Анализ психологического типа конкурента в маркетинговом исследовании

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

 Как известно, одним из аспектов проведения маркетинговых исследований является анализ конкурентных позиций предприятия и прогнозирование наиболее вероятных стратегий, применяемых конкурентами. Результаты подобного анализа необходимы для разработки оптимальной стратегии предприятия и победы в конкурентной борьбе.

Проведение анализа конкурентов, их сильных и слабых сторон возлагается на маркетинговую службу предприятия, а при ее отсутствии – в силу известных причин – на работников, непосредственно занятых планированием и разработкой маркетинговых решений.

Однако в процессе столь актуального для предприятия анализа работники маркетинговой службы зачастую сталкиваются со значительными трудностями, связанными с отсутствием качественной и полной информации относительно состояния и возможных действий конкурентов. Другая проблема связана со следующим обстоятельством: располагая знаниями в области экономики, менеджмента и права, обладая высоким уровнем квалификации и будучи весьма компетентными, работники маркетинговой службы часто не принимают в расчет возможности исследования психологического портрета конкурентов. Ведь то, что не укладывается в рамки экономических расчетов и выходит за пределы наиболее вероятных результатов, получаемых с помощью самых современных методов прогнозирования, можно попытаться объяснить, применив методы психологического анализа.

С целью анализа конкурентов следует, на наш взгляд, обратиться к методологии составления психологического портрета, объектом которого должны стать конкуренты в лице руководителя предприятия и членов его команды. Целью создания психологического портрета является выделение психологических особенностей исследуемого субъекта.

Значительное место в методологии составления психологического портрета является определение типа личности. Психологической науке известно значительное число альтернативных методик его определения, которые в большинстве или дополняют, или дублируют друг друга. Рассмотрим, какие выводы относительно конкурентов могут быть сделаны маркетологами, опираясь на результаты, полученные при исследовании типа личности их руководителя, и какие его слабые стороны могут быть выявлены в процессе данного анализа.

Опираясь на многочисленные исследования, психологи выделяют аналитический, благожелательный, контролирующий и экспрессивный типы личности. Каждый из этих типов характеризуются и сильными, и слабыми сторонами. И наша задача в данном аспекте связана непосредственно с разработкой таких методов конкурентной борьбы, которые позволили бы противодействовать сильным сторонам конкурента, не дав им в полной мере проявиться, и усилить действие слабых сторон.

В частности, аналитический тип личности характеризуется такими сильными чертами, как продуманность решений, обоснованность и дисциплинированность в работе. Вести конкурентную борьбу с противником, обладающим такими качествами, может оказаться весьма затруднительно, если не попытаться использовать его потенциально слабые стороны. Обратной стороной тяготения к продуманности может стать попытка исключения эмоций в процессе принятия решений. Однако значительная часть решений в бизнесе основывается скорее на опыте и интуиции менеджера, чем на экономических расчетах. Основательность в делах может стать причиной гипертрофированного стремления к безупречности, что может стать причиной конфликтов с коллективом. Опять же дисциплинированность хороша, однако существует опасность потери гибкости и излишней требовательности к подчиненным.

Благожелательный тип личности отличается:

  • как способностью оказать поддержку, так и склонностью руководствоваться желаниями других людей;
  • как терпеливостью, так и отсутствием временных рамок и склонностью не доводить дела до завершения;
  • как дипломатичностью, так и отсутствием самоуверенности и прямоты в решениях.

Контролирующий тип личности отличается:

  • как независимостью, так и трудностями, возникающими в совместной деятельности;
  • как решительностью, так и отсутствием склонности к анализу всех возможных альтернатив;
  • как целеустремленностью, так и концентрацией на желании, чтобы все решения принимались «по моему».

Отнесение к экспрессивному типу личности означает, что исследуемый субъект является:

  • коммуникабельным, но часто слишком много говорит, а это не способствует надежному сохранению коммерческой тайны;
  • энтузиастом, но часто слишком стремительно идет вперед в принятии управленческих решений;
  • мечтателен, а это свидетельствует о недостаточной реалистичности.

Итак, вооружив работников маркетинговых служб профессиональными знаниями в области психологии, можно рассчитывать на более успешные результаты прогнозирования действий конкурентов, скорректированные с учетом психологических особенностей, проявляющихся в полной мере при принятии управленческих решений.

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна