Метод панельный

Задачи:

  • выявление факторов, влияющих на решение исследуемой проблемы, и их динамику;
  • изучение мнений и оценок обследуемых относительно товаров и организации торговли, их изменение во времени;
  • выявление решений и намерений опрошенных;
  • выявление различий в поведении потребителей, принадлежащих к разным социальным слоям, живущих в разных регионах и городах и населенных пунктах разного типа;
  • изучение мотивов покупки и прогноз их развития и др.

Условия применения. Целесообразность использования тех или иных панелей определяется характером решаемых задач и выделяемым объемом средств. Поэтому перед проведением опросов потребителей, исходя из целей исследования, необходимо выбрать вид и размер панели. Большие по объему панели дают более достоверные результаты или при одинаковой достоверности имеют меньшие доверительные интервалы. Но более крупные по объему панели требуют и больших затрат.

Инструменты. Панель – выборочная совокупность опрашиваемых единиц, подвергаемых повторяющимся исследованиям, причем предмет исследования остается постоянным. Членами панели могут быть отдельные потребители, семьи, торговые и промышленные организации, эксперты, которые, с определенными оговорками, остаются постоянными.

По характеру изучаемых единиц панели делятся на:

  • потребительские, членами которых выступают индивидуальные потребители, семьи или домашние хозяйства;
  • торговые, членами которых являются торговые организации и отдельные лица, занимающиеся торговлей;
  • промышленных предприятий, выпускающих исследуемые товары;
  • экспертов – специалистов по изучаемой проблеме.

Преимущества метода:

  • дает возможность получить сравнительно большое количество данных;
  • дает возможность сравнивать результаты последующих опросов с итогами предыдущих и устанавливать тенденции и закономерности развития изучаемых явлений;
  • обеспечивает более высокую репрезентативность выборки по отношению к генеральной совокупности;
  • обеспечивает получение более точных, по сравнению с профильными исследованиями, результатов. Обычное исследование требует от респондентов вспомнить прошлые покупки и поведение; эти данные могут быть неполными из-за ошибок памяти. Панели, которые опираются на продолжительные записи покупок в ежедневнике, меньше зависят от памяти респондентов.

Недостатки метода:

  • участники панели могут просто отказаться от дальнейшего сотрудничества, переехать в другой город, перейти в другую потребительскую панель, умереть;
  • участники панели, чувствуя себя под контролем, сознательно или бессознательно меняют привычный образ поведения: домашние хозяйки лучше готовятся к закупкам, уменьшается доля спонтанных покупок.