Фирменный тиль. Особенности использования шрифта

Один из ключевых моментов в разработке макета или фирменного стиля – решение проблемы поиска подходящего шрифта. За продолжительную историю печатного дела было изобретено их большое количество, но это не упрощает задачу выбора уникального шрифта, который идеально соответствует представлению определенного продукта. Значение начертания знаков, обладающих нужным воздействием на клиента, переоценить трудно – это одно из важнейших средств визуальной коммуникации, помогающее донести суть рекламного сообщения и ассоциаций с продуктом или компанией.

Особенности подбора и использования шрифтов в дизайне изучались в публикациях С. Васильева, К. Веркмана, О. Осетровой, Л. Резникова, И. Сусова, С. Телингатера, В. Тулупова, В. Фаворского, Ф. Юрьева и других, однако вопрос применения начертаний для фирменного стиля требует дополнительного изучения.

Характер рисунка, его наклон и размер – те свойства отличающие шрифты друг от друга. Наличие собственного фирменного шрифта выделяет компанию на рынке, хорошо узнаваемы «Apple», «United Colors of Benetton», «Mercedes-Benz» и другие. Фирменный шрифт – это шрифт, который используется во всех носителях фирменного стиля, где есть текстовая составляющая – бланки документации, полиграфия, web-среда, широкоформатная продукция. Он с остальными константами фирменного стиля создает необходимый имидж. У брендов существует несколько специфических шрифтов, каждый из которых закрепляется в руководстве по работе с фирменным стилем, с четкими указаниями использования: для полиграфии и прочих носителей, предназначенных для постоянного контакта с целевой аудиторией; для деловой документации; для электронных носителей.

Каждый тип шрифтов несет свою психологическую информацию. Строгие рубленные шрифты создают впечатление основательности, авторитетности мнения, обращают на себя внимание (заголовки газет, плакаты), они хорошо подходят для промышленности, технологий, социальной рекламы, материаловах, рассчитанных на партнеров или инвесторов. Прямые шрифты, слегка вытянутые по вертикали – самые распространенные – сообщают спокойное, деловое настроение, приглашают обдумать написанное. Это нейтральный, практически универсальный тип шрифтов. Шрифты, имитирующие рукописный текст, создают ощущение подлинности, аутентичности. Их хорошо использовать в печатной рекламе вещей, предназначенных для личного пользования, с идеей эксклюзивности, индивидуальности товара или услуги. Для наружной рекламы шрифт такого типа не подходит – сложно читаем. Стилизованные декоративные, национальные или исторические шрифты (граффити, готический, арабская вязь, старославянский и т.д.) стоит использовать там, где они несут не только эстетическую, но и смысловую нагрузку. Одним из немаловажных параметров шрифта является его цвет.

В фирменном стиле или системе корпоративной идентификации шрифт является одной из составляющих, наравне с «сеткой», фирменным цветом, логотипом. В тексте присутствуют: слоган – выполнен более крупным, привлекающим внимание шрифтом – легко читаемый, с засечками, либо, наоборот, трудночитаемый, с очень яркой, запоминающейся гарнитурой (Helvetica, Tahoma, Arial (без засечек), Baltica (c засечками), декоративные шрифты). Основной текст – набирается размером в 10-14 пикселей, здесь используются стандартные решения – шрифты с засечками или без, но обязательно легко читаемые. Для web-страниц идеально подходят шрифты Arial, Helvetica, Times Roman.

Примером может бать «Коммерсант Дейли»: в подзаголовках используется фирменный Free Set (аналог Frutiger А. Фрутигера) (современный открытый гротеск, очень хорошая альтернатива Гельветики); в заголовках –Swift (антиква с тяжелыми рублеными засечками Г. Унгера) (используется только в «Коммерсант Дейли»).

В последнее десятилетие развитие фирменного шрифта представляет собой ускоренный процесс, вовлекающий специалистов самых различных профессий: экономистов, социологов, политологов, психологов, журналистов, дизайнеров, поскольку сегодняшний фирменный стиль владеет собственной символикой и своим языком. Материал тезисов может быть полезен для студентов дизайнеров, менеджеров, экономистов, изучающих маркетинг и особенности разработки фирменного стиля.

Автор – Шинтяпина Е.С., Институт филологии, истории и искусств Республиканского высшего учебного заведения «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта), Украина, rusnauka.com