэффициент точности выполнения операций, что характеризует уровень ошибок относительно общего количества выполненных за определенный период операций процесса;

Кп – коэффициент часовой продолжительности логистического бизнес-процесса, который иллюстрирует фактическую продолжительность логистического бизнес-процесса относительно расчетной продолжительности;

Кз – коэффициент выполнения бюджета логистических затрат бизнес-процесса, который характеризует отношение уровня фактических логистических затрат до уровня расходов, заложенных в бюджете данного бизнес-процесса.

Значения коэффициентов Кт, Кп и Кз могут быть как ниже, равна или выше единицу. Если значения коэффициентов Кт, Кп и Кз равны единице, это значит, что фактические, качественные и временные параметры процесса соответствуют стандарту. Если значения коэффициентов Кт, Кп и Кз больше единицы, то это свидетельствует о выполнении логистических операций бизнес-процесса с меньшим, чем допустимый уровнем ошибок, меньшей суммарной продолжительностью операций и более низкими издержками. В случае, когда значения коэффициентов ниже 1, существует превышение фактического уровня ошибок, времени и расходов над нормативными (стандартными) значениями бизнес-процесса.

С помощью представленного выше синтетического логистического показателя можно оценить эффективность логистической системы с позиции процессного подхода к управлению логистической деятельностью; использовать для расчета доступные для предприятия данные. Развитие предложенного подхода требует дальнейшего исследования вопросов оценки логистических затрат в разрезе бизнес-процесса, формирование бюджета расходов логистического бизнес-процесса и уточнения влияния различных составляющих логистических издержек на общую эффективность логистической деятельности торговых предприятий. С другой стороны, перспективным направлением является формирование прогностической модели эффективности логистической деятельности с позиций управления логистическими бизнес-процессами.

Повысить эффективность использования приведенных показателей в управлении логистическими процессами на предприятии можно, используя следующие рекомендации:

  • современным системам логистических показателей необходим баланс между финансовыми и операционными показателями, а также между данными прошлых периодов и будущими показателями;
  • эффективность функционирования логистической системы должна определяться определяется на основании комплексного взаимодействия пяти таких признаков, как объем, скорость, ассортимент, стоимость, неустойчивость и соответствующих этим признакам логистическим показателям. Довольно часто внимание сосредоточено на логистических показателях, описывающих один или два из перечисленных признаков, а прочие показатели игнорируется, тогда как эффективность функционирования логистической системы будет определяться гармоничным балансировкой всех показателей.