Визуальная политика и коммуникации бизнеса

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Визуальная политика – это совокупность концептуальных идей и дискурсов, обусловленная практическими задачами целенаправленная деятельность, связанная с формированием жизненно важных отношений между производителем и социальными группами в области визуальных и знаковых коммуникаций. Визуальную политику можно назвать частью социального дизайна, которая пользуется многократно расширенным коммуникативным и социальным терминалом. Таким образом, визуальная политика – это фактическая концентрация программы фирменного стиля, осознаваемого в качестве производительной силы наравне с трудовыми и материальными ресурсами производителей продуктов и товаров.

Новые коммуникации естественным образом рождают конфронтацию и вызов. Визуальный знак как графическая концентрация имиджа и «фабрика смыслов» является агрессивной формой давления на конечного потребителя. Стиль структурирует и унифицирует информацию. Однако структуризация визуальной информации ведет не только к узкоспециализированной задаче – облегчения прочтения, но имеет колоссальный имиджевый эффект, повышающий статус производителя продуктов и товаров или услуг.

Корпоративные стили, особенно при массовом тиражировании, способны составить конкуренцию даже государственному стилю, например, существовавшая в 90-х в России финансовая пирамида «МММ» выпускала свои акции в виде денежных знаков с портретом С.Мавроди и которые некоторое время имели хождение наравне с государственными денежными знаками. Таким образом, смешивая знаки корпоративной и государственной идентичности и при последовательно проводимой политике, в которой важную роль играет пропаганда, реклама и маркетинг, можно добиться феноменальных результатов. В условиях стабилизации такая политика недопустима и ответственность разработчиков стиля сводится к тому, чтобы визуализировать и сформулировать устойчивую систему идентификации бизнеса, которые неизбежно должны превратиться в систему самоидентификации.

В настоящее время человечество вступило в такую фазу своего технического развития, когда количество произведенной продукции или возможности оказания услуг превышают фактическую потребность человечества в них. У производителей, помимо проблемы производства продукции, появилась еще одна не менее важная проблема – это максимально эффективный сбыт или реализация произведенной продукции путем выделения собственной продукции на рынке за счет применения специальных средств и приемов, названных рекламой. Реклама – это убеждающее средство информации о товаре или фирме (предприятии), коммерческая пропаганда потребительских свойств товара и достоинств деятельности фирмы, подготавливающая активного и потенциального потребителя к покупке.

С другой стороны, перечень рекламных носителей, которыми в настоящее время оперируют специалисты в области рекламы, по оценкам тех же специалистов, увеличился более чем в 16 раз по сравнению с серединой прошлого века. С каждым годом появляются все новые и новые рекламные носители, существенно улучшаются старые, давая тем самым вдохновение для творческого полета рекламной мысли дизайнерам и криейтерам.

Теоретические и практические вопросы, связанные с изучением способов выделения производителем собственной продукции на рынке ее аналогов, получили мощное развитие во второй половине прошлого века. В результате научных изысканий и теоретических обоснований, учеными и практиками были созданы основы для таких понятий как бренд, торговая марка, марочный капитал, фирменный стиль и им аналогичные. В обиходе появилось и такое понятие как бизнес, которое стало емким определением индивидуальных основ организации процесса коммерческой деятельности, как одним человеком, так и группой людей или организацией. Концепция бренда является функцией стратегии развития бизнеса, предусматривающей конкретные действия по достижению выбранной цели. Индивидуальные черты бизнеса проявляются в слаженной и выверенной структуре его организации и обозначения, которую называют корпоративным стилем. Корпоративный стиль представляет собой набор определенных правил, обязательных к применению в бизнесе. Данные правила принято называть корпоративными стандартами. Корпоративные стандарты в данном случае являются самым доступным и понятным большинству языком идентификации бизнеса и коммуникации бренда.

Черты индивидуальности бренда необходимо выделять во всем, начиная от визитной карточки и внешнего вида продукции и заканчивая деталями интерьера центрального офиса. Чем продуманней система визуальной и иной идентификации, чем целостнее ее представление в различных форматах и на различных носителях, тем больше шансов у бренда на успех и лояльное отношение к нему со стороны потребителей и тем больше у бизнеса шансов на успех и развитие. Основой такой системы является идея бренда, зафиксированная в символе и логотипе.

Руководители бизнеса, которым не безразлична репутация, имидж и престиж их продукции (услуг) могут застраховать индивидуальность своего бренда, имея на руках свод правил, согласно которым может осуществляться внедрения образа бренда в сознание потребителя. Это так называемое руководство или стандарты по коммуникационному стилю бренда или руководство по корпоративной идентификации бренда. Его цель не столько ограничить произвол в выразительных средствах при трактовке основных ценностей бренда, сколько дать им узаконенный систематизированный вид, направление, которому неизменно надлежит следовать для достижения намеченной цели.

Следует понимать, что стиль бизнеса – это не просто «аппликация» направлений деятельности, а коммуникативная технология и функциональный ресурс. Использование стиля в оформлении своей продукции или услуг должно стать своеобразным знаком качества, каким было право использования государственного герба на продукции в царской России. Время «нейтрального» дизайна закончилось, абстрактные и орнаментальные изображения, общие виды больше не отвечают потребностям нового фирменного визуального стиля бизнеса. Фирменный стиль должен создаваться исключительно профессиональными дизайнерскими средствами и ресурсами. Только таким образом можно добиться соответствия современным коммуникациям, а главное, говорить с потребителем стиля на одном языке. Поэтому на первое место вместо формы и формальных качеств стиля следует выводить идеологию и методологию его создания. Стиль создает окружение, интерфейс власти над потребителем. В этом заключается дискурсивная миссия стиля.

Значение и важность дизайна стиля для коммуникаций подробно описано Бодрийярдом: «…теоретическому пониманию «окружения» соответствует практическое понятие «дизайна» – которое, в конечном счете, должно анализироваться как производство коммуникации человека со знаками, знаков со знаками и человека с людьми. Необходимо заставить вступать в коммуникацию, то есть участвовать, но не посредством покупки материальных товаров, а при помощи информационных средств, посредством циркуляции знаков и сообщений. Вот почему окружение, как и рынок (являющийся его экономическим эквивалентом), – это понятие, способное стать универсальным. Оно является кратким обобщением всей политической экономии знака. Дизайн, как практика, соответствующая такой политической экономии, получает столь же широкое обобщение – и если начал он с работы над продуктами производства, то сегодня с логической необходимостью должен захватить все участки, и он уже захватывает их. Нет ничего более ложного, нежели границы, которые стремится установить «гуманистический» дизайн, ведь в действительности все принадлежит дизайну, все входит в его движение, независимо от того, признается он в этом или нет – дизайну подчиняется тело, сексуальность, человеческое, политическое и социальное отношение, потребности, стремления и т.д.».

Стиль консолидирует вокруг себя, задает ориентиры и смысловые маяки, напрямую влияя на социальную, культурную и экзистенциальную самоидентификацию человека. Это воздействие должно стать стержнем визуальной политики, не превращаясь в самоцель, так как даже ортодоксальная «магия рекламы» не является абсолютной. Стиль превращается в единое с медиа- и визуальными коммуникациями явление, в этом его преимущество по сравнению с обособленными знаками и символическими моделями.

Фирменный стиль должен быть открыт и визуально транспарентен. Эта установка повторяется в концепциях многих фирменных стилей, например, Билайн, Сбербанк. Визуальная транспарентность – это, прежде всего, открытость стиля для социальных групп, его смысловая доступность, выраженная с помощью понятного визуального языка в графике или типографике. На сегодняшний день стили многих российских компаний представляют закрытые и обособленные схемы, например, МТС.

Стиль создается для практического, а не декоративного использования, поэтому он должен быть максимально универсальным и доступным для восприятия. В качестве предметной составляющей современной семиосферы фирменный стиль должен учитывать все нюансы коммуникативной системы. Невозможно создать программу стиля на пустом месте; для создания стиля его исполнитель должен поставить и ответить на конкретные функциональные, перцептуальные, экзистенциальные, социальные и политические вопросы.

Дизайнеру как разработчику стиля следует понимать, что готового рецепта и прямого универсального руководства не существует и он его не получит никогда. Создание стиля требует творческого и зрелого мышления; задача заключается не в том, чтобы переложить идеологию на визуальный язык (где дизайнер стиля оказывается обычным переписчиком), но чтобы визуальный знаковый язык стал основой стиля. Только таким образом можно создать комплексную программу стиля и ее функциональный дискурс. Фрагментарный и несистемный подход к созданию стиля – окажется недееспособным, а весь проект убыточным.

Роль дизайнера в создании стиля должна быть пересмотрена, и это относится не только к дебатам о сумме вознаграждения или условиям тендера. В первую очередь это относится к самим дизайнерам, поскольку они намного лучше разбираются и четко себе представляют функционирование современных коммуникаций; бизнесу не следует бояться сделать дизайнера своим партнером. От качества и профессионализма созданного стиля зависит эффект, который он должен оказать на конечных потребителей товаров и сферу внешних отношений. Впрочем, следует предостеречь от того, чтобы засорять стиль сиюминутными экономическими требованиями, так как в подобном случае это угрожает потерей его универсальности.

Заниженная миссия стиля сведет его эффективность к нулю; стиль как временное рекламное объявление просто потеряется в среде постоянно обновляющихся корпоративных и рекламных коммуникаций. При этом стиль не должен подавлять или разрушать частную точку зрения – он должен развивать и пытаться налаживать коммуникацию с человеком. Стиль должен содержать самые подробные правила и рекомендации по использованию и расширению. Необходимы также и способы контроля за использованием стиля, которые предусматривали бы возможность консультирования и рецензирования по вопросам его использования, например, при создании специальных или дополнительных элементов, если в таковых возникает необходимость.

Фирменный стиль не должен быть замкнутой структурой, разрабатываться как часть закрытого документооборота или быть своего рода ограниченной экспортной версией. Он должен одинаково привлекательно смотреться и на представительском уровне, и в повседневной жизни, обогащая и концентрируя положительное восприятие, будь то торговый центр, государственное учреждение, рекламная или туристическая сфера.

Вопросы парадигмы фирменного стиля приобретают практический смысл, особенно в ситуации современной стилевой зыбкости, когда остро обнаруживается растерянность современного дизайна.

Главной методической проблемой российского дизайна и визуальной политики бизнеса в России, в целом в данной ситуации, является невозможность выдвинуть собственный новый стиль, который не был бы вторичным. Отсутствие стиля при полной свободе самовыражения остается неразрешимым вопросом как в теоретическом (отсутствие новых концепций, программ, манифестов), так и в практическом отношении. Смена ряда визуальных имиджей, редизайн отдельных компаний, новый дизайн олимпийской формы российской сборной носят единичный и фрагментарный характер, не соответствуя единой системе продуманного фирменного стиля.

Вопрос о стратегии стиля требует концептуальной концентрации. Только так может быть сформирована полноценная и дееспособная программа фирменного стиля компании, отвечающая конкретным историческим и экзистенциальным задачам и вызовам современности. Идентификация, атрибуция и формулирование стилевой стратегии являются одними из важных требований. Универсальности и стабильности стиля невозможно достичь без стратегического видения и репрезентации создаваемой конструкции. Вне стратегии стиля невозможно создать продукт, ориентированный на будущее. К сожалению, данный уровень мышления имеют только единичные и очень крупные российские компании.

Список использованных источников

  1. Жукова Т.Н. Роль эстетики в стратегии брендинга // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. – 2013. – №6. – С. 43-47.
  2. Зеленина А.Н., Ловыгин Д.С. Brend book и фирменный стиль, как одна из важных констант в ведении грамотного бизнеса // Вестник Воронежского института высоких технологий. – 2010. – №6. – С. 154-156.
  3. Копанева М.Р. Дизайн как средство управления корпоративной идентичностью // Дизайн-ревю. – 2010. – №1. – С. 28-33.
  4. Куликова П.В. Разработка фирменного стиля как важнейшего средства корпоративной идентификации компании // Сборник материалов международной научной конференции «Современные технологии в строительстве, дизайне, архитектуре». – М.: 2013. – С. 113-117.
  5. Куприянова Д.В., Кузина Е.С. Формирование имиджа как инструмента достижения стратегических целей предприятия в современных условиях // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2010. – №1. – С. 285-287.
  6. Куценко А.И. Rорпоративная идентификация бизнеса: бренд-бук и паспорт фирменных стандартов: монография / А.И.Куценко, Е.Г.Лашкова; Сиб. гос. индустр. ун-т. – Новокузнецк: Изд.центр СибГИУ, 2011. – 262 с.
  7. Литвинюк Л.К. К вопросу становления и развития фирменного стиля // Проблемы современной науки. – 2012. – №5. – С. 92-98.
  8. Подорожный А.М. Графические элементы фирменного стиля и их проектирование в форме брендбука // Вестник Ассоциации ВУЗов и сервиса. – 2008. – №1. – С. 95-99.
  9. Потапенко Н.Г. Brand-Book: разработка фирменного стиля // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. – №2. – С. 33-34.
  10. Чечко Н.А., Привалова Е.Д. Фирменный стиль как средство выражения корпоративной культуры // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2013. – №4. – С. 236-240.
Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна