Группировка логистических показателей

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Существуют различные группировки логистических показателей.

Прежде всего, логистические показатели группируют в зависимости от задач, которые могут быть решены с их помощью. Применение систем оценки результатов логистической деятельности призваны решить три основные задачи: мониторинг логистических операций, контроль над ними и оперативное управление. Для этого должны использоваться соответствующие логистические показатели. Мониторинговые показатели позволяют проследить за динамикой работы логистических систем. К типовым мониторинговым логистическим показателям можно отнести уровень сервиса и элементы структуры расходов. Контрольные показатели отражают текущие результаты деятельности и служат для корректировки логистического процесса в тех случаях, когда он отклоняется от установленных нормативов (например, отслеживание поврежденных грузов во время транспортировки). Показатели оперативного управления предназначены для мотивации персонала.

Показатели, которые связаны с оценкой вклада логистики в деятельность предприятия, можно разделить на следующие группы:

  • показатели, характеризующие логистическую систему;
  • показатели, характеризующие работу логистической системы.

К первой категории можно отнести количественные показатели логистических активов (складов, транспорта, оборудования, запасов). Логистические активы могут составлять львиную долю активов предприятия. Например, в дистрибьюторов они превышают 90% от общих активов. Показатели управления активами показывают, насколько быстро обращаются ликвидные активы (запасы) и насколько успешно окупаются инвестиции, вложенные в основные средства. Соответствующими показателями, которые характеризуют мощности логистических активов (основных средств), являются:

  • площадь, кв. м;
  • вместимость, куб. м или количество товара в тоннах;
  • пропускная способность, т/сутки;
  • количество, ед.

Ко второй категории можно отнести такие показатели, как:

  • эффективность логистической системы;
  • производительность логистической системы;
  • надежность логистической системы;
  • гибкость логистической системы.

Показатели эффективности логистической системы характеризуют способность приносить эффект, результативность процесса, проекта. Показатели производительности логистической системы характеризуют эффективность деятельности людей в логистических процессах. Производительность измеряется соотношением между окончательным результатом работы системы «на выходе» и объемом человеческих ресурсов «на входе». Показатели надежности логистической системы дают возможность сопоставить фактические результаты работы системы с задекларированными или установленными показателями. Показатели гибкости логистической системы отражают способность приспособления всех звеньев логистической системы до времени, величины, ассортименту и способу доставки к индивидуальным запросам потребителей.

Показатели продуктивности логистической системы могут быть представлены следующим перечнем:

  1. количество разгрузок/погрузок на одного работника характеризует эффективность деятельности людей в логистических процессах;
  2. количество укомплектованных заказов на одного работника характеризует количество логистических операций, выполненных одним работником в единицу времени (год, месяц, неделю и пр.);
  3. количество заказов на одного торгового агента также характеризует относительную величину логистических операций.

Показатели эффективности логистической системы:

  1. оборачиваемость логистических активов рассчитывается как отношение чистой выручки от продаж к средней стоимости логистических активов. Данный показатель является основной характеристикой эффективности использования логистических активов;
  2. рентабельность инвестиций в логистическую инфраструктуру – это отношение суммы чистой прибыли к сумме инвестиций в логистические активы;
  3. загруженность мощностей логистических объектов – это отношение фактической и нормативной загрузки мощностей, выраженное в процентах;
  4. оборачиваемость запасов – это отношение реализованной продукции к средней сумме запасов за определенный период времени;
  5. продолжительность одного оборота запасов – это отношение количества дней периода к количеству оборотов, совершаемых оборотными средствами;
  6. доля логистических расходов в структуре общих расходов;
  7. рентабельность каналов сбыта – это отношение суммы валовой прибыли к суммарным расходам на реализацию продукции.

Показатели, характеризующие надежность логистической системы:

  1. надежность поставок – это отношение своевременно выполненных заказов к общему количеству заказов, выраженное в процентах;
  2. готовность к осуществлению поставок (вероятность дефицита) – это отношение количества заказов, реализованных со склада, к общему количеству заказов, выраженное в процентах;
  3. качество поставки – это отношение количества рекламаций к общему количеству заказов, выраженное в процентах.

Показатели, характеризующие гибкость логистической системы:

  1. уровень гибкости выполненных заказов – это отношение количества выполненных специальных заказов к общему количеству специальных заказов, выраженное в процентах;
  2. уровень гибкости оплаты – это отношение суммы, оплачиваемой после получения товара, к общей стоимости поставки, выраженное в процентах.

Кроме того, существует группировка логистических показателей с учетом ключевых факторов эффективности логистической системы предприятия.

Первым ключевым фактором эффективности является качество обслуживания, что обеспечивает совершенное исполнение заказа. С позиций процессного управления, для обеспечения безупречного выполнения заказа необходимым и достаточным является выполнение всех операций, входящих в процесс с уровнем ошибок не ниже определенного. Если все операции, из которых состоит бизнес-процесс, будут выполнены с минимальным уровнем ошибок, то и показатель качества выполненного заказа будет соответствовать стандарту. Этот подход соответствует положениям действующего стандарта, которым регулируются системы управления качеством. Следовательно, для определения уровня качества обслуживания в этой методике предлагается использовать измерение фактического уровня качества выполнения логистических операций, а для прогнозного уровня качества обслуживания – вероятность достижения заданного уровня точности выполнения логистических операций.

Вторым ключевым фактором эффективности является время, которое определяет продолжительность логистической цепи предприятия. Для оценки эффективности логистического бизнес-процесса по времени предлагается использовать показатель фонда рабочего времени на выполнение операций. Эта величина является суммой всех операций, выполняемых в бизнес-процессе всеми исполнителями и измеряется в человеко-часах.

Третьим ключевым фактором эффективности являются логистические издержки. Для оценки эффективности логистического бизнес-процесса предлагается сопоставлять фактический и бюджетный уровень логистических затрат.

Чтобы учесть взаимное влияние трех ключевых факторов эффективности, используют синтетический показатель общей эффективности логистического бизнес-процесса в виде произведения значений показателей эффективности по каждому из этих факторов. Следовательно, синтетический показатель эффективность логистических бизнес-процессов можно определить таким образом:

Ксинт=Кт*Кп*Кз,

где Ксинт – эффективность отдельного логистического бизнес-процесса;

Кт – коэффициент точности выполнения операций, что характеризует уровень ошибок относительно общего количества выполненных за определенный период операций процесса;

Кп – коэффициент часовой продолжительности логистического бизнес-процесса, который иллюстрирует фактическую продолжительность логистического бизнес-процесса относительно расчетной продолжительности;

Кз – коэффициент выполнения бюджета логистических затрат бизнес-процесса, который характеризует отношение уровня фактических логистических затрат до уровня расходов, заложенных в бюджете данного бизнес-процесса.

Значения коэффициентов Кт, Кп и Кз могут быть как ниже, равна или выше единицу. Если значения коэффициентов Кт, Кп и Кз равны единице, это значит, что фактические, качественные и временные параметры процесса соответствуют стандарту. Если значения коэффициентов Кт, Кп и Кз больше единицы, то это свидетельствует о выполнении логистических операций бизнес-процесса с меньшим, чем допустимый уровнем ошибок, меньшей суммарной продолжительностью операций и более низкими издержками. В случае, когда значения коэффициентов ниже 1, существует превышение фактического уровня ошибок, времени и расходов над нормативными (стандартными) значениями бизнес-процесса.

С помощью представленного выше синтетического логистического показателя можно оценить эффективность логистической системы с позиции процессного подхода к управлению логистической деятельностью; использовать для расчета доступные для предприятия данные. Развитие предложенного подхода требует дальнейшего исследования вопросов оценки логистических затрат в разрезе бизнес-процесса, формирование бюджета расходов логистического бизнес-процесса и уточнения влияния различных составляющих логистических издержек на общую эффективность логистической деятельности торговых предприятий. С другой стороны, перспективным направлением является формирование прогностической модели эффективности логистической деятельности с позиций управления логистическими бизнес-процессами.

Повысить эффективность использования приведенных показателей в управлении логистическими процессами на предприятии можно, используя следующие рекомендации:

  • современным системам логистических показателей необходим баланс между финансовыми и операционными показателями, а также между данными прошлых периодов и будущими показателями;
  • эффективность функционирования логистической системы должна определяться определяется на основании комплексного взаимодействия пяти таких признаков, как объем, скорость, ассортимент, стоимость, неустойчивость и соответствующих этим признакам логистическим показателям. Довольно часто внимание сосредоточено на логистических показателях, описывающих один или два из перечисленных признаков, а прочие показатели игнорируется, тогда как эффективность функционирования логистической системы будет определяться гармоничным балансировкой всех показателей.
Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна