Метод панельный

Задачи:

  • выявление факторов, влияющих на решение исследуемой проблемы, и их динамику;
  • изучение мнений и оценок обследуемых относительно товаров и организации торговли, их изменение во времени;
  • выявление решений и намерений опрошенных;
  • выявление различий в поведении потребителей, принадлежащих к разным социальным слоям, живущих в разных регионах и городах и населенных пунктах разного типа;
  • изучение мотивов покупки и прогноз их развития и др.

Условия применения. Целесообразность использования тех или иных панелей определяется характером решаемых задач и выделяемым объемом средств. Поэтому перед проведением опросов потребителей, исходя из целей исследования, необходимо выбрать вид и размер панели. Большие по объему панели дают более достоверные результаты или при одинаковой достоверности имеют меньшие доверительные интервалы. Но более крупные по объему панели требуют и больших затрат.

Инструменты. Панель – выборочная совокупность опрашиваемых единиц, подвергаемых повторяющимся исследованиям, причем предмет исследования остается постоянным. Членами панели могут быть отдельные потребители, семьи, торговые и промышленные организации, эксперты, которые, с определенными оговорками, остаются постоянными.

По характеру изучаемых единиц панели делятся на:

  • потребительские, членами которых выступают индивидуальные потребители, семьи или домашние хозяйства;
  • торговые, членами которых являются торговые организации и отдельные лица, занимающиеся торговлей;
  • промышленных предприятий, выпускающих исследуемые товары;
  • экспертов – специалистов по изучаемой проблеме.

Преимущества метода:

  • дает возможность получить сравнительно большое количество данных;
  • дает возможность сравнивать результаты последующих опросов с итогами предыдущих и устанавливать тенденции и закономерности развития изучаемых явлений;
  • обеспечивает более высокую репрезентативность выборки по отношению к генеральной совокупности;
  • обеспечивает получение более точных, по сравнению с профильными исследованиями, результатов. Обычное исследование требует от респондентов вспомнить прошлые покупки и поведение; эти данные могут быть неполными из-за ошибок памяти. Панели, которые опираются на продолжительные записи покупок в ежедневнике, меньше зависят от памяти респондентов.

Недостатки метода:

  • участники панели могут просто отказаться от дальнейшего сотрудничества, переехать в другой город, перейти в другую потребительскую панель, умереть;
  • участники панели, чувствуя себя под контролем, сознательно или бессознательно меняют привычный образ поведения: домашние хозяйки лучше готовятся к закупкам, уменьшается доля спонтанных покупок.
Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна