Метод LCC-анализа

Исходные данные. Использование LCC-анализа предполагает наличие детальных маркетинговых описаний состояния рынка и позиции на нем продукции или услуг предприятия. Это необходимо для точного определения текущей стадии жизненного цикла товара.

Алгоритм применения. Суть его состоит в том, что затраты определяют применительно не к деятельности предприятия за ряд периодов, а на производство и продажу конкретного продукта в течение всего его жизненного цикла и в дальнейшем сопоставляют с соответствующими доходами. Плановые затраты определяются по каждой стадии жизненного цикла продукта (без разделения на периоды или с разделением по ним). Для выявления результатов разработки и выведения нового продукта на рынок затраты по этапам жизненного цикла аккумулируются нарастающим итогом.

Инструменты. В LCC-анализе выделяют однократные и периодические затраты. К однократным относятся затраты на изобретение и согласования на стадии разработки изделия, обучение персонала, создание необходимой документации, организацию работы с поставщиками, изменение бизнес-процессов. К периодическим относят затраты, возникающие в определенном периоде - на переподготовку персонала, оперативные затраты, затраты на обслуживание производства, поставку сырья, ремонт, доставку, погрузочно-разгрузочные работы.

Преимущества метода:

  • позволяет определить затраты, которые были понесены при производстве конкретного вида продукции или осуществления вида деятельности на любой момент времени. Такая объектная локализация затрат способствует выявлению мест их формирования и источников резервов их сокращения, а также позволяет оценить эффективность принятого решения о производстве продукции или осуществлении вида деятельности и его реализации;
  • позволяет более адекватно и обоснованно отразить затраты предприятия на производство нового вида продукции и на основании этого осуществлять управление ими. В качестве аргументации такого тезиса можно сказать, что, как правило, прибыльность нового продукта в краткосрочной перспективе отсутствует или крайне низка, поскольку на стадиях разработки продукта и его выведения на рынок затраты преобладают над доходами. Это обусловлено тем, что потенциал изделия еще не реализован. Поэтому рассматривать результат деятельности предприятия на основании сопоставления затрат и доходов некорректно. Учет затрат по этапам жизненного цикла продукции обеспечивает стратегическое видение структуры затрат и сопоставление ее со структурой доходов;
  • предусматривает учет влияния инфляции и применение дисконтирования денежных потоков при принятии решений, поскольку применение LCC-анализа рассчитано на длительный период. Дисконтирование денежных потоков позволяет определить текущую стоимость затрат и корректно сравнить ее с текущей стоимостью доходов благодаря чему расчет затрат жизненного цикла продукции находит широкое применение при принятии долгосрочных инвестиционных и проектных решений.

Недостатки метода:

  • требует обеспечения точности информации. Сложности в обеспечении точности информации связаны, прежде всего, с распределением накладных затрат, которые весьма условно относятся на себестоимость конкретного, вида продукции. Если предприятие производит несколько видов продукции, то уже на стратегическом уровне при рассмотрении затрат жизненного цикла продукции возникает вопрос: как поступить с накладными затратами. Их можно либо не учитывать вовсе, но в ущерб комплексности используемой информации; либо распределять, но тогда точность полученных затрат на производство продукции уже на стратегическом уровне без распределения по периодам все равно будет недостаточной, что обусловливает вероятность достоверности получаемого в итоге финансового результата;
  • отличается сложностями в сфере идентификации этапов жизненного цикла: для каждого этапа существуют нормальные соотношения между получаемым доходом и затратами. Например, вполне естественно, что на этапе разработки продукции затраты будут, а доходов - нет. Сложность в том, чтобы правильно оценить текущее состояние товара на рынке. Практика показывает, что далеко не всегда каждый товар проходит все этапы. Иногда после спада может начаться новый рост, а иногда этап рыночной зрелости может просто не наступить;
  • страдает неопределенностью в учете накладных затрат: если их не учитывать, страдает комплексность используемой информации; если учитывать, то используемая информация приобретает вероятностный характер;
  • может потребовать затрат на получение обширной дополнительной информации.